Разработка обобщающего урока по теме "Предлог" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Разработка содержит конспект урока и презентацию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение изученного о предлоге

Цели:

Образовательная:

- систематизировать навык правописания производных предлогов.

- совершенствовать навык различения производных предлогов и других частей речи.

Развивающая:

- развивать связную речь учащихся, внимание.

- умение сравнивать, обобщать.

Воспитательная:

- активизировать познавательную деятельность,

- воспитывать интерес к языку и речевой культуре.

Тип урока:

урок повторения и обобщения знаний.

Оборудование: - презентация;

                             - тест по теме «Предлог».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

1) Сегодня, ребята, мы подытожим всё то, что узнали о предлоге как части речи и его правописании.

2) Сказка «Приключение предлога в течение».

Однажды утром предлог в течение, как обычно, отправился на работу в школьный учебник, но по дороге споткнулся о какой-то параграф, сорвался со страницы и шлёпнулся в воду, оказавшись в бурном течении какой-то реки.

- Что же со мной происходит? – со страхом подумал предлог.

– Кажется, я превратился в предлог В?! Но мне это не нужно! У меня своя работа! Меня ждут в школе!

Однако течение реки несло его всё дальше, пока не выплеснуло на страницу тетради какого-то школьника. В классе шёл диктант.

- Я спасён! – обрадовался предлог в течение, пристроившись рядом со знакомыми предлогами в продолжение и вследствие.

Однако радовался напрасно. Заглянув в тетрадь Саши Синицына, учительница, вздохнув, сказала:

- В твоей тетради, Саша, предлоги трудно узнать, потому что ты не знаешь правил их правописания.

Как Вы думаете, какие ошибки мог допустить Коля в написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие?

- Надеюсь, мы сегодня не утонем в многообразии предлогов. Вспомним правописание некоторых из них.

III. Актуализация опорных знаний.

Игра «Вопросительный волейбол»

 - Давайте повторим, что вы узнали о предлоге. Один из вас должен задать вопрос по теме, адресовав его своему однокласснику. Тот, ответив, должен задать свой вопрос третьему и т.д.

- Молодцы, теперь повторим свои практические навыки по теме.

(Далее пользуемся презентацией)

IV. Практическая работа. (слайд 2)

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные запятые, буквы, объяснить орфограммы, укажите части речи.

Совершить ошибку (в)следстви… ра…сеянности.

Устранить ошибку (в)следстви… по уголовному делу.

Ремонтировали (в)продолжени… месяца.

(В)продолжени… романа встретились старые герои.

Друзья приглашаем вас (на)встречу выпускников.

(В)виду недостатка времени не будем откл…няться от темы4.

Что вы имеете (в)виду?

(Не)смотря на (не)погоду, он бежал через парк, (не)смотря под ноги (на)встречу приключениям.

2. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

3. Выборочный диктант. (групповая работа)

А сейчас мы проведем выборочный диктант.

(2 ученика у доски, остальные по вариантам работают в тетради. 1в  записывают словосочетания с предлогами, 2в – с самостоятельными частями речи).

в течение года,

договориться насчет похода,

задача на подобие треугольников,

средства переведены на счет,

в течении реки,

мчался, несмотря на гололёд

задача наподобие предыдущей,

впоследствии вернуться обратно,

быть дома вследствие дождя.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наклоните голову к правому плечу, к левому плечу, назад, посмотрите в потолок, вниз, посмотрите в пол. Вытяните руки вперёд, в стороны, наверх. Потянитесь к потолку.

Какие предлоги мы использовали? Одинаковое ли значение они имеют? Как вы это определили?

4. Употребление предлогов в разных стилях (устно составить по 2 предложения). (слайд 3)

Для производных предлогов существуют определенные правила в речи. Одну и ту же ситуацию мы можем описать разными словами, используя разные стили.

а) Перед вами синонимичные конструкции.

Вследствие усиленных осадков

В целях обеспечения бесперебойной работы

Согласно намеченному плану мероприятий

Из-за сильного ливня

Для правильного развития

По совету друзей

Для какого стиля характерны слова I и II столбика?

( официально-делового, разговорного)

б) Работа по картине И.И. Шишкина «Сосновый бор». (слайд № 4)

Мини-сочинение (3-5 предложений). Составьте связный текст в художественном стиле, используя производные и непроизводные предлоги. Укажите предлоги, разряд.

