Из опыта работы учителя русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Потлова Валентина Викторовна

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы  Озерского филтала МБОУ Верхнеспасской СОШ Потловой Валентины Виктьровны

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

Тема  педагогического опыта

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫУ РЕСУРСЫ и  СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

Сфера использования

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.    

В чем сущность ППО

В использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)        

Основные образовательные возможности ЭОР:

Объективность  контроля;

Возможности индивидуализации процесса обучения;

Возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий);

Возможность сочетания методических приемов;

Разнообразие видов деятельности обучаемых.

                  Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:  

  Мультимедийность

Моделирование

Интерактивность

Концепция  ППО

Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения.

•         Учет особенностей восприятия современных детей и подростков;

•         Использование технических возможностей, обеспечивающих  наглядность (мультимедийность);

•         Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств;

•         Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР)

Основные риски при применении ЭОР на уроках русского языка

•         Наличие некачественных ЭОР;

•         Увлечение использованием ЭОР в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика (напр., нерациональное использование времени урока);

•         Неготовность учителя к сочетанию различных приемов, гибкому и вариативному использованию ЭОР;

•         Недостаточные технические возможности школы

Условия реализации ППО

Понимание преимущества использования ЭОР наряду с традиционными средствами обучения для организации учебной деятельности обучающихся;

Высокий уровень профессионального саморазвития и творчества педагога;

Владение навыками анализа образовательного потенциала, критического и методического анализа образовательных возможностей ЭОР

Владение средствами ИКТ (ИКТ-компетентность)

Понимание и предотвращение возможных рисков

 

Результат использования ППО

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю  экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и ,как следствие, повышает  уровень обученности учащихся.

Краткое описание опыта

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются  интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие) дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.

 ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

 

  1. Введение

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.  Учителя задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку: современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ

Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить  детей  учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с  максимально  большей пользой для ребенка использовать возможности этого  столь привлекательного  для современных школьников  ресурса.

.К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер.

ЭОР – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:  предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного .

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов(ЭОР) сегодня очевидна  многим, потому что они

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru 

http://eor.edu.ru 

  1. Электронные образовательные ресурсы и современный урок русского языка

Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы.

Учителя русского языка и литературы в силу понятных причин весьма осторожно относятся к применению новых информационных технологий на своих уроках. Целеполагание их деятельности во многом отличается от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, главное для нас – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. Но ЭОР становятся хорошим помощником учителю-словеснику, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным.  ЭОР на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций  экономит время, более эстетично оформляет  материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.

Использование ЭОР   на уроках русского языка позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках. Так урок становится ярким, образным, деятельностным. Использование интерактивных тестов  не только экономит время учителя, но и  помогает  учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если ещё и вспомнить суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю-словеснику использовать ЭОР, отпадут сами собой.

Правильно подобранный к уроку ЭОР  пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы Создано множество  различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства .  Повышают   наглядность, интерактивность урока русского языка  анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения,  правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего могут использоваться на уроке.

Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Использование  разных видов презентаций позволяет решать следующие задачи:

1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрируют  содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

2. Презентации- «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей,  допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и  создают  максимальный эффект присутствия.

3. Презентации - "Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его , отсюда: задействуют  три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

4. «Интерактивные презентации»   наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ,  позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового  или самоконтроля  результатов усвоения.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается  демонстрацией  учащимся красочных схем, для пояснения используются различные  звуки  и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.

   С помощью  электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный Это и тесты из коллекций ЦОР,  и тесты, содержащиеся на дисках.  Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за горами то время, когда в классах будет по 2-3 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и одного компьютера в классе не было.

  • Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы,  интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся,  ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:

 мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;

обучающая программа «Фаза»;

  Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;

 Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

 Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия ;

 Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык;

 тренажёр «Русленг»( на портале ЦОР);

 орфоэпический тренажёр.

Инновационный учебник «Русский язык, 5-7 класс» (авторы - О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, Л.А. Дунаева, К.М. Герасимова). Интерактивные уроки, построенные по модели школьного занятия, созданы на базе мультипликации и максимально приближают виртуальное обучение к реальному. Многоуровневые интерактивные таблицы сложной структуры, содержащие информацию по теме, нескольким темам, а иногда по всему разделу могут использоваться учителем в качестве наглядного и справочно-информационного материала. Ученик может использовать таблицы для поддержки ответа. Сборник анимированных сюжетно организованных сцен, организованных по принципу "вопрос – ответ" акцентирует внимание ученика на трудных или интересных языковых явлениях, часто связанных с типичными ошибками.

