Открытый урок по русскому языку (с элементами основ безопасности жизнедеятельности) 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Путилина Светлана Александровна

Комбинированный урок (русский язык и основы безопасности жизнедеятельности) на тему "Глагол как чать речи: время глагола. Световозвращатели у пешеходов" может быть использован учителем в начале учебного года. Укладывается в программу Баранова, Ладыженской по русскому языку 5 класса и плановый месячник по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.92 КБ
Файл dobroe_utro_5_a.ppsx1.49 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс.

Урок комбинированный

(русский язык с элементами основ безопасности жизнедеятельности).

 «Глагол как часть речи: время глагола»,

«Световозвращатели у пешеходов».

  1. Орг.момент. 2 мин..

 СЛАЙД 1. Проверка наличия тетрадей, ручек, световозвращающих карточек, шнурков, скрепок. Запись числа и вида работы.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Формулировка темы. 2 мин..

Ребята, знаете ли вы фразу «истину глаголишь»? Что она означает? (правду говоришь). Подберите однокоренное слово к слову «глаголить» (глагол). А что это такое – глагол? (Часть речи, отвечающая на вопросы: что делать? и что сделать?) Давайте сделаем вывод: человек умеет говорить, то есть способен донести информацию до собеседника, если он владеет знаниями в первую очередь о какой части речи? (о глаголе). Объявите тему урока (Глагол как часть речи). СЛАЙД 2.

  1. Новая тема.12 мин..

Ребята, сейчас я покажу вам картинки. Попытайтесь сказать, что происходит на каждом изображении одним глаголом в неопределенной форме. Вопросы неопределенной формы, то есть начальной формы повторите? (что делать? что сделать?) СЛАЙД 3 – 11. Работа фронтально. Запись всех глаголов с вопросами и пометкой н.ф.

Последняя картинка – «светиться». Как дети добились того, что они видны в темноте? (Надели световозвращающие знаки). Молодцы. Ребята. Пришло время узнать больше о глаголах и световозвращающих знаках. Готовы? (Да.) А сейчас мы попробуем в познавательном тексте раскрыть скобки, где написаны глаголы в неопределенной форме, так, чтобы глагол был согласован с рядом стоящими словами. СЛАЙД 12-13.

Фликер или световозвращатель на одежде (оберегать) от травмы ребенка на неосвещенной дороге. Световозвращающие подвески, белоки пешеходы (закреплять) на одежде, браслеты (надевать) на руку. Если человек (использовать) фликер, то он (спасать) себя от беды. Исследования (показать), что применение пешеходами световозвращателей в 6 с половиной раз (снижать) риск наезда на них транспортных средств.

Работа по цепочке. Записываем глаголы, указываем время. Параллельно объясняю, что настоящее вр. – действие сейчас происходит. Прошедшее – уже свершилось. Будущее – только будет, планируется.

  1. Закрепление. 12 мин..

Обращает учитель внимание на лежащие на краю парт карточки, на верхней стороне которых определенные цвета, разделяющие класс на три группы.

Ребята. Разделитесь на три группы: группа с серыми карточками, с голубыми и с желтыми. Раздает учитель задания каждой группе. Попробуем воспроизвести пункт правил дорожного движения о светоотражающих знаках у пешеходов. Каждая группа, подбирая глагол в нужном времени, составит часть необходимого текста, который полностью представлен на экране. СЛАЙД 14-15.

С 1 июля 2015 года пешеходы обязаны иметь световозвращатели в следующем случае:

  • если находятся вне населенного пункта, то есть пребывают за городом;
  • если будут переходить дорогу и или пойдут по обочине или краю проезжей части;
  • если вышли на улицу в  темное время суток или попали в условия недостаточной видимости.

Пешеход должен знать: штраф за отсутствие фликера – 500 рублей.

Отвечает один человек от группы.

  1. Рефлексия. 9 мин..

СЛАЙД 16. Ребята, посмотрите на картинку. Вы хотите, чтобы и вас всегда видел водитель? (Да.) Мы легко с вами сделаем так. Для этого обратите внимание на обратную сторону карточек. Как вы думаете, что это за бумага приклеена на обратной стороне? (Световозвращающая). Вам нужно будет свернуть эту карточку пополам так, чтобы световозвращатель был снаружи. Вставить затем шнурок. Закрепить далее скрепкой. (Учитель показывает.) Пока вы мастерите, ваши одноклассники споют вам песню о светоотражающих знаках и черном коте. Как выполните работу, надевайте свою подвеску, поднимайтесь на ноги и танцуйте на месте под музыку. Песня (минус «Жил да был черный кот за углом», слова по теме урока Путилиной С.А.)