  1. Тихо, в, старый, сосновый, бор.
  2. Ручей, лесной, струится, неторопливо, по, чистое дно.
  3. В, течение, много, камни.
  4. Берег, вдоль, лежат, деревья, поваленные.
  5. А, вокруг, могучие сосны, возвышается, них.
  6. Высокая, стройная, из-за, выглядывают, сосна, медвежата, смешные.

Зачитайте  получившиеся варианты.

5. Тест . ( слайд 5, 6, 7, 8 ).

А1. В каком предложении нет предлога?

1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

2) Старый мост был перекинут через ручей.

3) Дом напротив построили лет десять назад.

4) Остановка находится около школы.

А2. Какой предлог является непроизводным?

1) в течение

2) ввиду

3) вместо

4) близ

АЗ. Укажите пример раздельного написания предлога.

1) звонил (в)продолжение получаса

2) двигаться (на)встречу ветру

3) узнали (на)счёт контрольной

4) выступит (в)место меня

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

1) встретились по приезде

2) благодаря заботе

3) согласно графика

4) заплатить за билет

В1. Из данного предложения выпишите производный предлог. Выполните его морфологический разбор. Объясните пунктуацию в предложении.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

Взаимная проверка (обменяйтесь тетрадями):

А1 – 3; А2 – 4; А3 – 1; А4 – 3; В1 – несмотря на

6. (слайд № 10)

Слова какой части речи выделены? Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.

Впереди были спортсмены-лыжники.

Посредине стоит памятник поэту.

Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы узнали о предлоге?

- Нужна ли эта часть речи в нашем языке?

Объясните почему?

( Предлоги связывают слова в предложении, делают нашу речь правильной, красивой)

Выставление оценок.

VI. Д/З: п. упр. № 349 ( по заданию )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме «Предлог» Урок-обобщение

Слайд 2

Списать предложения, вставить пропущенные запятые, буквы, объяснить орфограммы, указать части речи. Совершить ошибку (в)следстви… ра…сеянности. Устранить ошибку (в)следстви… по уголовному делу. Ремонтировали (в)продолжени… месяца. (В)продолжени… романа встретились старые герои. Друзья приглашаем вас (на)встречу выпускников. (В)виду недостатка времени не будем откл…няться от темы 4 . Что вы имеете (в)виду? (Не)смотря на (не)погоду, он бежал через парк, (не)смотря под ноги (на)встречу приключениям.

Слайд 3

Перед вами синонимичные конструкции. Официально-деловой Вследствие усиленных осадков В целях обеспечения бесперебойной работы Согласно намеченному плану мероприятий Разговорный Из-за сильного ливня Для правильного развития По совету друзей

Слайд 4

Тихо, в, старый, сосновый, бор. Ручей, лесной, струится, неторопливо, по, чистое, дно. В, течение, много, камни, его. Берег, лежат, деревья, вдоль, поваленные. А, возвышаются, вокруг, могучий, сосна, них. Высокая, стройная, из-за, выглядывают, сосна, медвежата, смешные.

Слайд 5

Тест А1. В каком предложении нет предлога? 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость. 2) Старый мост был перекинут через ручей. 3) Дом напротив построили лет десять назад. 4) Остановка находится около школы.

Слайд 6

Тест А2. Какой предлог является непроизводным? 1) в течение 2) ввиду 3) вместо 4) близ

Слайд 7

Тест АЗ. Укажите пример раздельного написания предлога. 1) звонил (в)продолжение получаса 2) двигаться (на)встречу ветру 3) узнали (на)счёт контрольной 4) выступит (в)место меня

Слайд 8

Тест А4. В каком примере нарушены речевые нормы? 1) встретились по приезде 2) благодаря заботе 3) согласно графика 4) заплатить за билет

Слайд 9

Тест В1. Из данного предложения выпишите производный предлог. Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

Слайд 10

Взаимопроверка! А1 - 3 А2 - 4 А3 - 1 А4 - 3 В1 – несмотря на

Слайд 11

Слова какой части речи выделены? Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами. Впереди были спортсмены-лыжники. Посредине стоит памятник поэту. Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне .

Слайд 12

Подведём итоги Сегодня я еще раз убедился в том, что… Кроме этого, сегодня на уроке мы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе

Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Разработка обобщающего урока по математике в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" "

“Человек-разумный” – есть в первую очередь человек играющий, а поэтому обучать даже серьезным вещам следует по возможности играя”. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятель...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Разработка обобщающего урока в 9 классе

«ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ   9 КЛАССА, ПОДГОТОВКА К ГИА»«Закрепление, совершенствование и обобщение знаний и умений и  подготовка к контролю по основным темам курса неорга...