Конспект урока русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Демидкова Лариса Сергеевна

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы". Урок первый в теме. Подача материала в игровой форме. Обучающиеся все выводы делают сами, учебный материал подводит их к этим выводам. Физкультминутка также поддерживает тему урока. В помощь к уроку есть презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_uroka_s_prezentatsiey_.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе «Антонимы» с использованием презентации.

Данную презентацию необходимо использовать на уроке для зрительного восприятия темы, повышения интереса учащихся к теме развития творческого мышления на уроках русского языка.

Образовательные задачи:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.
  • Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.

Развивающие задачи:

  • Развитие умения применять новые знания на практике.
  • Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Воспитательные задачи:

  • Воспитание осознанной потребности в знаниях.
  • Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока.

Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.

Мы продолжаем наш разговор о слове. (На доске записан текст)

Погода весной очень изменчива. Потоки теплого и холодного воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. Ветер бывает теплый и холодный, сухой и влажный. Влажный ветер приносит осадки.

Открываем, дети, тетради, записываем число, классная работа и списываем данный текст.
Какие значения некоторые слова имеют по отношению друг к другу? (Дети отвечают: противоположные).
Давайте сформулируем тему урока.(Слайд №2). Антонимы. Записываем в тетрадях и на доске. Что будем говорить об антонимах?( Какие бывают антонимы, для чего они нужны в речи?) (Слайд №3)

Нам нужно убедиться в том, что для красоты и выразительности речи мы употребляем антонимы. Назовите все антонимы текста. (Теплый — холодный, сухой — влажный).
Какую они играют роль?
Помогают более убедительно и ярко доказать, что погода весной изменчива.
Давайте проверим себя: правильно ли мы определили понятие антонимов
(Учащиеся открывают учебники и читают правило об антонимах. Дети говорят, что это слова одной и той же части речи).(Слайд №4)
Антоним — слово греческое (anti – «против», ovoma – «имя»).

//-//-//-//-

Физкультминутка (Слайд №5)

Скажу я слово «высоко» (дети поднимают руки вверх)
А ответишь «низко» (опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко» (протягивают руки вперед)
А ты ответишь «близко» (закрывают руками глаза)
Скажу я слово «потолок» (тянутся вверх)
А ты ответишь «пол» (приседают)
Скажу я слово «потерял» (трясут руками)
И скажешь ты «нашел» (хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты «храбрец».
Теперь «начало» я скажу,
Ну отвечай «конец» (хлопают в ладоши)
//-//-//-//-//

Антоним как и омоним не может существовать сам по себе, а только в антономической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. (Слайд №6,7,8,9,10).

 Различают антонимы однокорневые (приехать – уехать, недолет – перелет) и разнокорневые (теплый – холодный, сильный — слабый). (Слайд №11).

Антонимы делают речь более точной и выразительной.

Какие в тексте антонимы? (Разнокорневые)

Подберите антонимы к слову приносит. (Уносит) (Это однокорневые)

Прочитайте пословицы, объясните понравившуюся пословицу, прочитайте, что записали.
Что это? (Антонимы). Какие? (
Слайд №12)

Для чего в пословицах употребляются антонимы? (Чтобы более кратко и емко объяснить смысл пословицы.) Пословицы нужно употреблять в речи. А знаете ли вы пословицы? Закончить пословицы (пословицы на экране).

Вы любите загадки? Попробуйте отгадать. (Слайд №13)

Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».

Яблоко
Генрих Сапгир

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок-
Сладкий у него бочок.

Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы? Работайте.

Какие это антонимы? Подберите антоним к слову яблоко. (Подобрать нельзя).

Вывод: не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением.

Далее выполняем упражнения на закрепление из учебника.

Итоги, рефлексия:
С чем познакомились? Чему научились?

Научились: находить в тексте, дополнять, строить предложения, используя антонимы.

(Ученики получают оценки за работу на уроке с обязательным объяснением.)

 Домашнее задание дифференцированное: на «3» -  записать дома 6 антонимичных пар разных видов; на «4»- составить 4 предложения с различными видами антонимов; на «5»- составить 3 предложения с различными видами антонимов и приготовить наглядный материл по теме ( рисунки, карточки и т.д. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...