Обобщающий урок по теме: "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Закрепление материала по теме: "Предлог" (5-6 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_predlog.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТНЫЙ УРОК

ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГ»

Цели: 1. обобщить и закрепить знания по теме «Предлог»;

                    2. закрепить навыки морфологического разбора предлога;

                            3. развивать навыки монологической речи.

Методические приемы: тест, словарный диктант, выполнение упражнений.

Оборудование: карточки с тестами.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Вопросы к классу:
  1. Что такое предлог? (Предлог – служебная часть речи, служащая для связи слов в словосочетаниях и предложениях).
  2. Какие бывают предлоги? (предлоги бывают простыми, составными, производными, непроизводными, однозначными, многозначными).
  3. Какие предлоги называются однозначными; многозначными;                                         производными; непроизводными; простыми; составными? (однозначные – предлоги, употребляющиеся только с одним падежом; многозначные – предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами; производные – предлоги, образованные путем перехода слов из самостоятельных частей речи, при этом теряя свое лексическое значение и морфологические признаки; непроизводные – предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи; простые – предлоги, состоящие из одного слова; составные – предлоги, состоящие из двух (реже трех) слов).
  4. Какие отношения могут выражать предлоги? (предлоги выражают пространственные, временные, целевые, причинные отношения)
  1. Выполнение теста.

Вариант I

Задание №1. Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы. Справа запишите словосочетания с омонимичными производным предлогам  словами.

1) Не смотря на привычку; не взирая на непогоду не смотря в окно;

2) В продолжен… двух дней; в месте с голосами; в месте затмения;

3) Что-то на подоби… ложки; указать на подобие фигур; по причин… неудачной охоты;

4) На встречу мальчикам; на встречу с мальчиками; в следстви… снега;

5) В виду дождя; иметь в виду; в виде корзины.

Задание №2. Продолжите предложения так, чтобы знаменательные слова в скобках превратились в предлоги (они несколько изменят свой облик), запишите полученное служебное слово справа напротив соответствующей цифры.  

  1. (следствие) Вылет самолёта задерживался………
  2. (цель) Фермер применил удобрение……
  3. (счёт) Служащий поинтересовался…...  

Задание №3. Подчеркнуть «третий-лишний», открыть скобки.

  1. (На) встречу с писателями; выйти (на встречу); иду тебе (на) встречу.
  2. (Не) взирая на усталость; (не) смотря на запрет; (не) смотря в глаза.

Задание №4. Определить какой частью речи является слово «согласно» в следующих сочетаниях.

Согласно вашим указаниям; дитя гулять согласно; они живут согласно.

Вариант II

Задание №1. Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы. Справа запишите словосочетания с омонимичными производным  предлогам  словами.

1) В течени… урока; в течени… реки; в следстви… болезни.

2) В силу обстоятельств, в след каретам; в след от ботинка.

3) На счет работы, на счет в банке; в целях углубления темы.

4) В роде пейзажа; в роде моём трусов не было; по причине неустроенности;

5) В продолжени… ливня; в продолжени… сериала; в отношени… вопроса.

Задание №2. Продолжите предложения так, чтобы знаменательные слова в скобках превратились в предлоги (они несколько изменят свой облик), запишите полученное служебное слово справа напротив соответствующей цифры.  

  1. (Место) Впоследствии я поставил его………
  2. (Вид)  Учащийся отсутствовал……
  3. (Течение) Рыбак чинил сеть…...  

Задание №3. Подчеркнуть «третий-лишний», открыть скобки.

1) (В) виду предстоящего отъезда; находиться (в) виду неприятеля; иметь (в) виду.

2) (В) следстви… слабого зрения; (в) течени… пяти минут; (в) последстви… это появилось в печати.

Задание №4. Определить какой частью речи являются слова «навстречу» («на встречу») в следующих сочетаниях.

(На) встречу с братом не рассчитывай; (на) встречу утренним лучам шагаю я; собака бежала навстречу.

  1. В следующих предложения раскрыть скобки. Предложения переписать в тетрадь.
  1. Не всякая (без) дна (без) дна. (Не всякая бездна без дна).
  2. Действуешь (на) удачу – не рассчитывай (на) удачу. (Действуешь наудачу – не рассчитывай на удачу).
  3. Не вертись с (под) носом у меня (под) носом. (Не мелькая с подносом у меня под носом).
  4. Ты (с) той (с) той стороны, а я с этой. (Ты стой с той стороны, а я с этой).
  1. Словарный диктант.

        Ввиду изменившейся обстановки; иметь в виду правило; говорить насчет похода; рассказать в  продолжении романа; действовать вопреки рассудку; посмотрел ему вслед; шли за волком след в след; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; шел, несмотря на жару; узнал впоследствии; в продолжение часа; согласно расчету; вопреки запрету; вследствие ошибки.

  1. Морфологический разбор предлогов ВВИДУ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ.
  2. Занимательная лингвистика.

1. В конце какого предлога стоит сотня?   (вместо)

2. К какому предлогу нужно добавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?   (задача)

VIII.    - Вспомним слова К. Аксакова, которые звучали на нашем первом уроке по предлогу.

             «Предлог…обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова».

           

Анализ урока учителя

  1. Анализ цели урока.

        Цель урока вытекает из темы, записанной на доске: «Категория состояния». Содержание урока соответствует цели. Цели озвучены в начале урока.

  1. Анализ структуры и организации урока.

        Урок был проведен в соответствии с составленным планом. В начале урока были озвучены оценки за контрольную работу. Разбирали ошибки, допущенные в контрольной работе.

        Время на уроке распределено точно. Дети на перемене не были задержаны. Запланированные задания выполнены.

  1. Анализ содержания урока.

        Материал урока изложен логично и последовательно. Уровень сложности соответствует уровню сложности содержания учебника.

        Ведущие идеи урока: работа по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе; повторение различных видов разбора: фонетического, морфологического, разбора по составу.

  1. Анализ методики проведения урока.

        Отбор материала произведен правильно в соответствии с темой. Учтены возможности класса (класс достаточно свободно владеет материалом). Учитель грамотно и понятно ведет урок. В конце урока подведены итоги работы, выявлены ошибки.

        На уроке учитель применял следующие методы проверки знаний:

  1. исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Один ученик записывает предложение у доски, остальные работают в тетрадях.

Вода в реке, голубеющая под отражающимся в ней небом, страстно манила к себе.

Вопросы учителя: а) Что такое причастие?

б) Что такое причастный оборот?

в) Как выделяется причастный оборот?

Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку.

Вопросы учителя: а) Что такое деепричастный оборот?

б) Как выделятся?

2. На доске выписаны словосочетания. Необходимо расставить ударения в наречиях. Один ученик выполняет у доски.

написал красивее, шли по двое, устроиться поудобнее, взглянуть мельком.

  1. Задание на проверку усвоения знаний по теме «Категория состояния». На доске записывают предложение.

В небе неожиданно вспыхнуло и заиграло тысячами огней.

Выполняют полный синтаксический разбор предложения.

Задание по рядам: 1 ряд. Выполнить фонетический разбор (в небе); 2 ряд. Разбор слова по составу (неожиданно); 3 ряд. морфологический разбор (вспыхнуло).

Учитель задает вопросы к классу:

  1. Что такое категория состояния?
  2. Какими морфологическими признаками обладает?
  3. Чем является в предложении?

5. Анализ работы учащихся на уроке.

        Ученики способны работать самостоятельно, владеют материалом. Достаточно активно работают на уроке.

6. Анализ домашнего задания.

        На дом было задано упражнение 277. Учитель подробно объясняет задание.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

Я, Жаркова Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в МОУ СОШ №16 г. Благовещенска. Уроки вела в 7 «в» классе.

Всего проведено 9 уроков по темам: «Самостоятельные и служебные части речи», «Предлог как часть речи», «Употребление предлогов», «Простые и составные предлоги», «Морфологический разбор предлога», «Развитие речи. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»», «Обобщение и закрепление по теме «предлог»». Также были проведены два внеклассных мероприятия: «Час занимательности» общефилологической направленности и  классный час «Познай себя».  

Основные виды деятельности, применяемые в учебном процессе:

Непосредственные: работа по вариантам, работа по рядам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Опосредованные: работа с ТСО, словарный диктант, домашняя работа.

Поставленные цели и задачи  в процессе практики были достигнуты.

Основные цели: дать понятие о служебных частях речи, о предлоге, научить правильному употреблению предлогов, развивать навыки монологической речи, научить самостоятельно делать выводы.

Результатами педагогической практики довольна. Очень понравилось работать с учениками. Отношения сложились доброжелательные, доверительные. Ученики добросовестно выполняли задания, охотно шли на контакт, ученики открытые, активные, не замкнутые в себе. Не было проблем с дисциплиной. Во время проведения уроков старалась уделять внимание слабым ученикам. Особенно понравилось проводить внеклассные мероприятия, в ходе которых ребята показали способность работать в команде, проявляли особый интерес.  

 

        

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОБЩЕФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ»

Цели урока: 1. повторить и закрепить материал по темам «Употребление предлогов», правописание И, Ы после приставок; научиться находить антонимы; научиться составлять слова и предложения по заданным схемам.

  1. выработать у ребят командный дух.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Класс разбить на 4 команды. В каждой команде выбрать капитана и придумать название.

Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Сегодня у нас час занимательности. Вы в командах будете выполнять различные задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы.

1. Исправьте речевые ошибки  в предложениях:

  1. Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.
  2. Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.
  3. В лесу дрожали от холода берёзы,  осыпавшие сусальной позолотой.
  4. Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.
  5. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.  

2. Найти «четвертое лишнее».

«Четвертое лишнее»: у какого слова нет антонима?

       Катет, медленный, утро, любить.

«Четвертый лишний»: какое слово лишнее в ряду?

  1. Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный.
  2. Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный.

3. Составить предложения из следующих схем:

4. Разгадать ребус:

5.Образуйте слова по следующим схемам:

6. Разгадать кроссворд. (кроссворд нарисован на доске)

По горизонтали: 1.Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? ЧТО?

2. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

3. Значимая часть слова, находящаяся после корня.

4. Несколько предложений или абзацев, объединенных в целое темой и основной мыслью.

По вертикали: 1. Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие и объединяющая свойства глагола и наречия.

2. самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета или признак признака.

3. слово, полностью совпадающая с другим по звучанию, но различающаяся по значению.

7. Вспомнить русский алфавит. Сколько гласных букв, сколько согласных?

В чем особенность фразы?

Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей чаю.

8. Выполнить тест.

1. Отметьте предлоги:

О. около;     Б. чтобы;    В. если;    Т. возле.

2. Отметьте производные предлоги:

Г. без;          Б. из-за;     Н. в продолжение;    Д. через.

3. Отметьте составные предлоги:

И. из-под;   Б. вокруг;    Л. в связи с;   В. наподобие.

4. Отметьте предлоги, употребляющиеся только с Дат. п.:

Ч. вопреки;   А. из-за;    И. благодаря;   Г. вследствие.

5. С местоимениями в каком падеже употребляется предлог ПО при глаголах чувства (горевать, грустить):

А. в Р.п.;     К. в П.п.;    Г. в Д.п.;    Н. в Т.п.

 

III. В заключении подсчитываются баллы и объявляются победители.

Самоанализ

  1. Анализ цели урока.

Цели урока поставлены в соответствии с темой «Предлог как часть речи». Цели озвучены в начале урока. Содержание урока соответствует цели.

  1. Анализ структуры и содержания урока.  

Урок был проведен в соответствии с составленным планом. Урок начат с ознакомления с новым словом, написание которого вызывает трудности: палисад.

Последующая работа была основана на повторении синтаксического разбора предложения, проверке домашнего задания

Время на уроке было распределено правильно, все запланированные задания выполнены.

  1. Анализ содержания урока.

Материал урока изложен последовательно. Уровень сложности соответствует уровню подготовленности учеников.

Ведущие идеи урока: задания на повторение синтаксического разбора, проверка усвоения знаний по самостоятельным и служебным частям речи, объяснение нового материала.

  1. Анализ методики проведения урока.

Отбор материала произведен в соответствии с темой. Материал отобран с учетом возможностей класса. На уроке применялись следующие способы поверки знаний  объяснения нового материала:

  1. Словарно-орфографическая работа.

         Знакомство с новым словом: ПАЛИСАД. Класс подбирает однокоренное слово (палисадник) и составляет предложение с этим словом.

  1. Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос: отвечают два человека. Вопрос к классу: как мы определяем, где служебные, а где самостоятельные части речи?
  2. Синтаксический разбор предложения.

