Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ведерникова Татьяна Геннадьевна

Формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1. Ф.И.О. учителя: Ведерникова Татьяна Геннадьевна

2. Класс:  5         Дата: _____________ г.

     

3 Предмет: русский язык.  

       

4. Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

5. Цели урока: 

Обучающая: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, учиться находить предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым;

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать предложенный материал;

Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному городу, к русскому языку.

 6.Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; владеть терминологией.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

  Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе     исследования данного правила

Личностные.: формирование познавательного интереса

7.. Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.

8. Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

9. Тип урока:  Открытие новых знаний


Ход урока.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

1.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

- На родном языке , на языке своей страны писать с ошибками стыдно. Продолжаем, ребята, постигать тайны русского языка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Найдите, пожалуйста, в записанных словах орфограммы. Что это такое? (ошибкоопасное место). Подчеркните.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Записывают тему урока.

Дают пояснение , что такое орфограмма.

Объясняют написание  букв.

Фронтальная.

Индивидуальная.

2.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи.

-Обратите внимание на слова , которые на слайде, запишите в тетрадь и  карандашом поставьте ударение.

Торты, кружево . звонит, щавель, баловать.(слайд №1)

Проверка. (Слайд №2)

-Скажите, ребята, данные слова каким членом предложения могут быть именно в той форме, в которой находятся? ( подлежащим и сказуемым)

(слайд № 3)

Карточки (одна на стол) :

Подлежащее- главный член предложения, который отвечает на вопрос …….и……..Обычно выражается местоимением, ……………,………………….

Сказуемое-…………..член предложения , который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы………………,…………………….,Кто такой?, Каков предмет?

Чаще выражается …………….,но может быть выражено  именем…………….или …………..

-Оцените свою работу на оценочных листах.

-Чтобы узнать тему урока , необходимо расшифровать фразу, зачеркивая Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)

Т

Ф

И

Р

Ю

Х

Е

Н

Ф

Х

Ю

М

Н

Е

Н

Ж

Ф

Х

Д

У

Ю

П

О

Д

Н

Х

Ц

Л

Е

Ц

Х

Ж

Н

А

Ю

Ц

Щ

Х

И

М

Н

Ф

И

Ю

Ц

С

Ю

Х

К

Н

Ф

А

Ю

З

У

Х

Ц

Е

Ф

Н

М

Ю

Х

Ы

Ф

М

 

Слайд № 4

-Что у вас получилось?

Слайд № 5

-Запишите тему урока в тетрадь.Слайд № 6

-Что нам уже известно в названии темы нашего урока.Что вы знаете? Что умеете? Чему должны научиться? ( познакомиться с условием постановки тире между подлежащим и сказуемым, будем учиться применять наши знания на практике)

   

Оценивают себя на данном этапе.(1)

Слушают учителя,  записывают их в тетрадь.

Проверяют сделанную работу.

Оценивают себя за работу в паре.(2)

Оценивают себя (3)

Расшифровывают фразу, зачеркивая Ф, Х, Ю, Н, Ц.( работают в группах)

Формулируют тему урока, называют цели.

Участвуют в диалоге.

Формулируют тему, цели  урока.

Индивидуальная.

Фронтовая.

Работа в паре.

4.

Физминутка

Слайд № 7

4

5.

Открытие нового знания.

Первичное закрепление.

Слайд № 8,9

-Перед вами  предложения. Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить?

-По какому признаку?

Усть-Кут – мой любимый город.

Памятник Ивану Галкину - наша достопримечательность. Я люблю свой город.

-Кто такой Иван Галкин?

Карточка:

Иван Галкин- русский землепроходец 17 века. Благодаря ему появились Илимский, Баргузинский и Усть-Кутский остроги.  Именно Усть-Кутский острог был основан атаманом в 1631году.Около железнодорожного вокзала стоит памятник Ивану Галкину от благодарных потомков.( у каждого ученика на парте)

-Можно назвать текстом вами прочитанное?

-Докажите, что это текст.

-Возвращаемся к предыдущим предложениям.

 Найдите в них  подлежащее, т.е. предмет речи.

 Найдите в предложениях сказуемое. На какой вопрос оно отвечает? Какой частью речи выражено?

-Как вы думаете, почему стоит тире?

-Достаточно ли у нас знаний по данной теме?

-Если недостаточно знаний, у кого мы можем спросить?

- Обратите внимание на страницу   учебника.

Прочитайте информацию в учебнике на стр 79.

Слайд № 10

-Дополните предложение: Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены….. , которые стоят в ….. падеже.

Слайды 11,12(проверка)

Смотрят  презентацию,  обдумывают ответы на вопросы и осознают , что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Формулируют собственные мысли.

Читают, отвечают на вопросы.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Индивидуальная.

6.

Самостоятельная работа  с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

1.- Спишите и объясните графическим обозначением постановку или отсутствие тире в предложениях ( Слайд № 13) 

1.Лебедь( –) ре…кая птица для наших мест.

2.В…да( -) это  место их обитания.

3.Их кр…сота (-) вот чудо. (Проверка)

Оценивают на данном этапе.(4)

Индивидуальная .

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Упр.172 стр.80 ( Слайд № 14)

Формулируют задание, записывают предложение.

Коллективная.

Индивидуальная

8.

Рефлексия

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось (Слайд 15)

Выбирают по два варианта, называют предложения.

9.

Запись домашней работы.

Упр.173 (Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...