Сложноподчинённые предложения с придаточными места
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Парушкина Галина Николаевна

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными места" , в ходе урока даётся план, которым можно пользоваться при характеристике предложений подобного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnym_mesta.rar82.67 КБ

Подписи к слайдам:

Подобные
значения имеют
придаточные
обстоятельственные, которые отвечают на те
же вопросы
и делятся на те же виды, что и
обстоятельства в
простом предложении
.
Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы.
Укажите
различия в строении и значении этих предложений
.
Медведь остановился там, где только что стоял лось.
[...

т
ам
]
,
(
союзн.
с
л
.
где

...).
Медведь остановился на той поляне, где только что
сто­ял
лось,
[...
той
+
сущ.], (союзн.
сл
.
где
...).
Чтение материала учебника на с.111-112
Дома
С.111-112, упр.152, ЗСП-4
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места
Парушкина
Г.Н.
МБОУ «Бородинская ООШ»
1) 
образа действия
(отвечают на вопросы
как? каким образом?
):
Мы пошли пешком.
2)
 времени
(
когда? с каких пор? до каких пор?
):
Мы приехали вчера.
3) 
места
(
где? куда? откуда?
):
Я побежал вперед.
4) 
причины
(
почему?
):
От усталости у меня кружится голова.
5) 
цели
(
зачем?
):
Я пришла мириться.
6) 
меры и степени
(
в какой мере, степени?
) — эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:
Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.
7) 
условия
(
при каком условии?
):
Без звонка туда идти нельзя.
8
) уступки
(
несмотря на что?
):
Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.
По
предложенному плану
проанализируйте предложения.
1. Определите тип предложения, сколько простых
предложений
входит в него (найдите и подчеркните
грамматические
основы).
2. Найдите главное предложение.
3. Прочитайте придаточное предложение и
определите его
место по отношению к главному.
4. Определите, что поясняет придаточное (всё
главное, слово
или словосочетание), поставьте вопрос от
главного предложения
к придаточному.
5. Назовите тип придаточного.
6. Укажите способ соединения придаточного
предложения
с главным (союзы, союзные слова, интонация).
7. Выясните, есть ли в главном предложении
указательное
слово.
8. Объясните знаки препинания.
9. Составьте графическую схему предложения.
Найдите обстоятельства, определите, чем они выражены , на какие вопросы
отвечают
Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-серёжки, и они долго висят на каждой иголке, украшая их , будто бриллианты.
Какие виды обстоятельств вам известны? Приведите примеры.
8) На пне где мы сидели я заметил несколько фи­гур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке. (М.-Мак.) 9) Когда мы по­дошли к правому берегу мне указали там где я меньше всего ожидал узкую тропу (в)верх. Только с помощью корней и вет­вей можно было
добра(
т,ть
)
ся

до площадки откуда тропинка становилась шире и
отложе
. (М.-Мак.) 10) Красные лучи ложи­лись огнистым свинцом по речке там где она пряталась под на­висшие кусты. (Т.) 11) Он выехал оттуда откуда одна за дру­гой с..
езжали
(во)двор лошади. (А. Н. Т.)
Начертите схемы предложений, определите вид
придаточного
В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
На месте, где они когда- то росли, посажены молодые сосёнки.
Мы спросили, когда нам прийти снова.
В росистых лугах бежит речонка, что мне так мила.
Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
Спишите
, расставляя знаки
препинания, укажите сложноподчинённые
п
редложения
с прида­точными места, определительными и изъяснительными
.. Составьте
схемы 1, 2 и 7-го
предло­жений.
1) Алексей пополз туда где теперь
уже совсем
ясно были различимы звуки канонады
.(
Пол.) 2) Куда река пошла там и русло будет, (
Посл
.) 3) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк
.
(Ч.) 4) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м..
нило
туда где оно к. .
салось
краем зеле­ни лугов. (М. Г) 5) Иди куда влечёт тебя свободный ум. (П.) 6) Вскоре он угадал где находится. (А. Г.) 7) Пароход плавно нёс свои огни и палубу заполненную пассажирами мимо подмо­сковных дачных рощ и разливов где
дог..рал
холодноватый за­кат. (
Пауст
.)
Запишите все известные вам сочинительные союзы
Средства связи и вопросы СПП с
придаточными определительными и изъяснительными
Перестройте простые предложения в сложноподчинённые, заменяя
выделенные второстепенные члены придаточными места. Запишите эти
предложения, расставляя знаки препинания
.
1) Город Коломна находится
при впадении реки Москвы в Оку.
2) Все бросились
к месту приземления самолёта,
3) Лод­ка с силой ткнулась в берег
у крутою поворота реки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»

конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к...

Конструкт учебного занятия с использованием ЦОР по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными места" с презентацией

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР(цифровые образовательные ресурсы)Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными места.Продолжительность учебного занятия: 45 мин.Тип...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...