Урок " Словосочетание" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Леонова Ольга Викторовна

Тема урока: Словосочетание. 

 Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о типах словосочетаний и  способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

·         Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов   в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 3)  закрепление навыков правописания;        

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.

·         Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

·         Воспитательные:

1.     воспитание ответственности за качество своих знаний;

2.     Воспитание любви к родному русскому языку

3.     Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_slovosochetanie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Словосочетание". 8-й класс

Тема урока: Словосочетание. 

 Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о типах словосочетаний и  способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные: 

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов   в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 3)  закрепление навыков правописания;        

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.
  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:
  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
  2. Воспитание любви к родному русскому языку
  3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
  • Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи,  развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • раздаточный материал
  • мультимедийное сопровождение
  • презентация
  • учебник русского языка для 8 класса под ред. Тростенцовой.

Ход урока.

Эпиграф: «Язык неистощим в соединении слов»

 (А.С.Пушкин)

  1. Организационный момент. ( запись даты и работы в тетради) 2 мин

  1. Сообщение темы, цели урока.

А)Ребята обращают внимание на эпиграф к уроку и слайд 1, где записаны словосочетания. После анализа сообщают тему и цель урока. 3 мин. Запись темы.

Б) Фронтальный опрос на тему «Синтаксис» (игра в мяч)2 мин.

  1. Проверка домашнего задания.

А) на доске слайд 2. Образец домашнего задания. Три  ученика  из трех разных групп  выходят к доске. Один отвечает, другой проверяет и задает вопросы.

Итак, мы видим , что

словосочетания поясняют предмет, признак, действие

В группах взаимопроверка ДЗ.   5 мин.

Б) на доске слайд 3. Образец домашнего задания. Один  ученик  отвечает.  Ребята проверяют. Ставят оценки. 3мин

Самооценка ответа.

  1. Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.

5 мин

А) Запись предложения с орфографическим, пунктуационным разборами. Составление схемы предложения. Устная характеристика.

Учитель: словосочетания помогают распространить предложение и сделать его коммуникативное предназначение более понятным для нас. Давайте запишем предложение.

Президент очень торжественно поздравил россиян с Днем России  и  пожелал соотечественникам добра, процветания и семейного благополучия.

( орфограммы, пунктограммы, схема)

-есть ли в предложении синонимы. Для чего используются?

- сложное слово. Способ образования.

-заимствованное слово. 7 мин.

Б) Слайд 4  На какие три типа делятся словосочетания.?

Ответ: по характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные

Учитель: давайте посмотрим , какие типы словосочетания помогли построить и распространить это предложение.

Выписать из предложения именное, глагольное и наречное словосочетание.

2 мин.

Какой тип преобладает в предложении?

 ( однородность ;дополнения зависит от сказуемого)

В) Слайд 6( упражнение: найти лишнее)3 мин (20 минут)

Учитель: ребята, сейчас вам  необходимо выполнить следующее упражнение. Для каждой группы дан ряд сочетаний слов. Вам необходимо их выписать и определить, какой сочетание слов лишнее и по какой причине.

Ответы учеников.

Учитель: какое сочетание слов , не являющимся словосочетанием здесь не указано?

Однородность.

Уитель: итак, мы с вами повторили, что не может являться словосочетанием.

Это повторение поможет вам выполнить следующее задание.

 Но для начала ответьте на вопрос: на какие виды связи делятся словосочетания?

Ответы: слайд 7

 (согласование, примыкание, управление)

Г) Работа в группах. Первая  - согласование, вторая – управление, третья – примыкание, четвертая – задание от учителя( определить вид связи и заменить на синонимичное словосочетание с другим видом связи)

Дается 5 минут. 25 мин

Ученики отвечают, после открываю я слайд.

Я открываю поочередно слайд для проверки.

Отвечает группа с примыканием,

потом с управлением,

потом с согласованием.

