Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы з и с на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан по ФГОС основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 Учитель: (ФИО) Севрюгина Эльвира Вениаминовна

Предмет русский язык Класс 5

Тема урока: Буквы з и с на конце приставок.

Цели урока

  1. образовательная: знать условия выбора буквы в приставках на з — с ; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы; находить орфограмму в морфеме.
  2. развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора
  3.  воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: 

- создать положительный эмоциональный настрой;

- принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные.

- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Ребята, расположите тетрадь на столе так,чтобы руки на письме не свешивались. Запишем дату и тему урока, отступив от предыдущей работы две линии. Старайтесь, чтобы весь урок в тетрадях были чистые, аккуратные записи.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать умение

находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.

Методы организации работы: словесные, трехуровневая дифференциация.

Методы стимулирования: похвала, отметка.

Методы оценивания: самооценка, самопроверка, отметка.

- Ребята, вы дома закрепили умение правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках. Продемонстрируйте свое умение.

- Расскажите, как пишутся приставки, заканчивающиеся на гласные и согласные? (Учащиеся рассказывают домашнее правило, приводя примеры из домашнего упражнения).

- Как вы усвоили домашние правила мы узнаем, когда вы будете выполнять такие задания.

(Трехуровневая дифференциация при проверке домашнего задания).

1) 2 ученика будут составлять слова по данным признакам и характеристикам с последующей самопроверкой (сильный уровень).

«Составь слово».

1 Приставка в слове поговорить. Корень в слове страда. Суффиксы в глаголах писать и читал. Окончание в глаголе пели. Какое слово получилось?

2 Приставка в слове поглядеть. Корень в слове ставить. Суффикс в слове ножка. Окончание в слове леса. Какое слово получилось?

3 Приставка в слове заставить. Корень в слове ехать. Суффикс в словах прыгать и пел. Окончание в слове съели. Какое слово получилось?

2) Один ученик у доски из заданного текста будет находить и выписывать все слова с неизменяемыми приставками (средний уровень).

- Выписать из текста слова с неизменяемыми приставками.

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашептала трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый невнятный звон поплыл над омутом.

Шел тихий летний день.

Далеко в разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела. Сильнее запахли травы, хлеба и земля.

3) Весь класс будет выполнять игровое задание «Часы» (слабый уровень). Дан круг как циферблат часов, на нем написаны приставки: вы-, от-, под-, с-, за-, у-, на-, об-, про-, над-, пере-, до-. В центре круга — волчок со стрелкой. Крутим стрелку, на какую приставку укажет стрелка — с нее и начинайте составлять слова с приставками. (Ученики составляют слова, записывают их в тетради, выделяя приставки.)

- Проверим, как выполнили задания весь класс, 1 ученик у доски, 2 ученика задание с самопроверкой. (Оглашение результатов — оценки.)

3

4.

Изучение нового учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: самостоятельно сформулировать и усвоить правило правописания приставок, заканчивающихся на з- и с-.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать такую работу, чтобы учащиеся сами смогли сформулировать новое правило, создать проблемную ситуацию, ввести элементы занимательности для лучшего усвоения новой темы.

Методы изложения нового учебного материала: эвристические или частично — поисковые.

Методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: наблюдение над языковым материалом, побуждающие к проблемной ситуации, диалог, научность, доступность, занимательность.

Методы мотивирования: похвала, занимательность.

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться выполнять тренировочные задания и применять правило и алгоритм действий.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений правильно писать приставки на з- и с-.

Методы: репродуктивные, учебный диалог.

- Ребята, сегодня мы рассмотрим правило правописания приставок, заканчивающихся на з и с. (На доске записаны слова.)

-Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках. Какая буква употреблена в приставках перед звонким согласным, а какая — перед глухим? (Проблемный вопрос)

Разрезать — растолочь

безводный — бесчисленный

вздрогнуть — всходить

возгордиться — воспротивиться.

- Попробуйте сами сформулировать новое правило, опираясь на эти примеры. (Учащиеся делают вывод: перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими согласными — с.)

Учитель объясняет правило, используя элемент занимательности.

Живут на свете,людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки — это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить!

- Для того, чтобы вы лучше усвоили правило, предлагаю вам следующий алгоритм. При затруднении обращайтесь к этому алгоритму. (Записан на плакате)

и и

бе з в, з, д, р, м, г, н, л, б, й, ж бе с с, т, п, к, х, ч, ш, щ, ф, ц

ра (звонкие согласные) ра (глухие согласные)

во во

- Чтобы вы не забыли все звонкие и все глухие согласные, предлагаю вам более легкий способ запомнить все согласные. (Снимается часть плаката, где даны согласные, под ними 2 предложения) Все звонкие согласные в предложении: Эй! Мы же не забываем друга!

Все глухие согласные в предложении: Фока, хочешь поесть щец?

-Итак, определяю, перед каким согласным приставка: перед глухим — пишу с, перед звонким — пишу з.

- А сейчас будем выполнять тренировочные задания на наше правило.

1.Выполним упражнение 423, используя наш алгоритм и устно рассуждая по образцу. (1 ученик у доски)

2. Диктант — молчанка по упражнению 424 с использованием карточек на з и с. Кто ошибется, тот объясняет правило.

3. Работа с орфографическим словарем по упражнению 425. Выписать 7 — 8 слов с буквами з и с на конце приставок, объясняя орфограмму. Определить часть речи.

4.Замена словосочетания словом с тем же значением и приставками без-, бес.

Ребенок без забот (беззаботный)

небо без звезд (беззвездное)

дорога без конца (бесконечная)

плач без звука (беззвучный)

движение без шума (бесшумное).

5. Разгадывание кроссворда на изученное правило.

1.Движение с целью набрать скорость (разгон).

2.Место раздвоения железнодорожного пути (разъезд)

3.Свобода (раздолье)

4.Освобождение от груза (разгрузка)

5.Разделить линиями на графы (разграфить)

6.Соленая вода для засолки овощей (рассол)

7.Молодые растения, выращенные для пересадки (рассада)

8.Здравый смысл, способность правильно мыслить (рассудок)

9.Продление срока за что-либо (рассрочка)

10.Снять седло с лошади (расседлать).

разгон рассол

разъезд раз — рас рассада

раздолье рассудок

разгрузка рассрочка

разграфить расседлать

5

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

- Какую сегодня мы ставили цель?

-Удалось ли решить поставленную цель и задачи?

-Что вы узнали нового, чего нет в учебнике?

- Как вы оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

- Все ли в классе усвоили новую тему покажет игра «Ручеек» (3 ряда- 3 команды получат листочки с заданиями. Каждый ученик вписывает только одну букву в слово. Результаты сразу же оглашаются.)

И...портить, ра...гадать, в..порхнуть, ра...спорядок, бе...жалостный, расписание.

6

Домашнее задание.

Цель для самостоятельной работы учащихся: закрепить умение правильно писать приставки на з и с.

Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить умение правильного написания приставок, используя схему рассуждения при выборе правильного написания приставок.

- Домашнее задание будет на выбор по степени сложности (дифференцированные задания)

1. Выполнить упражнение 426.

2. Составить текст на тему «Урок русского языка» по упражнению 427.

3. Выписать из учебника литературы 5 предложений с приставками 1 и 2 группы.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна,

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...