Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Саррина Мария Яковлевна

Урок развития речи в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: 

Учебник: УМК В.В. Бабайцевой. Никитина Е. И. "Русская речь. Развитие речи". 8 класс.
Предмет: Урок  словесности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели урока:
Предметные: 

  • структурирование знаний учащихся по теме «Комическое»; 
  • обучение умению распознавать, выявлять приемы комического на примере эпизодов из художественных фильмов, произведений живописи и литературы;
  •  обучение умению применять способы создания комического при написании собственного текста.
  • овладение орфографическими нормами

Развивающие: 

  • Развитие умения  понимать язык кинематографа и живописного произведения;
  • Развитие творческих способностей учащихся;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
  • развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

  • овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  •  умение самостоятельно  выделять и формулировать проблему и познавательную цель;
  • умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Оборудование урока: интерактивная доска, учебник «Русская речь. Развитие речи», раздаточный материал с текстами и заданиями, видеоряд, презентация по уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (этап мобилизации)

Слово учителя:
Запишите число, классная работа. Оставьте место для темы урока. Ее мы сформулируем в ходе занятия. 

1. Запись в тетради высказывания Н. В. Гоголя: «О, ОН великое дело! Ничего более не боится человек так, как ЕГО... Боясь ЕГО, удержится от того, От чего не удержала его никакая сила».
В ходе урока
мы должны вместе ответить на вопрос: какое слово заменено в высказывании Н. В. Гоголя личным местоимением.  Это слово будет ключом, который поможет вам «открыть дверь» новым знаниям.

Записывают высказывание Н. В. Гоголя.

II. Актуализация знаний

- Это слово чрезвычайно значимо для определения темы нашего урока,  которую вы позднее сформулируете самостоятельно.  Можете ли вы сразу догадаться, какое это слово?
Сформулировать тему урока нам поможет отрывок из х/ф, который я предлагаю Вашему вниманию.

Далее - просмотр отрывка из х/ф «За двумя зайцами».

Какие эмоции вы испытываете после просмотра этого эпизода?
Почему было смешно?
Что делает этот монолог смешным? Верите ли вы в то, что герой на самом деле такой умный?

Смотрят отрывок из х/ф «За двумя зайцами».

Отвечают на вопрос:  (предполагаемые ответы:  Было смешно, весело).

Отвечают на вопрос:  смешной герой, смешной монолог.
Предположения учеников: речь героя, мимика, жесты. Что говорит – как говорит и т д.

III. Объяснение нового знания

Ваши наблюдения позволяют нам сделать важный вывод: смешной эту сцену делает несоответствие. Заполните, пожалуйста, таблицу, а мы вместе ее проверим. запишите несоответствия, которые увидели в этой сцене.

Какие же приемы использованы в фильме, чтобы зритель улыбнулся?
КРУПНЫЙ ПЛАН, МИМИКА, ЖЕСТЫ, ИНТОНАЦИЯ, ДЕТАЛЬ.

Перечисленные приемы являются приемами создания комического. 
Можете ли вы сейчас предположить, какова тема нашего урока.
ЗАПИСЫВАЕМ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДИ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО.
Все ваши мнения объединяет одно слово: «комическое». Давайте начнем формулировать определение этого понятия.
Я вам помогу. .
1
. Комическое - (от греч. κομικός – смешной). Посмотрите на этимологию слова. Это эстетическая категория,  означающая смешное. Записали.
Что же лежит в основе комического? В ответе на этот вопрос нам поможет наша таблица.
Комическое только констатирует несоответствие или дает ему оценку?
сформулируйте самостоятельно и запишите определение понятия «комическое».
Комическое – эстетическая категория, означающая смешное.
В основе комического лежит несоответствие, противоречие.
Категория комического выражает критическую оценку противоречий действительности в форме смеха.  


Над какими же чертами характера героя смеются автор произведения и режиссер фильма?
Давайте заполним третий столбец таблицы.
Являются ли теперь наши знания о комическом полными? Нет, мы не знаем виды комического.

Давайте вспомним виды комического, составляя терминологический словарь.

Ученики заполняют таблицу (Приложение 1).

После заполнения первого столбца таблицы. Обсуждение.

Заполнение второго столбца таблицы. Обсуждение.

Высказывают предположения.

Записывают перевод и первое определение. Отвечают, что в основе комического лежит несоответствие, противоречие.
Отвечают: оценивает критически.
Записывают определение.

Не являются. Мы не вспомнили о видах комического.

IV. Первичное закрепление

Выпишите только те термины, которые обозначают виды «комического». Вставьте пропущенные буквы.

Автор над героем смеется или высмеивает его?
Подчеркните понятие, обозначающее «способ проявления комического, заключающийся в добродушной насмешке, имеющий целью не обличение, а указание или намек на недостатки».

А теперь давайте посмотрим еще один видеоряд. Записывайте, пожалуйста, содержание увиденных вами фрагментов.
Высказывайте предположения о сюжете картины. Какую историю рассказал нам художник?
Какие чувства  вызвал у вас просмотр фрагментов  картины? Музыка как-то повлияла на ваше эмоциональное восприятие?

Можем ли мы понять, как относится живописец к своему герою?
Действительно, ироническое отношение художника к герою выражено в самом названии «Свежий кавалер».
Давайте же теперь устно укажем на те несоответствия, которые делают картину комичной.
интерьер/поза героя наград, одежда выражение лица /детали гардероба
Какие же художественные графические средства для создания комического эффекта использует художник? 
Какие же качества высмеивает художник?