Гипер-медиаконструктор»5-7кл»( на портале ЦОР)

 «Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский).

ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение благодаря решениям,

предусматривающим включение в систему работы с ними вариативных  электронных учебных материалов.

Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:

- задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

 -есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;

- программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление,

И ещё один момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание, - электронный  дневник Я веду его на страничке нашей школы на сайте http://dnevnik.ru/, в пространство которого школа вошла в  прошлом  учебном году. Должна признать, что это замечательный способ своевременного доведения результатов деятельности учеников на уроке до их родителей а также открытая форма предъявления домашнего задания, которое можно не просто сформулировать в виде страниц или номеров упражнений в учебнике, но и сопроводить комментариями, ссылками на источники, которые помогут детям с этим заданием справиться.

3. Заключение

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать  домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.

 Что дают ЭОР учителю?

- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это престижно.

-использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности

. построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

-использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЭОР на уроках русского языка помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы,  и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 

Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в ИНТЕРНЕТе.

Приложение 1

ЭОР для учителя русского языка и литературы

http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

Справочные, научные материалы:

 

http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru/-  Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

 

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

 

www.feb-web.ru/– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы

http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

Издательский дом «Первое сентября»:

 

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

Федеральный портал «Российское образование»:

 

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/- Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

 

Методические материалы:

 

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

, «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

http://www.proshkolu.ru/

, http://www.openclass.ru/

http://www.russkyiaz.ru

Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/– Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

www.a4format.ru/– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://school.iot.ru/– Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/- Сообщество учителей-словесников

  http://school-collection.edu.ru/

Олимпиады, конкурсы:

 

http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр

http://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»

http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова

http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»

www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады

http://www.desc.ru/show.html?id=614/

– Интернет-карусель (on-line соревнования)

 

Дистанционное образование:

 http://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)

ЕГЭ:

 

http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме

http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»

Интернет порталы

  1.  http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
  2.  http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками
  4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена
  5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения
  6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

Приложение 2

ЭОР для учащихся:

 Словари. ру. -  http://slovari.ru/dictsearch

 Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota

 Справочная служба http://www.gramota.ru/

 Русские поэты. Краткий портретный тест.

http://gramma.ru/LIT/?id=8.201

 Экзамены. Нормативные документы - http://gramma.ru/EXM

/  и другие.

Приложение 3

ЭОРы по русскому языку

1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

2 Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

3 Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

4 Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http://www.philolog.ru/dahl/

5 Имена.org - популярно об именах и фамилиях

http://www.imena.org

6 Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

7  Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

8  Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

9  Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://www.mapryal.org

10  Мир слова русского

http://www.rusword.org

11 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://www.ruscorpora.ru

12Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

13  Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

14  Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

http://gramota.ru/book/ritorika/

15   Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

16  Рукописные памятники Древней Руси

http://www.lrc-lib.ru

17  Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

http://rusgram.narod.ru

18  Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

19   Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

http://character.webzone.ru

20  Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

http://www.svetozar.ru

21   Свиток - История письменности на Руси

http://www.ivki.ru/svitok/

22   Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык

http://vedi.aesc.msu.ru

23  Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой

http://slovesnik-oka.narod.ru

24  Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

25   Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

26   Центр развития русского языка

http://www.ruscenter.ru

27  Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning-russian.gramota.ru

28.       Аудиокниги

http://audio.1c.ru/

Приложение 4

Адреса полезных сайтов:

http://school-collection.edu.ru

 - Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.

http://www.shpl.ru

– полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,

 огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru)

,

http://gramota.ru

/ - часто обращаюсь к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей активно использую предлагаемые интерактивные диктанты,

 набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),

http://www.it-n.r

u/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,

http://www.1september.ru

 - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,

http://www.openclass.ru

/ - сетевое образовательное сообщество учителей,

http://www.biblioclub.ru/audio_books.php

 - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),

http://prosv.ru

 сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,

http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 

– проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;

http://pedsovet.su/load/27-2-2 - «Pedsovet.su»

 - педагогическое сообщество учителя информатики Екатерины Хорьковой. Он представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования. Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь как начинающим педагогам, так и опытным учителям. В основе сайта лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. Идея сайта: "Учитель, помоги учителю!" Составителями сайта Pedsovet.su являются талантливые учителя, которые взяли на себя ответственность помогать педагогам удаленно, через интернет. Все материалы этого сайта разработаны пользователями сайта или найдены в сети интернет как свободно распространяемые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...