СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ ПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
материал по русскому языку на тему

ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по русскому языку в контексте ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_2.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Проектирование образовательного процесса по русскому языку в контексте ФГОС»

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

                Слушателя курсов Зуевой Ольги Викторовны, учителя  русского языка и литературы ГБОУ ООШ с.Гвардейцы.                                                  

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

13

Введение.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Именно в школе начинается процесс становления качества творческой личности, и очень важно правильно организовать этот процесс.

«Система работы по  развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка» - это та тема,  которая  актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка,  связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей. Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира.

К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.

Задача  заключается в том, чтобы развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон.

Научная новизна этой работы состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку,  творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Объектом исследования  является процесс развития творческих способностей обучающихся 5-9 классов.

 Предмет исследования  система развития творческих способностей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

 Цель  исследования  создание педагогических условий для развития творчески мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях

2) использовать систему форм, методов и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей

3) расширить образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения и приобретения ими опыта общения

4) провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся.

Основная часть.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребёнка. Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации ребенка, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию. И здесь нужна помощь учителя, чтобы обрести возможность для выражения своего «я».

Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование сочинений;
  • игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
  • творческие задания на дом.

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Сочинения. Этот вид работы очень нравится  детям. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, дети собирают  материал, наблюдают, делают пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему, учащийся обращают внимание на построение предложений, на красочное описание  природы. Каждому ребенку тема раскрывается по-своему.  Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети становятся внимательнее относиться к слову,  более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка.  

Технологическая карта урока.

Тема: Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Тип урока: Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников:

  • овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины), преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание).
  • создавать устные и письменные тексты–описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

Этапы урока

Ход урока

Формирование

УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока.

На экран с помощью компьютера проецируются репродукции картин об осени, среди которых репродукция полотна И.И. Левитана «Золотая осень».

Краткая подводящая к теме беседа.

– Что вы сейчас увидели? (Картины осенней природы.)

– Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.)

– Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

– Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов. Вам предлагается письменно рассказать о картине И.И. Левитана «Золотая осень». И рассказ ваш будет называться сочинением.

– Запишите тему урока. (Сочинение – описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».)

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

III. Подготовка к сочинению ­ описанию.

1. Актуализация изученного о типах текста, с опорой на сведения в рамке из §4 на с. 35 (описание как тип речи).

– Вспомните, что такое описание как тип речи.

– Какие ещё типы речи знаете? Проверьте себя.

– Как строится описание?

– Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

– При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.

2. Чтение заданий и вопросов в упр. 68.

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски цвет, определяют настроение, которым проникнута картина (жизнерадостное, торжествующее чувство красоты).

3. Работа над планом.

Выявление общей композиционной схемы текста­описания:

общее впечатление        

I. Вступление

отдельные предметы, их признаки

II. Основная часть

оценка, настроение        

III. Заключение

4. Устные рассказы учащихся по плану.

3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

IV. Написание сочинения на черновике.

Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

V. Оформление работы на чистовике.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к словарному диктанту на основе слов в рамке раздела 1 «Слово и его звуковая оболочка».

Изложение. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях используется материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаются учащимся задания, проблемные вопросы, предлагается изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Творческие словари. Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

Использование игр на уроках. Игра - это органическая форма деятельности  школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион".  Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый.

Творческие  уроки. Творческие уроки повышают интерес к урокам русского языка, способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия.  В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Уроки - семинары помогают  обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

Заключение.

Подводя итог,  нужно отметить, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады. Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:

1. Учащиеся могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

2. Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М.: Роспедагентство, 1994.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия", 2002.
  4. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. №7.
  5. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: “Треугольник”, 1993.
  6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. – Кн.1. Общие основы. ПО. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов"

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов". Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

Планирование и ситема работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и летературы

На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческие способности учащихся. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифиц...