Урок русского языка "Имя прилагательное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кускова Юлия Николаевна

Урок русского языка "Имя прилагательное" разработан для 5 класса, УМК под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_imya_prilagatelnoe.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имени прилагательного»

Класс: 5 класс

УМК: Львова С.И. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 167 с.

Тип урока: комбинированный

Технологии:  элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Общая дидактическая цель урока: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи урока:

- обобщить знания об имени прилагательном как части речи, уметь отличать имя прилагательное от других частей речи,

- уметь определять значение имен прилагательных,

- развивать монологическую речь, мышление, умение сравнивать, классифицировать,

- совершенствовать умение работать в группе,

- совершенствовать умение работать со словарями

Предметные результаты: сформированность представлений и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи и о его роли в речи,  умение определять общее значение имени прилагательного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Личностные результаты: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской  деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), П2 - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагательных; П3 -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и (или) письменной форме; П4 – структурирование знаний.

Регулятивные УУД: Р1 -анализ собственной работы, Р2 - планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Р3 – умение оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные УУД: К1 - определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, К2 - умение слушать собеседника, К3 - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 5 класс, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с текстом Н.Г.Скребицкого, 2 яблока, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Ход урока

Примечания

t

1.Орг. момент

2. Актуализация знаний

Составление кластера

3. Постановка учебной задачи (определение темы и цели урока –

прием «домысли

вание»)

4. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний

5. Усвоение новых знаний

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

Выступление 3 группы

Выступление 4 группы

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

Выступление 3 группы

Выступление 4 группы

Выступления групп.

5. Итог урока

6. Домашнее задание

7. Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Тема нашего урока скрыта в стихотворении:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще….. (прилагательное)

-Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок? (Имени прилагательному)

- Вы правы! Имени прилагательному!  

-Запишите тему урока в тетрадь.

- Для того чтобы вспомнить, что вы уже знаете об имени прилагательном, мы запишем ассоциативный ряд.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

- Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном?

 (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)

- А зачем нам нужно это знать? (чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)

- По опорным фразам сформулируйте цель урока:

Опорные фразы:

  1. Повторить изученное об….. (имени прилагательном)
  2. Учиться…… ……….речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)
  3. Определить ………. в предложении.

(синтаксическую функцию прилагательных)

- Прежде, чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свои знания об имени прилагательном. Этот отрывок я взяла из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», которую мы будем изучать позже. Это произведение было написано в 18 веке, поэтому не удивляйтесь, что произношение некоторых слов отличается от современного языка.

- Подумайте, согласны ли вы с Митрофаном? Объясните свою точку зрения.

-А вот и наши герои.

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

- Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

- Что не знает Митрофан? Помогите ему. (Он не знает что обозначает и на какие вопросы отвечает)

-Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Прилагается, приложена)

- Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное?  (Имя существительное)

- Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

- На какие вопросы отвечает прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой»

- Итак, откройте учебник на стр.88 и прочитайте 1 пункт правила. Что нового узнали? (Что прилагательные отвечают на вопросы чей? Каков?)

- Как определить начальную форму прилагательного? (Поставить в им.п. ед.ч. м.р.)

- Какова же роль имен прилагательных в речи? На этот вопрос мы ответим, выполнив следующее задание.

- У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте и отгадайте, о каком животном идет речь в тексте Г. Скребицкого? К какому стилю речи относится текст?

   Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.  (о лосе)

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нем не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжелый, грузный, ноги высокие, стройные, темно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

- Действительно, посмотрите на картинки на слайде. Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).

- Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:

- По цвету (темно-бурый, белые)

- Форме (горбоносая морда, стройные, вывороченные)

- Размеру, росту (длинная, огромная, высокие)

- Весу (тяжелый, грузный)

- Авторской оценке (отношение автора) (своеобразный, хорош)

- Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и сверьтесь со слайдом.

Поставьте оценку однокласснику:

все верно- 5

1-2 ошибки – 4

3 и более – 3

- Обобщая наши знания, мы познакомимся с

§62 и посмотрим, что нового мы узнали? Зачитайте.

- Самое главное, что нам нужно сегодня понять – что такое признак? Наша задача не только понять, что это такое, но и ощутить его через связи с разными изучаемыми предметами.

- Начнем с очень простого примера. У меня в руках яблоко. Назовите признаки (большое, красное, вкусное…)

Учитель достает еще одно яблоко.

- Назовите единственный признак, который объединяет эти два яблока (одинаковые)

- Мы будем работать с этим словом, потому что вы его используете на всех уроках, вы сейчас это докажете. Следующее задание вы будете выполнять в группах.

- Перед началом работы обратимся к памятке «Правила работы в группе»

Памятка

"Правила работы в группе"

1.Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2.Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3.Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4.Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5.Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

 

 - У вас на партах лежат карточки с заданием для группы. Ответ своей группы вы записываете в тетрадь. На выполнение задания  вам дается  5 мин.

1 группа: найти и выписать значение слова одинаковый в толковом словаре С.И.Ожегова.

2 группа: найти и выписать из этимологического словаря Шанского сведения о происхождении слова одинаковый.

3 группа: привести примеры использования слова одинаковый в географии, биологии и истории.

4 группа: привести примеры использования слова одинаковый в литературе и математике.

-  Группы закончили свою работу, посмотрим, что у вас получилось.

1 группа: Одинаковый: такой же, вполне сходный.

2 группа: Одинаковый: собств. русск. Образовано от слова единодушный.

3 группа: география: одинаковый климат, одинаковый ландшафт…

Биология: одинаковые чати тела, одинаковые виды растений, одинаковые бактерии.

История:

4 группа: литература: одинаковые образы, одинаковые звуки (в стихотворении), одинаково думать.

Математика: одинаковые знаменатели, одинаковые множители, одинаковое количество предметов.

- Слово одинаковый обозначает признак предмета. Сегодня на уроке мы очень часто употребляем слово признак. Чтобы лучше понять – что же обозначает это слово, мы поработаем с ним на следующем этапе урока.

- Продолжаем работу в группах. Каждая группа получает задание, связанное со словом признак. На выполнение 5 минут.

1 группа: Найти и выписать значение слова признак в толковом словаре Ожегова.

2 группа: Выписать из словаря синонимов Александрова синонимы к слову признак.

3 группа: из Комплексного словаря выписать сочетаемость слова признак с прилагательными.

4 группа: Привести примеры употребления слова признак на других уроках (математика, биология)

- Время выполнения задания закончилось. Слушаем выступления групп.

1 группа: Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо.

2 группа: Синонимы слова признак: примета, знак, показатель.

3 группа: Основной признак, главный признак, отличительный признак, определяющий признак.

4 группа: Математика: признаки деления, биология: приобретенные признаки, признаки жизни.

- В обобщенном виде результат нашей работы показан на слайде.

- Мы убедились, что признак – это знак, отличие, свойство, по которым можно узнать, определить что-либо. Синонимами слова признак являются слова примета, отличие, показатель. Признак может быть основным, отличительным.

- Поднимите руки те дети, которым после проделанной работы сочетание слов признак предмета стало понятно.

- Поднимите руки те дети, которым надо еще поработать над этим понятием.

- Это наш первый урок по этой теме, на других уроках мы еще будем работать, вам все станет понятнее.

- А теперь немного отдохнем.

Игра «Найди лишнее»

- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

- Для выполнения следующего задания вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках географии и математики. Откройте

упр. 606 и прочитайте задание.

- Выполнять задание будем самостоятельно по рядам. 1 ряд – приводит словосочетания из географии, 2- из математики.

-Итак, зачитайте, что у вас получилось.

1 ряд: Равнобедренный треугольник, острый угол, прямой угол, натуральное число, разносторонний треугольник, параллельные прямые.

2 ряд: атмосферное давление, кучевые облака, дикие животные, западные ветра, растительный мир, животный мир.

- Докажите, что с помощью прилагательных достигается точность в описании предмета.

- Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках и загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать поговорки, которые рассыпались, наклеить их на листы. На всю работу у вас 1 минута.

-Проверим, что у вас получилось? Прочитайте поговорки и объясните, как вы их понимаете.

1 группа. Весенний день год кормит. (Если потрудиться в весенний день в огороде или на поле, то то осенью собирают урожай, хватающий на весь год)

2 группа. Апрельские ручьи землю будят.(с наступлением апреля весна уже приходит основательно)

3 группа. Майская травка и голодного кормит.( в мае появляются первые съедобные корешки и травки)

4группа. Май холодный – год хлебородный. (если май холодный, то урожай набирается силы в земле)

- В пословице 3-ей группы одно слово подчеркнуто – это не имя прилагательное. Об этом мы будем говорить на других уроках.

- Каждая группа записывает свою поговорку в тетрадь и делает  синтаксический разбор этих предложений.

- Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)

- В записанных поговорках у имен прилагательных определите непостоянные морфологические признаки.

1 группа: Весенний (день): м.р., ед.ч., Им.п.

2 группа: Апрельские (ручьи): мн.ч., Им.п.

3 группа: Майская (травка): ед.ч., ж.р., Им.п.

4 группа: холодный (май): ед.ч., м.р., Им.п.

          хлебородный (год): ед.ч., м.р., Им.п.

- Как определяли непостоянные морфологические признаки? (по имени существительному)

- В заключении нашего урока я предлагаю вам закончить следующие предложения:

1. Имя прилагательное – это……

2. Синонимами к слову признак являются…..

3. Чаще всего в предложении прилагательное является…..

4. В роде, числе, падеже имя прилагательное согласуется……

- Результатом вашей работы на уроке будет памятка об имени прилагательном, которую вы сделаете дома самостоятельно. План памятки я предлагаю вам на карточках, вы оформите ее на отдельных листах.

Для памятки:

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что обозначает прилагательное?

- С какой частью речи согласуется прилагательное?

- Какова синтаксическая роль прилагательного?

- Выберите начало фразы и закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось…
  11. Я смог

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Инсценировка учащимися (заранее подготовлена)

Карточки

1 ученик читает вслух

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Ученики записывают ответы в тетрадь

Ученики называют словосоч. По очереди

Слайд 7

Группы отвечают по очереди

Слайд 8

Слайд 9

Кускова Ю.Н. Конспект урока по русскому языкуСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...