Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Галина Ивановна Тарасенко

Урок посвящен простому и сложному предложениям. в ходе урока обучающиеся закрепят знания о простом и сложном предложении, потренируются в их дифференциации, в формировании умения преобразовывать простое предложение в сложное, нераспространенное ву распространенное, умении выделять главные и втростепенные члены предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prostoe_i_slozh.predld.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

9 класс

 ОКСКОУ «С(к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска

Цели:

  1. Закреплять знания обучающихся о простом и сложном предложениях, о предложениях с однородными членами и обращением, формировать умение выделять главные члены в предложениях, применять знания по построению предложений, формировать умение преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот, закреплять умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными.
  2. Развивать умения самостоятельно применять правила к словам с изученными орфограммами, корригировать мышление, память, внимание обучающихся.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, чувство прекрасного.

ХОД УРОКА.

  1. Организация.

Сегодня у нас необычной, более объемный и сложный, чем всегда, урок. Мы проведем урок, на котором будем писать, читать, составлять предложения по рисункам, схемы к предложениям. А объединим мы нашу работу одной темой. Отгадайте ее. Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья… Правильно. Это осень.

- Какой месяц характеризует эта загадка?

  1. Работа по теме урока.

1) Сообщение темы и определение целей урока.

 Тема нашего урока «Простое и сложное предложение»

2) Синтаксический разбор предложения

Осенью зима надевает разноцветный наряд. Землю покрывают листья удивительной красоты.

- Какое настроение возникает у вас, когда вы слышите эти строки?

3) Сравнительный анализ предложений.

Наступила осень.

Наступила долгожданная золотая осень.

- Сравните эти предложения. Чем они отличаются друг от друга?

- Какие бы вы выбрали слова для характеристики осени? Почему?

- Какие бывают предложения по составу? (Предложения бывают распространенные и нераспространенные).

4) Беседа о роли распространенных и нераспространенных предложений на основе сравнительного анализа предложений.

Висят листья.  На деревьях висят последние золотые листья.

Вывод: Если бы все предложения были нераспространенные, наша речь была бы невыразительной. Ее украшают предложения, в которых содержатся не только главные, но и второстепенные члены.

5) Дидактическая игра «Поймай грамматическую основу». Задание: послушайте предложения, назовите в ни грамматические основы. 

Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай.

6) Дидактическая игра «Найди пару!». Задание: укажи предложение к 1 схеме и ко 2-ой.

Я люблю дни золотой осени

~~~~~ _____                          и        .

Осенние краски радуют и восхищают

 

                  

                           ~~~~    ~~~~      ~~~~.

7) Творческая работа. Задание: составить предложения об осени по картине И. Левитана «Золотая осень».

8) Дополни предложения.

Осень пришла…

….. осень пришла.

Вывод: Нераспространенное предложение можно с помощью второстепенных членов сделать распространенным.

9) Наблюдение над текстом. Задание: прочитайте текст и скажите, чем отличаются эти предложения.

Осенние листья шуршат, летят, качаются, бегут.

Шумит золотой дождь.

10 ) Устный рассказ по опорным схемам: Что я знаю об однородных членах предложения?

11) Слуховой диктант. Задание: прослушайте текст и назовите в нем однородные члены предложения.

Полетели желтые, оранжевые, розовые, красные, золотые листья. Они падали разноцветным дождем и кружились как мотыльки.

Было красиво как в сказке.

Но что-то грустное и печальное слышится и видится в опустевшем лесу.

- Начертите схему предложения с однородными членами.

- Почему в 1-ом предложении есть запятые, а во 2-ом нет?

12) Индивидуальная работа по карточкам. Задание: Списать 2 предложения, подчеркнуть однородные члены.

13) Наблюдение за простым и сложным предложениями.

Наступила осень

Наступила осень, и закружились в воздухе листья

- А какие листья?

14) Работа над литературным произведением А.С. Пушкина «Осень». Задание: Прочитайте предложения и определите, каким по составу оно является.

Вывод: В простом предложении выделяется одна основа, в сложном – несколько. Сложное предложение объединяет простые предложения, связанные по смыслу.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

- Какую тему мы сегодня повторили на уроке?

  1. ИТОГ УРОКА.

- Какие выводы вы сделали из нашего урока?

- Какие задачи вы поставите перед собой на учебный год?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...