уроки развития речи
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_5-8kl.rar138.27 КБ

Предварительный просмотр:

Заметка

 Заметка любой разновидности - это жанр чисто информационный. В газетах над заметками нередко ставят рубрику «Информация».

Заметка - это самый малый газетный жанр. В основе ее лежит обычно один факт. Ее размер колеблется от десятка до сотни строк. С другой стороны, это, пожалуй, самый популярный газетный жанр. В самом названии заложена ее суть: заметить - значит выделить что-то го окружающей жизни.

Поводом для написания и опубликования заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни. Заметка не претендует на глубокое исследование, сопоставление или обобщение фактов. Это свежий факт без рассуждений. Важнейшее требование к ней – оперативность. Новость хороша вовремя.

Содержание заметки, как и любого информационного жанра, отвечает обычно на шесть классических вопросов: Что произошло? Где произошло? Кто в центре происшедшего события? Как произошло? Почему произошло? или на часть из них. Стиль заметки лаконичен. Авторы по возможности избегают сложных периодов, не отвлекаются описанием второстепенного, но стремятся найти и сочно подать одну-две яркие детали, ибо хотя заметка мала и лаконична, ей противопоказаны сухость изложения и шаблоны, языковые штампы.

Назначение заметки любой разновидности – сообщать общественно значимые факты. Она агитирует фактами. Заметка не является простой регистрацией события или явления. Уже отбором факта из множества других, выдвижением на первый план определенных сторон факта, наиболее важных с точки зрения пишущего, автор как бы оценивает этот факт (явление, событие).

Тематика заметок беспредельна. Но автор должен уметь замечать среди обилия жизненных фактов самые волнующие, самые злободневные и в то же время еще никем не примеченные. Поэтому он должен подумать: что нового даст его заметка читателям, в данном, случае ученикам V класса или ученикам всей школы?

Жанр заметки имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по своему назначению, композиции, языку или, как говорят журналисты, по способу обработки материала. В журналистике у них такие названия: короткая заметка без заголовка, или хроникальная (хроника); короткая заметка с заголовком о положительном, поучительном факте или, проще, положительная; короткая заметка с заголовком о недостатках, или критическая; полемическая заметка (положительная и критическая); заметка–отклик; расширенна я заметка (положительная и критическая) и др.

Разновидности заметки отражены и в школьной программе. Так, в V классе рекомендуется заметка информационного характера; в VI классе — заметка на тему дискуссионного характера; в VII классе - заметка с выводами и предложениями. Нетрудно выявить соотношение между разновидностями этого жанра, принятыми в журналистике и в школьной программе. К заметкам информационного характера относятся хроника, короткая заметка с заголовком о поучительном факте и короткая заметка с заголовком о каком-то недостатке. Заметка на тему дискуссионного характера - это не что иное, как полемическая заметка о положительных, поучительных фактах или о недостатках. Заметками с выводами и предложениями можно считать заметку-отклик и расширенную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...