Учебный модулю по теме "Морфемика"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Горячева Татьяна Борисовна

Теоретический материал и практические задания по теме "Морфемика" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika_5klass.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

5класс.

Учебный модуль (4 часа).

«Морфемика»

I Структурно-логическая схема. II. Словарь:

Морфемика (греч. «морфе» -форма) - раздел языкознания, изучающий состав (строение) слова

Морфема - наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в структуре слова при сопоставления с другими словами, содержащими аналогичные части слова.

Словарь морфем - учебное пособие,  содержащее значение морфем.

Морфемная модель слова – определённая схема, образец, по которым образуются

слова в русском языке.

Основа слова - часть изменяемого слова без окончания (золотая осень)

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (перелётная птица, улететь на юг)

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключается общее

лексическое значение однокоренных слов (трава, травка, травяной).

Однокоренные - слова с одинаковым корнем (дорога – дорожка)

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (парашют- парашютист).

Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая заключает в себе грамматическое значение, служит для образования новых форм слова и для связи слов в словосочетании и предложении раннее  утро, ранний гость).

Нулевое - окончание, не выраженное звуками (ночь  - - ночной).

Постфикс - значимая часть слова, которая стоит после окончания или суффиксов в глагольных формах и служит для образования возвратных глаголов одевать одеваться, одеваюсь)

III. Утверждения:

  • Слово состоит из значимых частей – морфем: приставок, корней, суффиксов, окончаний.
  • Для разных морфем есть свои условные знаки: ¬ - приставка,

- корень, ^ - суффикс,    - окончание, ^ - постфикс.

  • Корень – общая часть однокоренных слов.
  • Слова с одинаковым корнем – однокоренные.
  • Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо.
  • Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова.
  • Приставка всегда стоит перед корнем,
  • Суффикс стоит после корня,
  • Одни и те же приставки и суффиксы употребляются для образования разных по значению слов одной и той же части речи. Например, глаголов с приставкой при- : при-ходить, при- летать, существительных с суффиксом - от- :крас-от-а, добр-от-а.
  • Окончание имеют изменяемые части речи. Неизменяемые слова состоят только из основы.
  • Окончание может быть нулевым.
  • Окончание образует новые формы  одного и того же слова.
  • Основа слова содержит его главное лексическое значение.
  • Грамматическое значение слова выражает окончание.
  • Постфикс стоит после окончания в возвратных глаголах.

IV. Морфемный анализ слова.

Порядок разбора.

  1. Окончание, значение окончания.
  2. Основа.
  3. Корень. Подобрать два-три однокоренных слова.
  4. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы; значение приставки и суффикса (если оно ясно)

Образец рассуждения.

Подснежник.

Устный разбор.

  1. Существительное подснежник   имеет нулевое окончание. Оно указывает на мужской род, именительный падеж, единственное число.
  2. Основой слова является его часть без окончания: подснежник.
  3. Корень слова - снеж- однокоренные слова:снег, снеж-ный, снеж-инка  (чередование г // ж).
  4. Приставка под-. Слова с этой приставкой под- берёзовик, Под- московье.. Значение приставки «нечто, находящееся ниже или в непосредственной близости от того, что называется.
  5. Суффикс -ник- подстакан – ник, подокон –ник. Значение:«предмет, характеризующийся отношением к предмету».

Письменный разбор: подснежник     -снег

VI. Упражнения для закрепления.

Задание 1

Разделите слова на морфемы, обозначая их соответствующими знаками(¬,^,          )

Сказочка, хлебный, украсит, принесли, говорливый, заколка,безветренный, земляной, надрежут, приберегли.

Образец: сказочка

Задание 2.

Приведите примеры слов с данными корнями. В чём особенность данных морфем?

-мороз- // - морож- //-мораж-,

- холод- // - хлад- // -хлажд- ,

- глух- // - глуш- // - глох-,

-клик- // - клич- // - клиц-,

- канн- // -капл- // - капель-,

-сад- // - саж - // - сажд.

Образец:   мороз, мороженый, замораживать.

Задание 3.

Запишите зашифрованные слова, вставляя вместо пропуска указанные корни. Объясните различие в написании последних слов.

- мер-                                                                                             -мир-

         а                                                                                                       н   ый  

  при              к   а                                                                                 с                и   ть

 из               и   ть                                                                                  с               енн   ый

 из               и    тель                                                                                            и     ть  ся

 при                я   ть                                                                             при            я      ть

Задание 4*.

Спишите текст. Найдите слова, основа которых состоит только из корня. Подберите к ним однокоренные слова, чтобы получилось гнездо родственных слов. В одном из гнёзд обозначьте морфемный состав каждого слова.

Разлука.

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы. Но только ведь уже осень. Берёзки желтеют, трепетная  осина шепчет: «Нет опоры в поэзии: роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах. Нет опоры». И так надо мне эту разлуку принять и куда-то лететь вместе с листьями.

М.Пришвин.

Задание 5.

От данных основ образуйте и запишите указанные формы. Какие части речи вы записали?

                                                    - м.р., р.п.

Красноват  +

                                                    - мн.ч., т.п

                                                    - мн.ч, д.п

колокольчик +

                                                    - ед.ч., п.п

                                                                - ед. ч., 2-е - ед.ч., наст.вр;

           перекручива +                                                -

                                                    -мн ч., 3-е лицо, наст.вр.

