Урок русского языка в 10 классе по теме "Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Урок русског о языка в 10 классе по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

«Фразеология. Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов».

Цели урока:

  • систематизировать знания по теме “Фразеология”
  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Загадки – складки “Доскажи словечко”.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (
не разольёшь).

Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (
поперек),

И так устали мы в дороге,
Что еле … (
волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(
медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес …(
кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…(
вянут).

Самопроверка. В какую лексическую группу можно объединить досказанные слова?

Ученики: Фразеологизмы.

 Просмотр видеоролика «В гостях у фразеологизмах»

3.Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Один видный ученый – русист В.В.Виноградов, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка сказал: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно. А также мы с вами будем продолжать готовиться к ЕГЭ.

4. Вступительное слово учителя. В начале урока я привела вам в пример слова ученого-русиста о фразеологии. Но, тем не менее, мне хотелось бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки:

Слайд № 3

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

      - Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).

5.Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним,

1.Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

2.Можно ли заменить фразеологизм одним словом?  Да. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

3.Играют ли фразеологизмы роль в предложении?  Да.  Фразеологизмы  выполняют роль одного члена предложения)

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

4.Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

5.Что нужно знать о фразеологии, чтобы вы смогли украсить свою речь? Необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

6.Давайте узнаем, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Сообщение- презентации  учеников «Исторические корни происхождения фразеологизмов».

7. Закрепление умений и навыков.

Задание 1. Давайте определим фразеологизмы по их первоначальному употреблению

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

Потемкинские деревни,  Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом.

2

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, мерить на свой аршин, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку.

3

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Герой не моего романа, премудрый пескарь, пошла писать губерния, демьянова уха, быть или не быть,  сражаться с ветряными мельницами.

4

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын.

5

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию,  Манна небесная, валаамова ослица,  глас вопиющего в пустыне.

6

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить,  дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел.

7

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альфа и омега,  после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, варфоломеевская ночь.

8

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания,  цепная реакция, катиться по наклонной плоскости.

Задание 2. Самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам.

В тетради

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

 Слово учителя.

6.Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?(Лексика)

7. Что свойственно фразеологизмам  в таком случае? (свойственны такие явления как синонимия и антонимия).

8.Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

9.Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Задание 3. Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

10.Где мы можем выяснить значение и происхождение фразеологизм? По словарям. Здесь представлены лишь некоторые из них.

Задание 4. Замените фразеологизм одним словом.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. УШИ
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР

Задание 5. Прочитайте предложения и запишите их.   Найдите  фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

  1. 1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев)  4) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков).

Задание 6 «Путаница». В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить.

Крокодил в мешке (кот), как с совы вода (с гуся), утиная песня (лебединая), тигриная доля (львиная), стреляный петух (воробей), подложить барана (свинью), барсучья услуга (медвежья).

Сообщения- презентации учеников:

 - кошки;

- крылатые выражения;

- фразеологизмы наших дней.

Задание 7. Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а)        Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г)        В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а)        Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б)        Топором не размахивай.

в)        Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г)        Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б)        Комар сел мне на шею.

в)        Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г)        Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

 а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

  1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б)        Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в)        Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г)        Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а)        Не только дом разрушен — двора не осталось.

б)        До постоялого двора осталось три версты.

в)        После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г)        Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а)        А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б)        Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в)        Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г)        Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а)        Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б)        Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в)        Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г)        Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

Рефлексия.

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

-Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

-Какова их роль в речи?(делают ее яркой, выразительной)

Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

Проверка домашнего задания. Эссе «Зимняя Елабуга», используя фразеологизмы и крылатые выражения, которые мы с вами подобрали.

Домашнее задание (на выбор): написать сочинение - миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...