Конкурс по русскому языку в 9 классах «Все ли вы знаете о языке?»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем  русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)

Цель: привитие  любви к родному языку, воспитание культуры речи.

Участвуют команды 9 «А», «Б» классов.

Задания 1 команде:

1.       Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Лагерь, окрестность, бурьян, рояль, роль, ряд, стоять, ёлка.

  2.Расставьте ударения в следующих  словах:

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, положил, красивее, статуя.

3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Традиция, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф, дебаты, гандбол, пенальти, финал.

4.Почему мы так говорим: во всю ивановскую; гол как сокол; на воре шапка горит?

5.Какими звуками автор передает грохот грозы?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

                             (Ф.И.Тютчев)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Все ли вы знаете о языке?»31 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по русскому языку в 9 классах  «Все ли вы знаете о языке?»

Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем  русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)

Цель: привитие  любви к родному языку, воспитание культуры речи.

Участвуют команды 9 «А», «Б» классов.

Задания 1 команде:

  1. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Лагерь, окрестность, бурьян, рояль, роль, ряд, стоять, ёлка.

  2.Расставьте ударения в следующих  словах:

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, положил, красивее, статуя.

3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Традиция, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф, дебаты, гандбол, пенальти, финал.

4.Почему мы так говорим: во всю ивановскую; гол как сокол; на воре шапка горит?

5.Какими звуками автор передает грохот грозы?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

                             (Ф.И.Тютчев)

6.Образуйте форму множественного числа от существительных:

Длина, толщина, ширина, высота , количество, качество.

7.В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике А.Чацкого:

Когда в делах - я от веселий прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два  эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

                             (А. Грибоедов «Горе от ума»)

8.Найдите сложное предложение и определите его вид:

1.Было тепло и мы ходили без пальто.

2.Тишина и только гулкие раскаты грома раздаются вдали.

3.Пахло травой и лесной сыростью.

4.Зимой здесь завывают метели и над крышами зябко вьются сизые дымки.

5.Было тепло и очень тихо.

9. Одно из слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать - изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились) Какое это было слово? Обоснуйте свое мнение.

10. У какого русского писателя одно из произведений состоит всего из трех предложений? Как оно называется?

Задания 2 команде:

1.Прочитайте слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик да старуха. 

2.Расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, арест, корысть, комплекс, кульминация, сессия, соболезнование, сирота, эпилог, медикаменты.

3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Автоклав, анфилада, досье, коррупция, лепта, монограмма, пантеон, спидвей, теолог, финиш.

4.Почему мы так говорим: время истекло; ахиллесова пята; дамоклов меч.

5.Разберите по составу выделенные слова:

Расточка деталей.  Из земли показалось три росточка.

6.Какое языковое явление наблюдается в следующих выражениях?

1.Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (М.Ю.Лермонтов)

2.Можно встретить старика лет двадцати и юношу в пятьдесят.  (А.Герцен)

7.Какое значение имело слово анекдот во времена А.С.Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

 От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

                («Евгений Онегин)

8.Найдите грамматические основы предложений и определите вид.

1.Пахнет сиренью и вечерней свежестью.

2.Заглянуло солнца в окна и росой умыло стекла.

3.Утопая в листве по колено, снова осень стоит у двора.

4.Кругом простиралось поле, на котором колосилась спелая пшеница, и только слева тянулся молодой лесок.

5.Я заснул так крепко, что не видел станций, мимо которых мы проезжали.

9.Найдите односоставные предложения и определите их вид:

1.Ждем выходного дня.

2.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

3.Хорошо в лесу в апреле!

4.Мне показалось, что я слышу осторожный плеск воды, похожий на затаенный вздох.

5.Лошадь привязали к столбу.

10.Чем является в данных предложениях слово известно? Обоснуйте свой ответ.

1.Известно, что слоны в диковинку у нас. (И.А.Крылов)

2.Слоны, известно, в диковинку у нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка. 5 класс

Конкурсная программа для любителей словесности позволит учащимся 5-ых классов расширить общий кругозор, способствует развитию творческих способностей, логического мышления детей....

конкурс знатоков русского языка 5 класс

внеклассное мероприятие для учащихся 5 -х классов по русскому и литературе....

Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку «Знатоки русского языка». 6-8 класс

Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку«Знатоки русского языка».6-8 класс...

Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»

Данный урок может быть использован  как дополнительный по русскому языку, так и   внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на   расширение кругозора учеников, в...

Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков русского языка" (5 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса (конкурсы, викторины, кроссворды)...

Презентация к внеклассному мероприятию "Конкурс знатоков русского языка" (5 класс)

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку для учащихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка"...