А чтобы объяснить, какие же качества высмеивает художник,
необходимо пояснить некоторые детали картины. Мундир указывает на то, что перед нами чиновник. Он беден (об этом говорит старая мебель и стоптанные башмаки), неряшлив, однако очень важен. Смотрите, какое надменное, чванливое у него выражение лица. Про орден.
Какие же качества высмеивает художник?
ПЕРЕД НАМИ КАКОЙ ВИД КОМИЧЕСКОГО: ЮМОР ИЛИ САТИРА?

САТИРА – наиболее острая форма обличения действительности. Это осмеяние общего, пороков не частного человека, а общества в целом. 
Ничего не зная о художнике, можете ли вы предположить, в какое время он жил.

 Какое метод господствовал искусстве в это время? Подчеркните слово на листе.

Учитель рассказывает о художнике и делает вывод о близости творческого метода Гоголя и П. А. Федотова. Не случайно Федотова называют «Гоголем в живописи».

Наблюдаем ли мы такие же приемы создания комического в комедии «Ревизор»?

Составляют терминологический словарь, выписывая только те термины, которые относятся к понятию «комическое». Выписывают, вставляя пропущенные буквы.

Отвечают.

Подчеркивают слово «юмор».

Просматривают, делают записи.

Высказывают предположения.

Отвечают:
Негативные.
Относится отрицательно. Высмеивает его.

Называют несоответствия.

Заносят наблюдения в таблицу.

Высказывают наблюдения о названии картины.

Отвечают.

Высокомерие, чванливость, душевную пустоту чиновника.
Высказывают предположения. Объясняют. Находят общее с творчеством Гоголя.

После обобщения учителя ученики подчеркивают в листах понятия «типизация», «реализм», «сатира».
Высказывают наблюдения.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какое же слово записано на доске?
Исследование какой темы  мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание: 

Написать рассказ по картине П. А. Федотова «Свежий кавалер», используя средства и приемы создания комического.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Приложения: таблица, видеоряд, презентация.



Предварительный просмотр:

      В. 1.        

1.Увидев красный сигнал светофора:
1) водитель затормозил; 2)автомобиль остановился; 3) машина была остановлена; 4) движение на дороге остановилось.

2. В каких вариантах пишется НН?
1)Картина не была написаН/ННа. 2) СолеН/ННые грибы очень любят все.
3) Маме пришлось выбросить пересоле Н/ННую картошку . 4) Соле Н/ННые в кадушке грибы стоят в погребе.

3. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1)пост…мент, заг…реть, расп…сание  2)ц…почка, рассм…треть, прик…снуться
3) созд…вать, упак…вать, предл…жить  4) покр…снеть, спл…сать, пос…деть.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) разлож…шь, устро…вший   2) напиш…шь, наполн…вший
3)отгон…шь, выращ…нный        4)посе…шь, умнож…вший

5. В каких вариантах НЕ пишется раздельно?
1) (Не)выполненное сложное задание. 2) (Не) отправленное, а полученное письмо.
3) (Не)решенная вовремя задача  4) Посылка (не) отправлена.

6. В каком варианте ответа правильно все указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сад (1) все больше редея и переходя в настоящий луг (2)спускался к (3) поросшей зеленым камышом и ивняком (4) реке.          1) 1,2,3,4     2) 2           3) 3,4           4) 1,2

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишневым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) В саду распустились и красные и желтые и оранжевые тюльпаны.
4) Работа шла быстро и была вовремя закончена.

8. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
1) Он хотел приехать в гости
2) Баянист начал играть новое произведение.
3) Он будет приезжать к деду
4) Мы рады узнавать новое.

9. Какая схема соответствует данному предложению: Внезапно потемнело, и ветер начал дуть с новой силой.
1)[двусост],и [двусост].  2) [безличн], и  [двусост].
3) )[опред-личн], и  [двусост].    4) [назывное], и  [безличн].

10. Какое предложения является определенно-личным?
1) Нет тепла на улице.  2) Встанешь поутру и с горы на салазках скатишься.
3) Человека ценят не по годом и деньгам, а по разуму.   4) Наш поезд задержали на пограничном разъезде.

9. Какая схема соответствует предложению:  В дверь постучали, и хозяин неспешно слез с печки и пошел в сени.
1)[двусост],и  [двусост]. 2) )[безличн], и  [двусост].
3) )[неопред-личн], и  [двусост].  4) )[назывное], и  [безличн].

11. Спишите. Объясните постановку ЗП:
1) Ветер холодный и злой мешал двигаться вперед. 2) Наша соседка Нина Ивановна участвовала в строительстве оборонительных сооружений. 3) Плывущие по небу облака напоминали фантастических животных. 4) Ребята сидели молча.
5) Счастливые и довольные мы возвращались из похода.
6) Посаженные заботливыми руками деревья акация тополь клен зеленели приветливо и свежо.
7) Сегодня в семь часов начнет спектакль.
8) Работа благодаря стараниям коллектива была выполнена в срок. 9) Завтра на мой взгляд будет тепло.

      (1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. 
(6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.        
– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!        
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.        
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:        
– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!        
(22)Вот до чего доводит любовь!        
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.         
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.        
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!        
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.        
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.        
– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..                (По А.А. Алексину)*

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в семье его восхваляли?»
1)
Герой-рассказчик чувствует себя совершенно недостойным любви родителей и старшей сестры.
2)
Герою-рассказчику приходится прикладывать огромные усилия, чтобы оправдать такое отношение родных.        
3)
Герою-рассказчику хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков он есть на самом деле.
4)
Герой-рассказчик чувствует, что похвалы портят его характер, делают его эгоистичным, чёрствым.

Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Из предложений 8–12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С,         
перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С».

Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Укажите количество
 грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...