Методическая копилка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Петреченко Светлана Владимировна

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx74.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: 

  1. Раздаточный материал.
  2. Плакаты.
  3. Презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

-- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Девиз нашего урока: «Мы вместе, мы многое хотим узнать!»

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1.Орфографическая разминка .СЛАЙД 1.

1.Укажите слово с чередующейся гласной корня:

1)примерять; 2)горевать; 3) разгореться; 4) прославлять.

2.Укажите слово с проверяемой гласной корня:

1)нарядить; 2)подрасти; 3) квартал; 4) собирать.

3.В каком слове приставка означает «приближение»:

1)пришёл; 2)пригласили; 3) напридумывал; 4) примеси.

4.В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, перед глухими-С»:

1) разбить; 2) здесь; 3) сбор; 4) несговорчивый.

5.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-":

1) грустно; 2) больно;3) главного;4) приручён.

-Выполняют на листочках, проверка с помощью слайда. СЛАЙД 2.

 -В это время у доски слабый ученик выполняет графический диктант, сильный ученик проверяет.

2.Графический диктант.

1.Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке.

2.Пока свободою горим,//Пока сердца для чести живы,//Мой друг, отчизне посвятим//Души прекрасные порывы.

3.Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.

4.Для того чтобы проложить тропку в снегу, надо хорошо потрудиться.

5.Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

Проверка: 

1. I…I,(как..)

2. (Пока…),(пока…), I…I

3. I…I, (где…)

4. (Для того чтобы…), I…I

5. I…,(оттого что…),… I

3.Фронтальный опрос теории по теме: “СПП”.

- Какие предложения мы с Вами изучаем?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- На какие основные группы они делятся? - Какие из них мы изучаем сейчас?

- Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

- По ходу уроков мы составили с вами кластер. Вот что  нас получилось.

-Одна клетка осталась незаполненной. Сегодня мы постараемся заполнить и её.

 (Во время ответов обучающихся на доске появляется схема) СЛАЙД 3.

III. Сообщение темы и цели урока.

1.Работа с текстом (музыка) СЛАЙД 4,5,6,7,8,9,10,11.

    (1) 24 мая 2013 года славянской письменности исполнилось 1150 лет. (2)В 863 году братья Кирилл и Мефодий, которые в миру звались Константином и Михаилом, разработали первую славянскую азбуку. (3)Родились братья в Солуни. (4)Ныне город, расположенный в Греции, называется Салоники. (5)Население города состояло из греков и славян, так что  мальчики знали два языка: греческий и славянский. (6)Братья получили хорошее образование. (7)Кирилла за его ученость прозвали философом, потому что он все свое время  посвящал книгам, переводам и письму. (8)Вскоре появилась первая азбука. (9)Азбука называлась глаголицей, всего в ней было 40 букв.(10) Различают два вида глаголицы: «круглую» глаголицу и «угловатую» глаголицу.
  (11)Из названий становится понятно, что в «круглой» глаголице очертания букв были более округлыми и плавными, а в «угловатой» - острые и с углами.

  (12) Позже вышла вторая азбука — кириллица.(13) Основой для кириллицы послужили греческие буквы. (14)А потом для звуков, которых не было в греческом языке, были добавлены новые знаки.(15) Каждая буква имела свое название: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля и т. д.(16) Всего в кириллице было 43 буквы. (17)Несмотря на то что не все принимали кириллицу, она просуществовала вплоть до Петра I. (18)Хотя ученые при Петре Первом испытывали  сомнения, они  всё же  убрали устаревшие буквы и внесли изменения в начертания некоторых букв.
- Определите тему, стиль, тип речи.(
Появление письменности на Руси. Тип-повествование, стиль – публицистический.)

-  Найдите СПП, укажите их вид. Схема – на доске.

№2. I…,(которые…),… I –СПП с придаточным определительным

№5. I…I, (так что…)- СПП с придаточным следствия

№7. I…,(потому что…),… I- СПП с придаточным причины

№11. I…,(что…) - СПП с придаточным изъяснительным

             №14. I…,(которых…),… I - СПП с придаточным определительным

№17. (несмотря на то что…), I … I- СПП с придаточным уступительным

№18. (хотя…), I … I -СПП с придаточным уступительным

- Можете назвать вид последних предложений?  Это СПП с придаточным уступительным.

-ТЕМА урока: "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными" (записываем в тетрадь). СЛАЙД 12.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступительными (в схеме появляется запись “уступки” СЛАЙД 13.) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).

Целеполагание:

-Сформулируйте цели урока.

-Итак ,цели сегодняшнего урока…

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Работа у доски.CЛАЙД 14(текст)

-Запишем предложение №17 текста. (НА ДОСКЕ НА КРЫЛЬЯХ УЖЕ ЗАПИСАНО).

