Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Создание текста-описания в научном и художественном стилях. Урок разработан по технологии "Педагогические мастерские"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_teksta-opisaniya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

«ЗИМА. ОПИСАНИЕ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ.»

ЦЕЛИ:

  1. Углубить представление учащихся о стилях речи.
  2. Формировать умение отличать научный стиль от художественного.
  3. Обобщить знания об описании как типе речи, выработать умение составлять текст-описание.
  4. Подготовить учащихся к написанию сочинения по теме  “Зима”
  5. Создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся.
  6. Способствовать:
  •  накоплению изобразительно-выразительных средств по теме.
  • обогащению словарного запаса учащихся.
  • активизации сознания учащихся
  •  заинтересованности в самостоятельной творческой деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. П.И.Чайковский «Времена года».
  2. Фотографии с зимним пейзажем.
  3. Репродукции картин русских художников:

  • И. Шишкин  «Зимой в лесу»
  • А. Саврасов  «Зима»
  • В. Суриков  «Взятие снежного городка»
  • А. Куинджи  «Солнечные пятна на снегу»
  • К. Юон «Русская зима»
  • И. Грабарь «Февральская лазурь»
  • Н. Крылов  «Зимний пейзаж»

На доске:

Продолжите предложение.

  • Для меня зима – это…
  • Я жду от нее…
  • Я люблю в ней…
  • Она …
  • Зима – самое … время года.

ХОД УРОКА:

  1. Индукция.

  • Угадывание темы урока.

Прослушивание пьесы Чайковского «Февраль».
Задание: опишите картину, которую вы представляете, слушая музыку. О чем эта музыка? Какие образы возникают перед вами? Какой может быть тема сегодняшнего урока?
     Мы вышли на широкую заснеженную улицу. Шум, гам, веселый гомон праздничной толпы, возгласы парней и девушек, лихо несущихся в санях с горы. Эту пьесу автор назвал «Масленица».

      Зима прославляется в творчестве художников, композиторов, поэтов и писателей. У каждого она своя : кто-то представляет валенки и русскую печь, кто-то лыжи и коньки, а для кого-то зима - это новогодняя елка. Мы с вами тоже расскажем о зиме, каждый о своей.

Первичные ассоциации

Объединение в группы.
Выберите тот предмет, с которым у вас ассоциируется слово «зима».
                                                             


                                                                 
«Цепочка» ассоциаций (к каждому последующему слову)

Давайте запишем тот ряд ассоциаций, который у вас получился.
зима – снег – снеговик – елка – радость

От слова к предложению.

Со словами из ассоциативного ряда придумать предложение о зиме.

Афиширование.

Зачитать то, что получилось у каждого. Запись на доске наиболее удачных вариантов.


Деконструкция.

Работа с художественными текстами.

Подчеркните слова, которые передают восхищение автора зимой. (Каждый работает со своим текстом). Из подчеркнутых слов и словосочетаний составьте небольшой текст (работа в группе).

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
                         А.С.Пушкин


     Сколько типов снега существует? Крупа, снежная пудра, хлопья, пороша, метель, а еще: снег отдельными звездочками, отвесный, наклонный, густой, редкий, «белые мухи», сухой, сырой, с дождем… и град – с горошину, с копейку.
     Проследил высокий извилистый путь снежинки, поймал на меховую рукавицу, поднес к глазам. Какая кропотливая, подробная, воздушная, поистине микронная точность узора!
     Оказывается, рисунок обыкновенной снежинки при разных температурах и видах снега может напоминать стрелу, кусок пчелиных сот, еловую ветку, крест, звезду, даже…кольцо!


      Вид из окна был восхитительным. Мороз выжал влагу из древесных сучков, и она мохнатым инеем опушила ветки, стволы, кустики. Солнечные лучи бесстрастно ласкали снежный пух, и в нем вспыхивали алмазные огоньки, исчезали и снова появлялись.
     Но вот потянул ветер, появились темные облака, померкло небо. Из туч на землю стали плавно опускаться пушистые звездочки. Они принесли покой, тепло и уверенность, что мир не замерзнет.

     Я подошел к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что снежинки танцуют. Танец снежинок был медленный, но вот подул ветер, и снежинки закружились быстрее.
    Жалко, что танец снежинок быстро кончился, но зато вместо кружащихся в воздухе снежинок на земле появился белый пушистый снег.


   Зимой, как только выпадет снег, деревья устраивают бал в саду. Высокие и стройные деревья надевают серебряные платья. Они танцуют под музыку ветров, перешептываются и радуются. О, какое же это прекрасное зрелище!
   И маленькие елочки тоже танцуют. Крутятся под ногами у взрослых елок.
   Но ветер утихнет, и деревья в лесу замрут, ни одна веточка на деревьях не шевельнется.
   Особенно красиво бал деревьев выглядит под голубым небом и под золотым солнцем: все деревья сверкают серебром, кажется, что они смеются, улыбаются.
   Спасибо тебе, Матушка-Зима, за то, что каждую зиму ты устраиваешь такой прекрасный бал в лесу!