Задание 9.

Спишите текст. Выделите в словах приставки и суффиксы.

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

(К.Чуковский).

VII. Итоговый контроль.

1 вариант.

1.Запишите в слова в алфавитном порядке. Докажите, что это однокоренные слова. Подчеркните формы одного и того же слова.

Лететь, лётчик, лететь, вылететь, перелететь, долететь, вертолёт, полёт, самолёт, летучий.

2.Дополните список однокоренных слов, учитывая значение корней–омонимов.                                                

                                       ранний

     - ран -                                          

                                       раненый

3.Учитывая написание корня, подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Сл..зать с дерева, сл..зать сметану; отв..рить картофель, отв..рить

дверь; прим..рять платье, прим..рять врагов; пол..скать бельё, пол..скать котёнка.

4. Произведите морфемный разбор слов: подорожник, на скалистом (берегу).

5*. Составьте и запишите небольшой лингвистический текст на тему: «Для чего нужно изучать морфемику?»

2 вариант.

1. Запишите в слова в алфавитном порядке. Докажите, что это однокоренные слова. Подчеркните формы одного и того же слова.

Дальний, отдалиться, дальнейший, отдаление, отдалённость, даль,

далёкий, издали, далёкому, неподалёку.

2. Дополните список однокоренных слов, учитывая значение корней–омонимов.                      

                                     делать

  - дел -                                    

                                     делить

3. Учитывая написание корня, подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Б..чок с водой, лечь на б..чок; чок; городской ст..рожил, ст..рожил автостоянку; пол..скать бельё, пол..скать котёнка..

4. Произведите морфемный разбор слов: подземный, земляника.

5*. Составьте и запишите небольшой лингвистический текст на тему: «Для чего нужно изучать морфемику?»

Вариант итоговой работы (тест).

1.Найди слово с нулевым окончанием:

а) говорил, б) влево, в) красивый, г) писать.

2. –ишь служит окончанием:

а) существительного ед.ч., м.р..; б) глагола 2-ого спр., 2-ого лица, ед.ч, наст. вр,;

в) глагола 1-ого спр., 3-его лица, мн.ч., наст.вр.; г) глагола в неопред. форме.

3. Записать два однокоренных слова с окончанием –а.

4. Выписать из текста слова, соответствующие схемам

глагол ¬,       ^,

прилагательное    ,    ;

существительное        ,^,   .

Ветерок играет серебристыми листьями невысокой ивы, и они слегка дрожат от этого. Скоро стало трудно отделить линию воды и берега.


Урок.1

Учебная ситуация урока «Морфема – наименьшая значимая часть слова».

Цель

Деятельность

Средства

Результат

Способности

1.Познакомить с предметом

изучения морфемики.

1Организация

целевого пространства.

1.1. Слово учителя. Объявляется тема урока.

1.2. Проверка домашнего задания.

  1. Работа со словарной статьёй и модулем.  

1.Учебник.

2..Модуль

1. Выработка умения анализировать

лингвистический текст.

1. Умение составлять монологический ответ.

2. Закрепить знания

о морфеме

как наименьшей значимой части слова..

3..Продолжить

формирование умения выделять в словах морфемы, различать однокоренные слова и формы слова.

2.Организация

деятельностного

пространства.

2.1 Аналитическая

беседа по  модулю.

  1. Работа с учебником.
  2. Практическая работа

по модулю: задания 5-8

1.Модуль

2. Презентация.

3. Учебник.

4. Рабочая тетрадь ученика.

1.Понимать,,что приставка, корень, суффикс, окончание-

значимые части слова (морфемы), что на письме они воспроизводятся единообразно, вне зависимости от произношения.

2.Определятьв словах значение морфем. (можно воспользоваться словарём морфем).

3. Иметь представление о том, что морфема передаёт   информацию о лексическом значении  слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме.

4.Усвоить последовательность морфемного анализа слова.

1 Умение работать со схемой.

2. Развитие аналитических способностей.

3. Навык самостоятельной работы

Метапредметные: работа с информацией (работа со схемами, составляющие элементы анализа)

3.Организация

рефлексивного

 пространства

3.1 Итоги урока.

3.2 Оценки.

3.3. Домашнее задание.

1. Создание ситуации успеха.

1.Умение анализировать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 9 класса по учебнику "L\'oiseau bleu"

Разработано для учеников 9 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "L\'oiseau bleu"...

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 10 класса по учебнику "Objectif"

Разработано для учеников 10 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "Objectif"...

Структура информационно-дидактической поддержки учебного модуля.

Данный материал сопровождает презентацию "Модульная технология планирования учебной темы"....

Четыре дополнительных учебных модуля для 10 класса.

Каждый из учебных модулей посвящён отдельному вопросу математики и является самостоятельным....

Учебный модуль по теме:"Степень с натуральным показателем. Применение свойств к построению графиков степенных функций. "

Данный учебный модуль предназначен для обобщения материала о свойствах степени с натуральным показателем, изучения понятия степенной функции в 7 классе (хотя эта тема изучается в 9-м классе), применен...

Учебный модуль "Электронный журнал"

Подробная инструкция по заполнению электронного журнала...