-Чертится схема, дается  характеристика предложения, средства связи – союз (!!!Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо. Акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

-Сравните: Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

-В СПП с придаточным уступки ожидают её, но она может произойти, а может нет.

- Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

- На какой вопрос они отвечают?

Вывод:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что? СЛАЙД 15.

- При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

- Какими союзами можно заменить союз хотя?

2.Работа по вариантам.   СЛАЙД 16.

1 (сильные)

2 (средние)

3 (слабые)

Замените СПП (№18)  простым предложением с обособленным обстоятельством.

Замените СПП (№2)  простым предложением с обособленным определением.

Составьте собственное предложение  с союзом НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО.

ПРОВЕРКА начиная со слабых.

ФИЗМИНУТКА.

-Встали, подняли руки на уровне груди. Я читаю текст, на именах собственных вы делаете хлопок.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - братья, славянские первоучители, уроженцы города Солуни в Македонии, греки, создатели славянской азбуки и первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.

Память св. Кирилла - 14 февраля, св. Мефодия - 6 апреля.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Для православной России празднование памяти святых имеет особое значение.

4.Работа с учебником

- теория вслух(с.113)

- Упр. 185 (в тетрадях)

1 (сильные)

2 (средние)

3 (слабые)

№3 предложение вместе –у доски

№2 самостоятельно -у доски

№1 самостоятельно- у доски

-Обратить внимание на правописание союза.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа в группах. 

     В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее.  Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Несмотря на то что русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

   Дни славянской письменности - единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян. Его главная цель - единение людей, сплоченных одной славянской культурой, формирование патриотических и гражданских качеств личности, воспитание духовности и нравственности, стабилизация и гармонизация общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений.

       В Челябинске, Саратове, Самаре, Мурманске, в Одессе, Киеве, на территории Киево-Печерской лавры, близ Дальних пещер, установили памятники создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию. (СЛАЙД 18.)

1 группа

2 группа

3 группа

Выделите микротемы, запишите в тетрадь.

Выпишите СПП, укажите их вид.

Определите тему, тип, стиль текста.

Сильный ученик в это время  работает со словарной картой (нравственность).

Проверка.

2.Самостоятельная работа по карточкам( дифференцированные задания).

Карточки для индивидуальной работы.

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

Уровень2

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Хотя всё было готово в дорогу сумели выйти только через два дня.

2.Через неделю лодки пришлось оставить потому что река стала мелкой и дальше мы двинулись пешком.

3.Когда солнце спускалось к горизонту ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга.

Уровень3

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

2.Лодка медленно рассекает зеркальную воду и отраженные деревья колеблются точно по ним пробежал ветерок.

3.Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела.

VI.Рефлексия. СЛАЙД 19.

-Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока. Продолжите предложения:

  • Исследуя материал по теме, я узнал(а)…,
  • Я понял(а) …
  • Теперь я….

VII. Итог урока. СЛАЙД 20.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные уступки?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание. СЛАЙД 21.

1 группа: из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными, составить схемы.

2 группа: стр. 114, упр. № 186.

3 группа: стр.114, упр.185(4-7)

Всем: параграф 21,с.113-114, повторить виды СПП.

Викторина
1. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)
2. Почему День славянской письменности и культуры проводится 24 мая? Какие святые связаны с этим событием? (24 мая — День памяти святых Кирилла и Мефодия, придумавшие славянкую азбуку)
3. Как называли Кирилла его современники? (Философ)
4. Когда были внесены изменения в кириллицу? (Во время правления Петра I)
5. Сколько видов глаголицы различают? (Два вида)
6. От названия каких букв произошло слово «азбука»? (Аз, буки)
7. Где родились братья Кирилл и Мефодий? (В городе Солуни, современное название города Салоники).
8. Сколько букв было в глаголице? (40). В кириллице? (43).
9. Какие настоящие имена у Кирилла и Мефодия? (Константин и Михаил).
10. Сколько лет исполняется славянской письменности в 2013 году? (1150 лет)

текст

     В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее.  Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Несмотря на то что русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

   Дни славянской письменности - единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян. Его главная цель - единение людей, сплоченных одной славянской культурой, формирование патриотических и гражданских качеств личности, воспитание духовности и нравственности, стабилизация и гармонизация общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений.

       В Челябинске, Саратове, Самаре, Мурманске, в Одессе, Киеве, на территории Киево-Печерской лавры, близ Дальних пещер, установили памятники создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.

 

http://lib.1september.ru/2003/16/1_4.jpg

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - братья, славянские первоучители, уроженцы города Солуни в Македонии, греки, создатели славянской азбуки и первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.

