КТП по русскому языку 8
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КТП по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_-8_klass.docx62.49 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

урока в теме

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Дата план

Дата факт

Базовые знания

Развитие познавательных умений

Применение полученных знаний на практике

Общие сведения о языке – 2 часа

1.

1.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Урок усвоения новых знаний

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке

2.

2.

Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

Урок усвоения новых знаний

Повторение изученного в 5–7 классах - 9часов

3.

1.

Лексика и фразеология

Повторительно-обобщающий урок

Подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов.

Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы. Распознавать слова с полногласным и неполногласным сочетанием, объяснять их написание. Уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления, термины, использовать их в текстах научного стиля.

4.

2.

Морфемика и словообразование. Орфография.

Производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемной модели. Определять основные способы словообразования. Использовать лингвистические словари.

Опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова. Безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

5.

3.

Морфемика и орфография.

Опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания. Обнаруживать орфограммы в корне. Использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов.

Группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования.

6.

4.

Морфология и орфография.

Различать части речи, производить их морфологический разбор. Аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ.

Безошибочно писать НЕ с различными частями речи.

7.

5.

Морфология и орфография.

Опознавать части речи с изученными орфограммами. Выделять общее и различное, сопоставляя изученные части речи.

Безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. Уместно употреблять разные части речи.

8.

6.

Синтаксис и пунктуация.

Определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении.

Выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения. Безошибочно расставлять знаки препинания в осложнённом простом предложении.

9.

7.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

Урок контроля

Воспроизводить текст, воспринимая его на слух. Опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Записывать под диктовку текст, соблюдая на письме орфографические и пунктуационные нормы.

10-11.

8-9.

Р/р Изложение, близкое к тексту. К. Г. Паустовский «Михайловские рощи».

Уроки развития речи

Признаки текста, понятия «микротекст», «микротема».

Понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора текста к поставленной в тексте проблеме.

Излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание - 9 часов

12.

1.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Урок усвоения нового материала

Определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте.

13.

2.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Урок усвоения нового материала

Смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения.

Членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений.

Грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные).

14.

3.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи.

Урок усвоения новых знаний

Интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль: логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок.

Использовать синтаксические средства: форму слов, смысловую и грамматическую связь их в составе словосочетания и предложения, служебные слова.

Определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения.

15.

4.

Р/р Текст как единица синтаксиса.

Урок развития речи

Определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложения, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов.

Создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия на адресата.

16.

5.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Урок усвоения новых знаний

Основные виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний.

Распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные.

17.

6.

Способы подчинительной связи.

Урок усвоения нового материала

Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание, средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения.

Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи.

Производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

18.

7.

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Урок закрепления изученного

Использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки.

Соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.

19.

8.

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

Урок усвоения нового материала

Определять основные признаки словосочетания – смысловую и грамматическую связь слов, различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания.

Моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять их в речи, соблюдая нормы при построении словосочетаний разных видов.

20.

9.

Р/р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании?»

Урок развития речи

Писать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой.

Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Главные члены предложения – 15 часов

21.

1.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.

Повторительно-обобщающий урок

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, роль в создании текста, их возможности для усиления выразительности речи.

Анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению), определять границы предложения и способы передачи конца предложения (в устной речи – интонация, в письменной – знаки препинания).

Использовать в речи вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания.

22.

2.

Основные виды простого предложения.

Урок усвоения нового материала

Понятия «односоставные» и «двусоставные предложения».

Анализировать и характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях.

Использовать в устной и письменной речи служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении.

23.

3.

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация.

Урок закрепления изученного

Интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова.

Выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.

24–25.

4-5.

Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте.

Уроки развития речи

Подбирать из печатных источников или составлять самим такие фрагменты, тексты, в которых для цепного соединения предложений использовались бы лексические средства связи (лексический повтор, однокоренные слова, лексические и текстовые синонимы), морфологические средства связи (местоимения, наречия, союзы).

Анализировать тексты с параллельной связью, озаглавливать их, аргументировать свой выбор, определять роль заглавия и родовидовых слов в организации текста, использовать инверсию, риторический вопрос с целью усиления выразительности речи.

26.

6.

Повторим орфографию: орфограммы в корне.

Повторительно-обобщающий урок

Объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщённое правило. Приводить свои примеры.

Безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов. Подбирать проверочные слова на основе толкования слов.

27.

7.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Урок усвоения нового материала

Функцию главных членов предложения.

Характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего.

Согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращёнными словами.

28.

8.

Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Урок усвоения нового материала

Типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение.

Находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования.

Определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое в тексте-повествовании и тексте-описании.

29–30.

9-10.

Р/р Изложение с элементами сочинения.

Уроки развития речи

Точно и полно понимать содержание прочитанного текста, его главную мысль, тип речи.

Подробно передавать содержание повествовательного текста в жанре рассказа, сохраняя на письме его композицию, создавать собственное высказывание на основе исходного текста, давая оценку поступкам героев, делая выводы, соблюдать на письме нормы русского языка.

31.

11.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

Урок усвоения нового материала

Структуру составных глагольных сказуемых.

Опознавать составное глагольное сказуемое в тексте.

По составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые.

32.

12.

Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

Урок усвоения нового материала

Структуру составного именного сказуемого.

Различать составное глагольное и составное именное сказуемое.

Определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов.

33.

13.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок усвоения нового материала

Основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

Безошибочно ставить тире между подлежащим и сказуемым. Составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.

34.

14.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Повторительно-обобщающий урок

Определять морфологические способы выражения главных членов предложения. Различать виды сказуемых.

Ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

35.

15.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения».

Урок контроля

Безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Второстепенные члены предложения  - 10 часов

36.

1.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений.

Урок усвоения нового материала

Определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса.

Использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи.

37.

2.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений.

Урок закрепления изученного

Производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов.

Находить в тексте согласованные и несогласованные определения.

38.

3.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Урок усвоения нового материала

Приложение – это разновидность определения.

Правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения, обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений.

Использовать приложение как средство выразительности. Включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами.

39.

4.

Дополнение. Способы его выражения.

Урок усвоения нового материала

Особенности второстепенного члена предложения – дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание).

Различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения.

Опознавать дополнения в предложении и в тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

40.

5.

Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения.

Уроки развития речи

Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание.

Вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

41-42.

6-7.

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения.

Уроки усвоения нового материала

Виды обстоятельств.

Различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения.

Использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

43.

8.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Повторительно-обобщающий урок

Определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды (согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств).

Отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей.

44.

9.

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках.

Повторительно-обобщающий урок

Различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ- и частицу НЕ, объяснять выбор орфограммы-буквы, делать обобщения о написании приставок.

Безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова. Устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения на письме – графически.

45.

10.

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Урок контроля

Определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды (согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств).

Отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей.

Односоставные предложения  - 12 часов

46.

1.

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений.

Урок усвоения нового материала

Что такое односоставное предложение, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена.

Различать односоставные и двусоставные предложения.

Опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения.

47.

2.

Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Урок усвоения нового материала

Структурно-грамматические особенности определённо-личных предложений.

Различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению и структурным особенностям.

Использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения.

48.

3.

Неопределённо-личные предложения.

Урок усвоения нового материала

Значение и строение неопределённо-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них.

Находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям.

Использовать в разных стилях речи, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными (неопределённо-личными).

49.

4.

Вопрос об обобщённо-личных предложениях.

Урок усвоения нового материала

Функцию обобщённо-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них.

Опознавать обобщённо-личные предложения в тексте.

Употреблять обобщённо-личные предложения в собственных высказываниях.

50.

5.

Безличные предложения.

Урок усвоения нового материала

Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению, способы выражения сказуемых в безличных предложениях.

Находить безличные предложения по значению и структурным особенностям.

Употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т. д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ, НЕ с глаголами.

51.

6.

Безличные предложения.

Урок закрепления изученного

Определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого в них, различать односоставные и двусоставные предложения.

Сопоставлять личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст.

52.

7.

Назывные предложения.

Урок усвоения нового материала

Смысловые и структурные особенности назывных предложений.

Находить в тексте назывные предложения, отличать их от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях.

Пользоваться назывными предложениями в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать их как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать, правильно оформлять, целесообразно использовать их в речи.

53.

8.

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Повторительно-обобщающий урок

Производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений.

Использовать синонимию односоставных и двусоставных предложений, односоставные предложения с обобщённым значением в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях.

54.

9.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

Повторительно-обобщающий урок

Различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, производить синтаксический разбор односоставного предложения. Анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений.

Расставлять знаки препинания в сложном предложении путём определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы. Составлять диалоги с употреблением определённо-личных предложений, включать неопределённо-личные предложения в сюжетные тексты, а безличные предложения – в миниатюрные зарисовки явлений природы.

55.

10.

Особенности строения полных и неполных предложений.

Урок усвоения нового материала

Общее понятие неполных предложений, сферу их употребления.

Опознавать неполные предложения в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения.

Пользоваться неполными предложениями в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых есть неполные.

56.

11.

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».

Урок контроля

Различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.

Правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать и употреблять в речи односоставные и неполные предложения.

57.

12.

Р/р Риторический вопрос как средство выразительности речи.

Урок развития речи

Сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, характерную для них интонацию.

Правильно пунктуационно оформлять, использовать риторический вопрос как одно из синтаксических средств выразительности речи. Выявлять риторические вопросы как самостоятельные предложения, так и в составе сложного, определять их функции.

Простое осложнённое предложение  - 43 часа

58.

1.

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

Урок усвоения нового материала

Особенности однородных членов предложения.

Опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов. Различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом.

Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, при чтении соблюдать перечислительную интонацию. Составлять схемы предложений. Определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами.

59.

2.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

Урок усвоения нового материала

Определять оттенки: 1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противительными союзами, 2) чередования или неопределённости оценки явлений, выражаемые разделительными союзами.

Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений.

60.

3.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

Урок закрепления изученного

Пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП.

Производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами.

61.

4.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Урок усвоения нового материала

Что такое обобщающие слова.

Находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам.

Правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.

62.

5.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Урок закрепления изученного

Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именным составным сказуемым, распознавать логические категории рода, вида, общего и частного.

Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.

63.

6.

Р/р Разновидность рассуждения-сравнения.

Урок развития речи

Создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему, текст-сравнение, сохранять композицию текста этого типа, подбирать языковые средства для сцепления его частей, выражения сходства и различия сопоставляемых языковых явлений.

Строить высказывания на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), соблюдать на письме нормы русского языка.

64.

7.

Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи.

Урок развития речи

На примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм предложений, находить данное средство выразительности в художественном тексте.

Предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их.

65.

8.

Однородные и неоднородные определения.

Урок усвоения нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений.

Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

66.

9.

Однородные и неоднородные определения.

Урок закрепления изученного

Различать однородные и неоднородные определения.

Употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме.

67.

10.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

Повторительно-обобщающий урок

Опознавать предложения с однородными членами. Определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности.

Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений.

68.

11.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Урок контроля

Опознавать предложения с однородными членами. Определять стилистическую окраску союзов. Анализировать текст: определять тему, основную мысль, количество микротем, стиль, тип речи, выделять характерные для стиля языковые средства и стилистические приёмы, анализировать правописание отдельных слов и пунктуацию в предложении.

Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений. Употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности.

69.

12.

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

Повторительно-обобщающий урок

Создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определённого читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи.

Умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение

70–71.

13-14.

Р/р Рассуждение на литературную тему.

Уроки развития речи

Создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определённого читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи.

Умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение

72.

15.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Урок усвоения нового материала

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.

Выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену.

Правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

73.

16.

Обособление согласованных определений.

Урок усвоения нового материала

Общие условия обособления согласованных определений.

Находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному.

Интонационно правильно произносить обособленные согласованные определения и оформлять их на письме.

74.

17.

Обособление согласованных определений.

Урок закрепления изученного

Опознавать условия обособления определений. Использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов.

Интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями. При пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания.

75.

18.

Обособление несогласованных определений.

Урок усвоения нового материала

Условия обособления несогласованных определений.

Выявлять несогласованные определения.

Интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме.

76–77.

19-20.

Р/р Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Уроки развития речи

Роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка.

Художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста. Использовать в тексте обособленные определения

Самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте. Соблюдать при пересказе нормы русского языка.

78.

21.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Урок закрепления изученного

Выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком.

Интонационно правильно читать предложения, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи.

79.

22.

Обособленные приложения.

Урок усвоения нового материала

Условия обособления приложений.

Обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений.

Выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

80.

23.

Обособленные приложения.

Урок закрепления изученного

Опознавать приложения в тексте. Использовать обособленные приложения в разных стилях и типах речи.

Правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями.

81.

24.

Обособление дополнений.

Урок усвоения нового материала

Условия обособления дополнений.

Узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях.

Выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять их.

82.

25.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Урок усвоения нового материала

Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Находить деепричастный оборот, определять его границы. Использовать их в речи и уметь заменять синонимичными конструкциями.

Правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

83.

26.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Урок закрепления изученного

Определять границы деепричастного оборота, исправлять ошибки в предложениях, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи

Ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, интонационно правильно произносить их.

84.

27.

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

Повторительно-обобщающий урок

Опознавать синтаксические конструкции с КАК. Использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

Правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК.

85.

28.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Урок усвоения нового материала

Условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами.

Правильно расставлять знаки препинания при обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами.

86–87.

29-30.

Р/р Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Уроки развития речи

Особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины.

Анализировать творческие работы и создавать свои.

Писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики.

88.

31.

Обособление уточняющих членов предложения.

Урок усвоения нового материала

Что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления.

Отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания.

Выделять на письме запятыми уточняющие члены предложения.

89.

32.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Урок закрепления изученного

Производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения.

Соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения.

90.

33.

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Повторительно-обобщающий урок

Правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное).

Группировать слова по видам орфограмм.

91.

34.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Повторительно-обобщающий урок

Определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

Создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать.

92.

35.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

Урок контроля

Воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку.

Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

93.

36.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Урок усвоения нового материала

Группы вводных конструкций по значению. Понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов.

Правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

94.

37.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Урок закрепления изученного

Употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации. Использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста.

Правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении. Производить синонимичную замену вводных слов.

95.

38.

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Урок закрепления изученного

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений.

Употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предметов. Опознавать вставные конструкции.

Выразительно читать предложения с вводными и вставными конструкциями, расставлять знаки препинания на письме.

96.

39.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Урок усвоения нового материала

Синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях.

Характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях.

97.

40.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Урок закрепления изученного

Различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

Интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях.

98.

41.

Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Урок развития речи

Требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический».

Использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию.

Исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения.

99–100.

42-43.

Р/р Психологический портрет. Сочинение-описание.

Уроки развития речи

Находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами.

Составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учётом его психологического состояния.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе - 2 часа

101.

1.

Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса

Повторительно-обобщающий урок

Выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания. Целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний.

Различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учётом содержания, стиля высказывания. Соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.

102.

2.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

Урок контроля

Выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания. Целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний.

Различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учётом содержания, стиля высказывания. Соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...