Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Терешина Оксана Григорьевна

 

Урок русского языка в 5-м классе на тему «Без труда нет добра» (повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол»)

Цели урока:

  1. Повторить и систематизировать полученные теоретические сведения о глаголе.
  2. Закрепить умения применять полученные  знания на практике при выполнении орфографического, синтаксического, морфемного и морфологического анализа глаголов.
  3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; продолжать формировать навыки создания письменных высказываний на заданную тему.
  4. Развивать логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся.
  5. Воспитывать интерес к родной поэзии, истории; воспитывать уважение к Родине.
  6. Воспитывать уважение к труду и людям разных профессий.

 

Оборудование: портреты В.В. Путина, А.С. Пушкина; раздаточный материал; иллюстрации по теме труда, медиафайлы.

 

Ход урока:

Слайд 1.(+тема)

Эпиграф:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе на тему «Без труда нет добра» (повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол»)

Цели урока:

  1. Повторить и систематизировать полученные теоретические сведения о глаголе.
  2. Закрепить умения применять полученные  знания на практике при выполнении орфографического, синтаксического, морфемного и морфологического анализа глаголов.
  3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; продолжать формировать навыки создания письменных высказываний на заданную тему.
  4. Развивать логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся.
  5. Воспитывать интерес к родной поэзии, истории; воспитывать уважение к Родине.
  6. Воспитывать уважение к труду и людям разных профессий.

Оборудование: портреты В.В. Путина, А.С. Пушкина; раздаточный материал; иллюстрации по теме труда, медиафайлы.

Ход урока:

Слайд 1.(+тема)

Эпиграф:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол

1. Оргмомент. Подготовительная беседа. (Морфология. Развитие речи.) (Проверить готовность к уроку, настроить детей на работу по данной теме. (5 мин).

- Мы с вами изучили большой и важный раздел о глаголе. Сегодня у нас заключительный урок по этой части речи. Чем, по вашему мнению, мы займемся? (Ответы).

- А что такое глагол как часть речи? (Ответ.) А можно дать другое, поэтическое определение глагола.  (Ученик читает отрывок из стихотворения о глаголе). Это будет эпиграфом к нашему уроку. Слайд 1.

- Посмотрите на тему и эпиграф к уроку. Что их объединяет? О чем еще будем говорить на уроке? (О труде, работе, занятиях).

- Какие глаголы употреблены в эпиграфе? Выпишите глаголы из эпиграфа.

- Как хорошие профессионалы получают награды, так и вы за правильные ответы получите медали.

2.1. Контроль домашнего задания. (Развитие речи.)

- Дома вы писали мини-сочинение о профессии одного из своих родственников с грамматическим заданием (употребить не менее 5 глаголов). Тип речи – по вашему выбору. (Слушаем и обсуждаем 2-3 сочинения). Называю трех человек, чьи сочинения заслушаем.

3.1. Разминка. (Морфемика и словообразование. Орфография.) (3-4 мин.)

- Пока мы проверяем домашнюю работу, остальные выполнят зарядку для ума, чтобы дальше активно потрудиться на уроке. Составьте глаголы из морфем. Кто больше? Это личный зачет.

(Таблица выводится на экран).

Слайд 2.

приставка

корень

суффикс

ф/о суффикс

раз- (рас-)

-смеш-

-ся

-ть

на-

-говор-

-а-

-ти

у-

-скак-

-и-

под-

-раст-/-ращ-

-ва-

за-

-нес-

-ну-

пере-

-пир-

-ива-

2.2. Беседа по домашним сочинениям.

- Понравилось ли вам сочинение?

- Раскрыты особенности профессии?

- Какие глаголы употребили?

- Какой тип речи использован? Выдержан ли он полностью? (Оценить, похвалить; дать медаль).

3.2. Итоги разминки.

(Те дети, у которых проверяла домашнее задание, во время подведения итогов разминки записывают  глаголы).

- Кто сколько составил слов? В какой форме стоят глаголы? (Инфинитив). Докажите. (Суффиксы инфинитива). (Пройти по классу проверить правильность выполнения задания и количество. Выбираю 1 лидера).

- Называй глаголы. (Остальные записывают называемые глаголы). Выполни 1 словообразовательный анализ глагола (н-р, рассмешить). Какая орфограмма есть в этом слове (приставка на з/с), вспомни правило. (Победителю медаль).

Выводы:

- Какими способами образуются глаголы? (Суфф., прист., прист.-суф.)

- С какими профессиями ассоциируются эти глаголы? (Официант, грузчик, актер, учитель и т.д.).

4.1. Работа с пословицами. (Синтаксис предложения. Морфология. Орфография. Развитие речи.) (10 мин.)

- Вы сделали разминку для ума. Однако одна голова – хорошо, а две лучше. Поэтому обратимся к народной мудрости, к пословицам. Работаете в парах. (Раздаю листы с пословицами).

- Кто быстрее из двух половинок соберет пословицы? (Медали первой паре, на экран вывожу пословицы). Проверьте себя. Прокомментируйте смысл одной из пословиц.