Афиширование.

Разрыв.

Сравнение текстов разных стилей.

   Сравнить данные тексты с предыдущими, объединить их попарно в зависимости от темы. Определить, к какому стилю относится каждый текст, доказать. Какой текст вам больше нравится?

    Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Ее образование начинается с ростом кристалла-зародыша, а форма зависит от того, какие грани этого кристалла растут быстрее. Если увеличиваются боковые грани, то снежинка становится пластичной, а если увеличиваются основания первичного   кристалла   – призматической.


    Изморозь (а также иней)  образуется двумя путями. Первый – сублимация водяного пара, переход его из газообразного состояния в твердое с образованием ледяных кристаллов. При этом возникает так называемая кристаллическая изморозь. Второй путь – намерзание капель переохлажденного тумана на каком-нибудь предмете – так появляется зернистая изморозь.

Социализация.

Соотнести свои результаты с результатами других (работа в малой группе).  Представление всем итогов работы. Определите стилевую принадлежность текста.

Деконструкция.
Из данных предложений соберите 2 текста, учитывая стиль речи. По каким признакам вы распределяли предложения? Можно ли сказать, что у вас получился текст? Докажите.


Пришла на землю матушка-зима.
Закутались в снежные шубы молодые елочки в лесу.
Набросила она на землю белое покрывало.
Заглядывает в окна мороз, рисует на них волшебные узоры.
Принарядились в сверкающие кружева ветви деревьев, кусты.
Хороша земля под покровом зимы!
После ночных заморозков на траве образуется налет из белых кристаллов льда – иней.
Кристаллы образуются из влаги воздуха на горизонтальных поверхностях.
Кристаллы по форме напоминают снежинки.
Много инея бывает вблизи болот, а также на мостах над рекою.
Происходит это чаще всего ночью или рано утром, в ясную тихую погоду.
Размеры кристаллов обычно не превышают 5 мм.


Афиширование.

8.  Реконструкция.

Словарная работа.  (Работа по группам).

Подберите как можно больше  определений к словам.


                  Какая?                 Суровая, холодная, ранняя, морозная, белая

Зима

                  Что делает?         Наступает, приходит, злится, сердится, морозит


                 Какой?                  Чистый, белый, рыхлый, глубокий, пушистый

Снег

                 Что делает?           Падает, кружится, сверкает, блестит, сыплет


                   Какой?                 Жгучий, сердитый, сильный, крещенский        

Мороз

                   Что делает?          Щиплет, кусает, прихватывает


                   Какой?                  Мягкий, леденящий, завывающий, свистящий

Ветер

                   Что делает?           Гонит, кружит, заметает, завывает
     

Словесное рисование

Посмотрите за окно глазами художника. Какой вы видите сегодня улицу? Попробуйте нарисовать словами зимний пейзаж. Что вы изобразите и какие краски используете для этого?

Работа с репродукциями.
Русские художники часто изображали русскую зиму на своих полотнах. Выберите наиболее понравившуюся вам картину. Подумайте, что художнику нравилось в зиме, какой она предстает перед нами благодаря ему.


Общая социализация.

Каждая группа представляет свои результаты.
Общий вывод: в чем отличие текстов научного стиля от текстов художественного стиля?

Рефлексия.

Продолжите предложение.

Для меня зима – это…
Я жду от нее…
Я люблю в ней…
Она …
Зима – самое … время года.

Оцените свое состояние на уроке.

 
               Групповая работа                                  Уверенность в себе

                                     











           


                 
  Готовность к  домашнему                                 Понимание темы
           заданию


Домашнее задание

Обязательная часть

Написание сочинения

Напишите сочинение на одну из тем: «Что такое снег?», «Снегопад», «Однажды зимним днем…», «В красивом заснеженном царстве», «Снег идет!».

Задание на выбор

Словесное рисование

Посмотрите за окно глазами художника. Какой вы видите сегодня улицу? Попробуйте нарисовать словами зимний пейзаж. Что вы изобразите и какие краски используете для этого?

Создание текста научного стиля

Представьте себе, что вы синоптик и ведете наблюдение за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своем журнале? Решите вопрос о стиле и типе речи, отберите содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений.          

Создание текста художественного  стиля.

Вы когда-нибудь рассматривали снежинку? Не приходилось ли вам сочинять о них загадки, какие-то истории, рассказывать об их приключениях, создавать их словесные рисунки? Выберите, о чем вам хотелось бы написать.




PAGE  5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...