Ребята, садитесь. Спасибо. Что получилось у нас сделать, ребята? (Световозвращающую подвеску.) Для чего нам она? (Чтобы быть в безопасности вне населенного пункта, на обочине, при переходе дороги  и в неосвещенном месте). Мои две (одна подвеска образец, вторая делалась учителем во время песни) – поющим двум детям. Красиво? (Да!) И безопасно! Фликер – это ваш «глагол» на дороге, то есть он вместо слова, им вы говорите водителю: объедь, притормози.

  1. Резервное задание. 2 мин..

А теперь я начинаю предложение, а вы заканчиваете его глаголом в прошедшем времени:  «Мы глагол сегодня изучали,

                 О временах его все с радостью узнали,

                 Глаголы мы в тетради записали.

                 Умнее мы и грамотнее стали.

                 Мы мастерили, а нам песню пели,

                 На шее чтобы фликеры висели!

  1. Домашнее задание. 2 мин..

Раздается на карточках с целью экономии времени. Сделайте себе светоотражающие значки на рюкзак, обклеив светоотражающей лентой бейдж прямоугольный (можете придумать свою форму значка), ведь фликеры должны быть как спереди на пешеходе, так и сзади. Напишите в тетрадь 5-7 предложений о том, как вы мастерили. Выделите глаголы, обозначьте время.

                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРОЕ УТРО! 5 «А»

Слайд 2

Глагол как часть речи Вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по временам, лицам, числам.

Слайд 3

переходить

Слайд 4

остановиться

Слайд 5

ехать

Слайд 6

столкнуться

Слайд 7

нарушать

Слайд 8

не замечать

Слайд 9

переводить

Слайд 10

контролировать

Слайд 11

светиться

Слайд 12

Фликер или световозвращатель на одежде (оберегать) от травмы ре-бенка на неосвещенной дороге. Световозвращающие подвески, бело-ки пешеходы (закреплять) на одежде, браслеты (надевать) на руку. Если человек (использовать) фликер , то он (спасать) себя от беды. Исследования (показать) , что применение пеше-ходами световозвращателей в 6 с по-ловиной раз (снижать) риск наезда на них транспортных средств.

Слайд 13

Фликер или световозвращатель на одежде оберегает от травмы ре-бенка на неосвещенной дороге. Световозвращающие подвески, бело-ки пешеходы закрепляют на одежде, браслеты надевают на руку. Если человек использует фликер , то он спасает себя от беды. Исследования показали , что применение пеше-ходами световозвращателей в 6 с по-ловиной раз снижает риск наезда на них транспортных средств.

Слайд 14

С 1 июля 2015 года пешеходы обязаны иметь световозвращатели в следующем случае: 1- если (глагол наст.вр .) вне населенного пункта, то есть (глагол наст.вр .) за городом; 2- если (глагол будущ.вр .) дорогу и или (глагол будущ.вр .) по обочине или краю проезжей части; 3- если (глагол прош.вр .) на улицу в темное время суток или (глагол прош.вр .) в условия недостаточной видимости. Пешеход должен знать: штраф за отсутствие фликера – 500 рублей.

Слайд 15

С 1 июля 2015 года пешеходы обязаны иметь световозвращатели в следующем случае: 1- если находятся вне населенного пункта, то есть пребывают за городом; 2- если будут переходить дорогу и или пойдут по обочине или краю проезжей части; 3- если вышли на улицу в темное время суток или попали в условия недостаточной видимости. Пешеходы должны знать: штраф за отсутствие фликера – 500 рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе.

Это урок закрепления   полученных знаний уч-ся о глаголе как части речи. Прослеживаются межпредметные связи с литературой, окружающим миром....

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

Открытый урок по русскому языку на тему "Односоставные предложения"-8 класс.

Какие предложения называются односоставными, виды односоставных предложений.. Что такое предложение? Что та­кое простое предложение?: Предложения, синтаксический разбор ко­торых вы только что про...

Открытый урок по русскому языку "Согласные звонкие и глухие" ( 5 класс )

- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;- совершенствовать речевую и п...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 5-6-ых классов "Путешествие в мир словарей"

Открытый урок, посвященный творчеству В. И. Даля. В игровой форме ребята узнают о разнообразии словарей русского языка. История сопровождает ребят на протяжении всего урока, во время которого ребята в...

Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе

Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...