Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Худогулова Людмила Алексеевна

Водный урок. Антонимы. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_antonimy.doc772 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 5 класс. 21.01.16 г.                     Учитель Худогулова Л.А.

Тема

Антонимы

Тип урока

вводный

Оборудование

Учебник, карточки, презентация к уроку

Цели

Образовательные : познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

провести работу по подбору антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

раскрыть роль антонимов в речи;

пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать культуру общения посредством языковой культуры; чувство любви к родной природе  на основе работы с текстом

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятие антонимов, их роль в речи.

Уметь  находить антонимы в тексте,  уметь составлять пары слов с противоположным значением, конструировать предложения с  антонимами, уметь исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД)

Методы и приемы

словесные,  наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организация начала занятия

 

Включение в работу, самоопределение

Включение детей в деятельность.

Учитель:  " Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!"

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

II. Мотивация к учебной деятельности

Готовятся к восприятию информации

Обучающиеся  делают вывод о том, что необходимо правильное употребление  слов  в определенной речевой  ситуации.

Ребята, послушайте диалог:

Вера, 3 года.

Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:

– Я уже старенькая, прыгать не могу!

Внимательно оглядела маму:

– Нет, мамочка, ты новенькая.

- Ребята, почему вы засмеялись?

-Потому что маленькая девочка неправильно употребила слово  новенькая?

- А какое слово вы употребили бы в этой ситуации? Скажите, а простительно ли неправильное употребление слова для взрослого человека? Почему?

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

III.Актуализация знаний

Слайд № 2

Слайд № 3

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Дети находят синонимичные фразеологизмы, объясняют  их значения.

Дети находят синонимы в пословице, определяют их значение.

1. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.                                                                    -Все слова языка (лексика).                                                                                                                                                                                                    -Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).                                                                                                                                      -Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                                                                                                                                 -Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                                                            -Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 

-Слова, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся оттенками лексического значения(синонимы)

  2. Подберите синонимичные фразеологизмы.                                                                                                       1. Не за горами.             1. Одного поля ягода.
2. Засучив рукава.          2. Рукой подать.    
3. Как гром среди ясного неба.

                                 3. Не покладая рук.
4. Два сапога пара.        4. Как снег на голову.
                                     

3. Работа с калмыцкой пословицей

Если боишься - не говори,

Если сказал - не бойся.

- определите синонимы в тексте

- Какие смысловые отношения имеют слова боишься - не бойся?

Уметь опознавать   синонимы.

 

Уметь опознавать в тексте слова с противоположным значением.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

IV. Сообщение темы урока, постановка цели

Цель:

Дать понятие антонимов

1.Работа с учебником

  Цель: Дать понятие антонимов

2.Работа со словарем антонимов

Цель: научить пользоваться словарем антонимов

3.Составление  алгоритма определения антонимов.

Слайд 6

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют тему урока и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради;

Работают с учебником, получая информацию об антонимах

Работают  со словарями антонимов

1.  Ищем пары слов, где отношения  имеют противоположное значение.

2. Определяем, имеются ли в предложении противопоставления.

3.  Определяем, с помощью каких слов создается противопоставление.

- Послушайте отрывок из стихотворения калмыцкого поэта  А.М. Джимбиева "Твой удел - в твоих руках"

Богато ли бедно - не важно,

Но жизнь ты обязан прожить.

Ведь счастье купюрой бумажной

Нельзя, как и дождик вчерашний,

Купить иль на час одолжить.

- Какие смысловые отношения имеют слова богато - бедно?

-Как вы думаете , о чем пойдет сегодня речь на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о словах, имеющих противоположное значение.

-А  как они называются?

Давайте обратимся к правилу на стр. 166  учебника.

-Назовите тему сегодняшнего урока. Записываем ее в тетрадь.

В словарики записываем слова «анти»-  «против», «онима»- «имя»

-Как вы думаете, а какова цель нашего урока?

На какие вопросы нам предстоит ответить? 

Ребята, обратите внимание на существующие словари антонимов.

К ним вы можете обращаться в случае затруднения.

Найдите по словарю антонимы к словам:

величественный, гигантский.

- Послушайте отрывок из притчи:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- как определили антонимы?

-давайте составим алгоритм определения антонимов.

.

Усвоение основ научных знаний об антонимах.

Способность свободно пользоваться словарем антонимов.

Уметь применять алгоритм

Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на  уроке

Коммуникативные УУД Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД.Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

V . Закрепление темы

1. Работа  с учебником

Цель: научить опознавать антонимы

 

по звучанию

по значению

примеры

омонимы

одинаков

разные

норка суслика, норка - животное

синонимы

разные

одинаков

алый, красный

антонимы

1. Выполняют упражнение Дополняют сведения к полученным знаниям об антонимах. Определяют, какими частями речи могут быть антонимы.

 2. учащиеся заполняют в карточках  изученное об антонимах

1.- Обратитесь к тексту упр. 370 , понаблюдайте, какими частями речи могут быть антонимы?(Акцентируем внимание, что антонимами могут быть различные части речи)

2.-  Продолжаем заполнять карточку, которую заполняли при изучении синонимов и омонимов.