Память св. Кирилла - 14 февраля, св. Мефодия - 6 апреля, обоих - 11 мая, в числе Седмочисленников, в Соборах Галицких и Карпаторусских святых

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Сложные предложения в древнерусском языке не обладали такими чертами, которые позволили бы видеть в их структуре определенную последовательность в отношении употребления отдельных частей сложного и в наличии соответствующих грамматических средств связи. Иначе говоря: они отличались еще нерасчлененностью частей — так называемым нанизыванием предложений одного за другим, например: ... и бы вода велика вельми. въ волхове и всюде. сено и дръва разнесе. озеро морози въ нощь, и растьръЪтръ. и вънесе в волхово и поломи мостъ городнЪ (Новг. лет, XIII—XIV).
В древнерусском языке не было четкого размежевания сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, хотя  уже в древнейший период наметились основные черты, характерные для последующей дифференциации сложных предложений на бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные.
Памятники древнерусской письменности свидетельствуют о том, что в русском языке старейшей поры существовали бессоюзные сложные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков, однако точно определить это место довольно трудно.

Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек, 130 миллионов из которых живут на территории России.
 
В 300-350 миллионов оценивается число людей, владеющих русским языком в совершенстве и использующих его в качестве первого или второго языка в повседневном общении.

Всего же русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке.

Духовность – причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.

Духовность человека по-разному понимается в светском  и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».

СИНОНИМЫ:религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность.

Значение

  1. свойство по значению прил. духовный; свойство человека или явления, характеризующее его ориентированность на духовные ценности . 
  2. составляющая человеческого существа, не связанная с материальным, ориентированная на жизнь духа . 

Этимология

От прил. духовный и сущ. дух, далее из праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дѹхъ (греч. πνοή, πνεῦμα, ψυχή), русск. дух, укр. дух (род. п. ду́ху), болг. дух(ъ́т), сербохорв. ду̑х (род. п. ду̏ха), словенск. dȗh, чешск. duch, польск., в.-луж., н.-луж. duch. Другая ступень чередования: русск. до́хну́ть (*dъxnǫti). Родственно лит. daũsos «воздух», с другой ступенью вокализма — лит. dvãsė «дух, душа», dvesiù, dvė̃sti «дохнуть», греч. θεός «бог» (*θεσός), θέειον «сера» (*θεσειον); см. дво́хать, далее готск. dius «зверь», др.-в.-нем. tior «животное». Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.

Близкое родство:существительные: дух

прилагательные: духовный

Бездуховности

Нравственность (нем. Sittlichkeit) — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[

мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность, благородство, добродетельность, моральность, благородность

Значение

  1. совокупность норм поведения человека в обществе ◆ Сколько гляжу, ― все больше убеждаюсь, что общественная нравственность и нравственность личная очень редко совпадают. В. В. Вересаев, «В тупике», 1920—1923 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Дежурная горничная в гостинице следит за нашей нравственностью. Анатолий Гладилин, «Прогноз на завтра», 1972 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. свойство по значению прил. нравственный; внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам; также выражение таких качеств ◆ Анна Ивановна прекрасная, благородная девушка, самой высокой нравственности, она не способна ни на что дурное. А. А. Потехин, «Шуба овечья — душа человечья», 1854 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Это был храбрый и толковый начальник, но нравственности низкой ― сухой и беспринципный, эгоист, не брезговавший ничем ради карьеры. П. Н. Врангель, «Записки», 1916—1921 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. мораль, этика
  2. моральность, этичность

Антонимы

  1. безнравственность, аморальность

Этимология

Происходит от сущ. нрав, из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. нъравъ, (Григ. Наз. ХI в., стихир. ХII в.), ст.-слав. нравъ, русск. норов, нрав; ср. также чешск. mrav «обычай, норов». Русск. нрав заимств. из церк.-слав. (ср. ст.-слав. нравъ) вместо исконнорусск. но́ров (см.). Др.-русск. нъравъ получило вторичное ъ в необычном звуковом сочетании нр- в начале слова, и его не нужно возводить к праслав. *nьravъ.

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

_____________________________________________________________________________

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

_____________________________________________________________________________

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

_____________________________________________________________________________

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

_____________________________________________________________________________

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

_____________________________________________________________________________

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

_____________________________________________________________________________

Уровень1

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

2.Несмотря на то что наступил сентябрь дни стояли теплые солнечные.

3.Звезды дрожали в темно (синей) глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

Уровень 2

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Хотя всё было готово в дорогу сумели выйти только через два дня.

2.Через неделю лодки пришлось оставить потому что река стала мелкой и дальше мы двинулись пешком.

3.Когда солнце спускалось к горизонту ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга.

_____________________________________________________________________________

Уровень 2

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Хотя всё было готово в дорогу сумели выйти только через два дня.

2.Через неделю лодки пришлось оставить потому что река стала мелкой и дальше мы двинулись пешком.

3.Когда солнце спускалось к горизонту ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга.