- Один из пары идет к доске: запишите сначала пословицу, которая является простым предложением, выделите грамматическую основу (укажите в какой грамматической форме стоит глагол: наклонение, время, число, лицо или род, вид), объясните орфограммы; затем БСП, ССП, СПП. (Медаль, похвалить).

Слайд 3.

Глаза страша(тся, ться), а руки делают.

Упорно труди(тся, ться) – буд..т хлеб в закромах води(тся, ться).

(Не)ленись за плужком – буд..ш.. с пирожком.

Ремесло плеч (не)тян..т.

Всякая земля хороша, если рук (не)жалеть.

5. Командное соревнование. (Развитие речи. Синтаксис словосочетания. Морфология.)

Слайд 4. (Портреты В.В. Путина и А.С. Пушкина)

- Ребята, мы увидели, что народ с уважением относится к труду и к тем, кто умеет хорошо трудиться. И тот человек, который с любовью относится к своему делу, старается принести пользу окружающим людям, может достичь многого в своей жизни и стать примером для других. Например, как очень любимый мною поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин и очень уважаемый президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.

- Разделитесь на две команды (по рядам), сядьте в кружок. Выберите секретаря, который будет записывать ваши варианты в бланки. (Бланки розданы в начале урока).

- Итак, задание: составить как можно больше словосочетаний, связанных с деятельностью президента и писателя и (или) поэта и записать их в соответствующие колонки ваших бланков. Словосочетания должны соответствовать моделям «глаг.» + «сущ.», «глаг.» + «нареч.», «глаг.» + «мест.» (схемы записаны заранее на обратной стороне доски), глаголы не должны повторяться в словосочетаниях. Времени дается 3-4 минуты.

- Проверяем. Секретари, зачитывайте поочередно словосочетания из каждой колонки. Победитель определяется по сумме результатов по обеим профессиям. (Медали всем членам победившей команды.)

- Один из членов команды-победителя идет к доске и выполняет синтаксический разбор 2 словосочетаний разных моделей. Н-р, руководить ответственно (гл.), писать стихи (гл.). (Медаль).

6. Игровое задание «Передай другому». (Морфология. Морфемика. Орфография. Развитие речи.)

- Мы поиграем в игру под названием «Передай другому». Кто хочет поработать у доски? (1 ученик). Я даю вам конверт, в котором лежат карточки с названиями разных профессий. Вы достаете по одной карточке и называете глагол, связанный с данной профессией, а ученик у доски ставит этот глагол в одну из указанных форм: не +  2 л. ед.ч.; не + 2 л. мн. ч.; не + повелит.накл. мн.ч. (Формы глагола заранее написаны на обратной стороне доски.) Передаете конверт другому (5-6 слов).

- Выделите у глагола окончание, объясните его правописание (спряжение, ь после шипящих) и формообразующий суффикс в тех формах, в которых он есть; объясните правописание частицы не с глаголами. (Медаль, похвалить).

(Названия профессий: тренер, парикмахер, механик, цветовод, юрист, художник, врач, дизайнер, строитель, корреспондент, воспитатель, диктор, актриса, экспедитор, сварщик, водитель, риэлтор, бухгалтер.)

  1. Творческое задание «Писатель». (Развитие речи. Пунктуация. Морфология. Орфография.)

Слайд 5.

- Давайте испытаем себя в роли писателя. Перед вами фотографии людей разных профессий (клоун, врач, космонавт, оператор/корреспондент, строитель, косметолог). Назовите их. (Ответы.) Составьте небольшое сочинение (5-7 предложений) по одной из фотографий, употребив не менее 3-4 глаголов. А т.к. задание творческое, придумайте ситуацию и диалог, который мог бы произойти в этой ситуации. (3-4 мин.)

(Слушаем 2-3 сочинения. Проверить пунктуацию.)

- Какими знаками препинания оформляем диалог? (Тире.) (Медали, похвалить.)

8. Домашнее задание. (Развитие речи.)

- Ребята, дома вы напишите мини-сочинение «Как я помогаю родным» (5-7 предложений), подчеркнуть глаголы как члены предложения.

9. Итоги урока. (Рефлексия. Развитие речи).

- Что вам понравилось на уроке? Какие задания вы выполняли уверенно? Какие правила в этом вам помогли? Что-то вызвало у вас затруднения? Какие позитивные мысли появились у вас за время урока? Как вы оцениваете свою работу? Работу одноклассников?

- Посчитайте, кто сколько медалей заработал. (Объявление отметок за урок. Дежурный собирает тетради с домашним заданием.)

- Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по русскому языку в 7 классе на тему "Союз"

На уроке рассмотрены трудные случаи написания союзов и омонимичных частей речи...

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Причастие".

Данный урок содержит материал по повторению и обобщению основных понятий о причастии.  Важными  элементами урока является характеристика причастия  по плану, что вырабатывает у учащихся...

Обобщающий урок по русскому языку в 8 классе по теме "Простое предложение"

Урок по теме: «Синтаксический разбор простого предложения»Цели: повторить основные способы связи слов в словосочетании и предложении;формировать умение производить синтаксический разбор простого...

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Имя прилагательное"

Данный урок разработан с целью обобщения и закреплеия полученных знаний по теме "Имя прилагательное"...