 

Умение извлекать дополнительную научную информацию об антонимах.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные УУД.

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .

2.Подбор антонимичной пары.

Цель: сопоставлять пары антонимов

 

3 .Работа в группах

 (5 мин.)

Цель:

Закрепить умение правильно определять антонимы

логически мыслить, делать выводы

4 . Выступление групп

                   (5 мин)

Учащиеся подбирают антонимичную пару, записывают ее в тетрадь.

Стройная березка- толстый дуб.

Зоркий ястреб-слепой беркут.

Высокие  ясени- низкие кусты  

Сильный волк - беззащитный сайгак.

Выполнение разноуровневых  групповых заданий в рубрике «Это интересно»

Ребята отчитываются  о проделанной работе, делают выводы  о роли антонимов в фольклорных жанрах.

- Подберите антонимичную пару:

Стройная березка-

Зоркий ястреб-

Высокие  ясени-

Сильный волк - беззащитный сайгак.

-А теперь поработаем в группах

1 группа Найти антонимы, узнать из какой  они сказки:

Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

Утро вечера мудренее.

Долго ли , коротко ли..

2 группа

Закончи пословицы:
 
Ученье свет, а неученье – …
  Знай больше, а говори – …
  Не бойся врага умного, а бойся друга…

- Найдите антонимы.

3 группа

С помощью антонимов - прилагательных охарактеризуйте названных животных и запишите сложные предложения с союзом а. 
Подчеркни антонимы 
стрекоза-муравей (по трудолюбию) 
лев - заяц (по храбрости) 
ягненок - волк (по силе)

4   группа                     (облегченное задание) 
1
. Запиши в столбик слова, подбери к ним антонимы. 
Тяжёлый -... 
Далекий 
Ранний -... 
Высокий 
Жесткий -... 
- Укажи вид орфограммы

в словах второго столбика.

 А теперь давайте подведем итоги работы .

Давайте послушаем выступления экспертов.

Умение сопоставлять пары  антонимов.

Умение правильно определять антонимы, понимать их роль в фольклорных жанрах.

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, адекватно выражать свое отношение к явлениям окружающей действительности, выраженным в фольклорных жанрах с помощью антонимов.

Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на  уроке

Коммуникативные УУД, Уметь  формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение интегрироваться в группу.

Регулятивные:  оценка результатов работы.

Познавательные:

структурирование  знаний.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, разрешать конфликты,

формулировать собственное мнение и позицию

5.Игра   «Наоборот»

Цель:

  В игровой форме проверить уровень усвоения темы «Антонимы»

Играют в игру.

 Ребята, вы хорошо поработали в группах, а теперь давайте поиграем. Правильно подберите антонимы к словам.

Нам с тобой  пришел черед

 Сыграть игру     «Наоборот».

 Скажу я слово  высоко,

 А ты ответишь  низко.

  Скажу я слово   далеко,

  А ты ответишь …

Скажу я слово потолок,

 А ты ответишь… 

 Скажу я слово потерял,

Ответишь ты …

Скажу тебе я слово трус,

 Ответишь ты…

 Теперь начало я скажу,

  Ну, отвечай,…

6. Работа с таблицей

Цель:

Закрепить сведения  об  антонимах

7. Исправление лексических ошибок

Слайд № 8

Учащиеся заполняют таблицу, делают вывод о многозначности антонимов, учатся правильно употреблять антонимы в речи.

– Многозначные слова могут иметь разные антонимы. Нужно учиться правильно употреблять их  в речи.

- Ребята, вспомните, какие слова являются многозначными. Правильно подберите к следующим многозначным словам антонимы.

Многозначное

слово

Антонимы

Старый (волк)

Старая (газета)

Старые (идеи)

молодой

свежая

новые

Вывод?

-Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая.  Царевна была добрая, а царица плохая.

-Вспомните диалог девочки Веры, прозвучавший в начале урока. Какое слово неправильно употребила девочка? Как это слово соотносится с темой сегодняшнего урока?

Уметь учитывать многозначность слова во время подбора антонимов.

Уметь исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов.

Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на  уроке

Коммуникативные УУД, Уметь  формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 VI. Итог урока

Цель: обобщить изученное по теме «Антонимы».

    Отвечают на вопросы, делают выводы.

 - Ребята, с каким новым понятием вы сегодня познакомились?

-Назовите опознавательные признаки антонимов. Какова их роль в речи?

 

. Регулятивные УУД. Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

VII. Домашнее задание по выбору:

Цель: закрепить знания по теме «Антонимы»

1). Сочинение-миниатюра на тему «Зимой в степи» с использованием антонимов;

2)Выписать из словаря антонимов по 2 примера антонимов разных частей речи

   

VIII.  Рефлексия.

Цель:

Объективно оценить работу класса и себя 

Обобщают информацию.

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Вопросы:

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

-Что у вас получилось сегодня на уроке, или наоборот , вы узнали меньше, чем хотели.

Закончу притчу – мудрость жизни.

«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

- Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выбрать правильный путь.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Коммуникативные УУД. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...