_____________________________________________________________________________

Уровень 2

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Хотя всё было готово в дорогу сумели выйти только через два дня.

2.Через неделю лодки пришлось оставить потому что река стала мелкой и дальше мы двинулись пешком.

3.Когда солнце спускалось к горизонту ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга.

_____________________________________________________________________________

Уровень 2

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Хотя всё было готово в дорогу сумели выйти только через два дня.

2.Через неделю лодки пришлось оставить потому что река стала мелкой и дальше мы двинулись пешком.

3.Когда солнце спускалось к горизонту ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга.

_____________________________________________________________________________

Уровень 2

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Хотя всё было готово в дорогу сумели выйти только через два дня.

2.Через неделю лодки пришлось оставить потому что река стала мелкой и дальше мы двинулись пешком.

3.Когда солнце спускалось к горизонту ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине покрывавшей луга.

_____________________________________________________________________________

Уровень 3

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

2.Лодка медленно рассекает зеркальную воду и отраженные деревья колеблются точно по ним пробежал ветерок.

3.Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела.

__________________________________________________________________________________

Уровень 3

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

2.Лодка медленно рассекает зеркальную воду и отраженные деревья колеблются точно по ним пробежал ветерок.

3.Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела.

__________________________________________________________________________________

Уровень 3

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

2.Лодка медленно рассекает зеркальную воду и отраженные деревья колеблются точно по ним пробежал ветерок.

3.Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела.

__________________________________________________________________________________

Уровень 3

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

2.Лодка медленно рассекает зеркальную воду и отраженные деревья колеблются точно по ним пробежал ветерок.

3.Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела.

__________________________________________________________________________________

Уровень 3

Спишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите вид обстоятельственных придаточных (времени, места, цели, причины,..).Составьте схемы предложений.

1.Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

2.Лодка медленно рассекает зеркальную воду и отраженные деревья колеблются точно по ним пробежал ветерок.

3.Скошенная трава лежала длинными валами и там где начинали косьбу она подсыхала тускнела.

__________________________________________________________________________________

1.Орфографическая разминка .

1.Укажите слово с чередующейся гласной корня:

1)примерять; 2)горевать; 3) разгореться; 4) прославлять.

2.Укажите слово с проверяемой гласной корня:

1)нарядить; 2)подрасти; 3) квартал; 4) собирать.

3.В каком слове приставка означает «приближение»:

1)пришёл; 2)пригласили; 3) напридумывал; 4) примеси.

4.В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, перед глухими-С»:

1) разбить; 2) здесь; 3) сбор; 4) несговорчивый.

5.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-":

1) грустно; 2) больно;3) главного;4) приручён.

1.Орфографическая разминка .

1.Укажите слово с чередующейся гласной корня:

1)примерять; 2)горевать; 3) разгореться; 4) прославлять.

2.Укажите слово с проверяемой гласной корня:

1)нарядить; 2)подрасти; 3) квартал; 4) собирать.

3.В каком слове приставка означает «приближение»:

1)пришёл; 2)пригласили; 3) напридумывал; 4) примеси.

4.В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, перед глухими-С»:

1) разбить; 2) здесь; 3) сбор; 4) несговорчивый.

5.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-":

1) грустно; 2) больно;3) главного;4) приручён.

_____________________________________________________________________________

1.Орфографическая разминка .

1.Укажите слово с чередующейся гласной корня:

1)примерять; 2)горевать; 3) разгореться; 4) прославлять.

2.Укажите слово с проверяемой гласной корня:

1)нарядить; 2)подрасти; 3) квартал; 4) собирать.

3.В каком слове приставка означает «приближение»:

1)пришёл; 2)пригласили; 3) напридумывал; 4) примеси.

4.В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, перед глухими-С»:

1) разбить; 2) здесь; 3) сбор; 4) несговорчивый.

5.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-":

1) грустно; 2) больно;3) главного;4) приручён.

__________________________________________________________________________

     В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее.  Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Несмотря на то что русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

   Дни славянской письменности - единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян. Его главная цель - единение людей, сплоченных одной славянской культурой, формирование патриотических и гражданских качеств личности, воспитание духовности и нравственности, стабилизация и гармонизация общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений.

       В Челябинске, Саратове, Самаре, Мурманске, в Одессе, Киеве, на территории Киево-Печерской лавры, близ Дальних пещер, установили памятники создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.

_____________________________________________________________________________

     В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее.  Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Несмотря на то что русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

   Дни славянской письменности - единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян. Его главная цель - единение людей, сплоченных одной славянской культурой, формирование патриотических и гражданских качеств личности, воспитание духовности и нравственности, стабилизация и гармонизация общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений.

       В Челябинске, Саратове, Самаре, Мурманске, в Одессе, Киеве, на территории Киево-Печерской лавры, близ Дальних пещер, установили памятники создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....