Обобщение опыта
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Хадаева Алина Ахсаровна

           «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_pedchtenii_tsorieva.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                           

                                      Доклад на тему:

         «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы».

Педсовет «Новые технологии в обучении и воспитании»

 

Учитель русского языка и литературы филиала РФМЛИ с.Мацута – Хадаева А.А.

 

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 45 минут: и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью.

Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Большое значение имеет организация урока.

1.Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

2.Для того чтобы ребенок не уставал необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

3.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках дифференцированных заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.

4. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Особенно нравиться детям искать ошибки, используя цветные ручки.

5.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

6.На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

6.Эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

 

Методы и приемы на уроках:

Динамические паузы:

1) упражнения для глаз,

2)кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке,

3)переключения на новый вид деятельности.

Необходимо создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, проводить целенаправленную пропаганду здорового образа жизни, следть за выполнением школьниками режима дня.

Учителям русского языка и литературы нужно разрабатывать и широко использовать в практике методы по воспитанию на уроках, во внеклассной деятельности этических норм поведения и эстетического восприятия окружающего мира учащимися.

Учащимся 5-11 классов надо раскрыть и показать возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на их здоровье.

На мой взгляд, посещение театра, музеев, художественных выставок

способствует правильной организации досуга школьников.

На интегрированных уроках русского языка, литературы и МХК учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой.

Красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушными.

Школьники уже по-иному смотрят на окружающую их природу, нашу действительность, на сохранение экологии.

На уроках русского языка широко использую в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваем режим дня школьника с последующим его обсуждением.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Литература:

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.

2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.

3. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...