Перепадали частые дожди, и на березах появилась первая желтизна.

К предложению необходимо составить схему.

Вопросы к классу:

1. С помощью каких слов могут соединяться части сложного предложения?

2. С помощью чего могут объединяться слова в словосочетаниях?

3. В какую группу объединяются предлоги, союзы, частицы?

4. Что можно сказать о служебных частях речи как о членах предложения?

IV. Объяснение нового материала.

  1. Задание на развитие речи. Как вы понимаете слова К. Аксакова о предлоге:  

Предлог…обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова.

  1. Работа с учебником. Вслух читают определение предлога.
  2. Задание на знание литературного произведения: из какого стихотворения Пушкина взяты строки. Ученикам необходимо восстановить четверостишие, используя слова в скобках:

Кавказ, мною, один, вышина, стою, снегами, края, стремнины, орел, отдаленный, поднявшись, вершины, парит, неподвижно, мной, наравне.                      

(подо, в, над, у, с, со).

-Какая часть речи помогла вам превратить набор слов в текст?

4. Закончить предложение.

Предлог служит…

V. Закрепление.

1. Запись под диктовку. Необходимо выделить приставки, выделить предлоги в прямоугольник.

сбросить с крыши, отъехать от берега, оторваться от противника, увидеть леса, дочитать книгу, добраться до деревни, постучали по елке.

        - Чем отличается приставка от предлога?

2. Работа по вариантам. Разбор словосочетаний из упражнения 285.

I вариант выписывает словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания.

II вариант выписывает словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога.

3. Работа с учебником. Правило на отношения, которые выражают предлоги. Чтение вслух.

На доске  составляем таблицу, которую заполняем вместе с учениками. Ученики выбирают из упражнения 287 предлоги: временные, пространственные, целевые.

VI. Итоги урока. Вопросы к классу по изученной теме.

 

 5. Анализ работы учащихся на уроке.

Ученики показали способность работать самостоятельно, добросовестно выполнять задания. Активно работают на уроке, поднимают руки. Показали хорошее усвоение материала.

6. Анализ домашнего задания.

        Домашнее задание было дано в начале урока, подробно объяснено: §48, выучить правила в рамочках. Выполнить упражнение 288: текст разбить на абзацы, определить стиль текста, основную мысль. Текст списать, расставляя знаки препинания.

Тематическое планирование учебного материала на период обучения с 4 февраля по 4 марта 2008 г.

7 В класс.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные и служебные части речи. § 47 (1)

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их, уметь находить.

Предлог (11 + 2)

Предлог как часть речи. § 48 (1)

Знать определение предлога как служебной части речи; синтаксическая роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; значения, выражаемые предлогами.

Употребление предлогов. § 49 (1)

Знать об однозначных и многозначных предлогах.

Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться предлогами-синонимами.

Непроизводные и производные предлоги. Уметь отличать непроизводные предлоги от производных; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.  

Непроизводные и производные предлоги. § 50 (2)

Знать понятия непроизводные и производные предлоги; уметь их отличать; научиться определять самостоятельные части речи от которых образуются производные предлоги.

Простые и составные предлоги. § 51 (1)

Знать, какие предлоги являются простыми, какие — составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.

Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

Морфологический разбор предлога. § 52 (1)

Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога.

Развитие речи. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Упр. 307 (2)

Сочинение-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина. «Детская спортивная школа») по данному началу. Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека. Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.

Слитное и раздельное написание производных предлогов. § 53 (2)

Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Обобщение и закрепление по теме «Предлог». § 47-53 (1)

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Предлог"

Урок в стихах со множеством забавных и занимательных упражнений для закрепления темы....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс

Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...

Обобщающий урок по теме "Предлог"

Урок в 7 классе направлен на подготовку к ГИА и ЕГЭ....

Обобщающий урок по теме "Предлог" в 7 классе

В учебном материале содержится презентация для проведения обобщающего урока по теме "Предлог", а также приложение с тестом по данной теме....

Обобщающий урок по теме "предлог"

Закрепление изученного материала по разделу  ....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог"

На уроке систематизируются и обобщаются знания обучающихся по теме "Предлог"...

Разработка обобщающего урока по теме "Предлог" в 7 классе

Разработка содержит конспект урока и презентацию...