Слушать внимательно

Слушать с   вниманием

Очень интересно

Относиться уважительно

Относиться с  уважением

Спокойно размышлять

Со спокойствием размышлять

Легко решать

С легкостью решать

Гулять вечером

С завистью взглянул

Завистливо взглянул

С уважением относился

Уважительно  относился

Переделал с качеством

Переделал качественно

Писал без ошибок

Писал безошибочно

Выполнить с усердием

Выполнить  усердно

Доказываем с уверенностью

Доказываем уверенно

Деревянного дома

Дома из дерева

Березовым соком

Соком березы

Соломенную шляпу

Шляпу из соломы

Папина книга

Книга папы

Бегущий человек

Сильным учеником

Учитель: какие сочетания слов вы не выписали?

Почему?

Какой вывод можно сделать?

Д) Учитель: давайте посмотрим, что получилось у четвертой группы.

Ученики отвечают.

Ребята, а для чего мы должны уметь заменять словосочетание на синонимичное с другим видом связи?

Для разнообразия речи

  1. Разминка.

Учитель: упражнение показало, что вы научились определять виды связи в словосочетании. А теперь давайте посмотрим, как быстро вы это умеете делать. Прошу всех встать.

Определить вид связи в словосочетаниях.

 Именное – руки вверх, потягивание вверх; примыкание – руки вправо, наклон вправо; управление  - руки влево, наклон влево; сочетание слов – приседание с вытянутыми руками. 3 мин.

Московские улицы, буду учиться, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, самый умный,  сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, забавный и веселый, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, несолоно хлебавши, окраины города, умывать руки.

  1. Закрепление и вывод. Работа с текстом.

Учитель: Мы определили, что словосочетания поясняют предмет, признак, действие ;

служат строительным материалом в предложении.

А давайте выясним, какую роль служат словосочетания в тексте?

А) Мы знаем, что минимальная единица синтаксиса  - словосочетание,

Из словосочетаний строится предложение, а из предложений? Текст.

Прочтите текст. И докажите, что это текст.

?

 

Какова тема текста? 

О значении языка.

Учитель:вы видите, что текст поделен на три абзаца. Для чего?

 ( Три абзаца, так как можно найти в тексте три микротемы.)

Давайте найдем три микротемы каждого абзаца.

Первая группа находит первую микротему, вторая – вторую, третья- третью.

Четвертая группа анализирует ответы учеников и аргументирует свой ответ.

      Каждый язык – это целый мир.  Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.  Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.  Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства.

     Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.  На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

     Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды».  Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался.  Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. 

(Начало: «Язык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.»

Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.»

Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.»)

Учитель:Итак, мы увидели, что в основной теме текста есть еще три микротемы, которые и делят текст на абзацы.10 мин 40 минут

Б) Задание на нахождение художественно-изобразительных средств

Учитель: К какому типу речи относится текст. Почему ?

К какому стилю относится этот текст?

Публицистический.

Докажите.

 Учитель: какие средства помогают автору донести до нас суть текста? Изобразительно-выразительные средства языка.

Найдите в тексте необычные словосочетания , которые употреблены в переносном значении, и определите их.

целый мир. – гипербола, согласование

живая душа -метафора, согласование

горячую любовь, эпитет, согласование

как голос матери сравнение, управление

первое сокровище народа – метафора, согласование

Учитель: для чего автор использует такие словосочетания?

необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.

  1. Итог урока.

Что такое словосочетания?

 На какие три типа делятся словосочетания?

На какие виды связи делятся словосочетания?

Роль словосочетаний в речи? Слайд последний!!!

 (- дают более четкое представление о предмете, действии, признаке;

 - помогают распространить предложение;

 -делают речь образной)

8.Рефлексия урока.

Поднять смайлики, которые характеризуют ваше мнение о ваших знаниях, полученных на уроке.

  1. Домашнее задание.

По картине ….. придумать все типы и виды словосочетаний .

необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов

Основная функция произведений публицистического стиля: агитация, пропаганда, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.

Задачи речи публицистического стиля: передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.

Характеристика высказывания: призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности.

Черты публицистического стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), призывный пафос.

Жанры публицистического стиля: очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты.

Особенности стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие.

Языковые средства: общественно-политическая лексика и фразеология, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты, изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, инверсия и др.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...