Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку на тему

Сорокопудова Светлана Валерьевна
Аннотация Методическая разработка «Ролевые игры как средство активизации мыслительной и творческой деятельности школьников на уроках русского языка и литературы» является продолжением моего опыта работы, который внесен в муниципальный и краевой банк данных передового педагогического опыта. Основной замысел данной разработки направлен на активизацию мыслительной деятельности детей, повышение эффективности обучения предмету, использования игры в учебно-воспитательном процессе с учетом общих учебно-воспитательных задач данного учебного предмета и неразрывной связи игр с другими методами и приемами обучения Данная разработка имеет практическое применение на муниципальном уровне с 2007 года (сертификат №41, решение Экспертного совета РИМЦ УО (протокол №2 от 25.12. 2007г.) и на краевом уровне с 2009 (сертификат №286, решение Ученого совета ККИДППО (протокол №2 от 25.02.2009 года). В данной разработке рассмотрены теоретические основы проблемы организации мыслительной деятельности учащихся в процессе образования и предложена методика подготовки и проведения игр на уроках русского языка и литературы и вне их, также представлено описание опыта практической работы, которая предусматривает использование современных образовательных технологий: - технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; - технология проблемного и исследовательского обучения; - проектная технология; - технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа); - здоровьесберегающие технологии; - информационные технологии. Новизна работы заключается в комбинировании элементов известных методик, направленных на совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся, причем такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в рационализации применения игр в практике современной школы, усовершенствовании определенных профессионально - педагогических личностных качеств учителя и в преобразовании образовательной системы, обеспечивающей благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возрастных особенностей детей. При регулярном проведении ролевых игр в условиях естественного учебно-воспитательного процесса достигаются эффективные результаты: - учащиеся овладевают более качественными знаниями, умениями и навыками по сравнению с классами, где обучение ведется по традиционной системе; - у детей развиваются социально – ценностные качества личности: коллективизм, активная жизненная позиция, стремление к творчеству, самостоятельность и многое другое; - происходит положительная динамика в общем и интеллектуальном развитии: появляется познавательный интерес, укрепляется мотивация, развивается речь, общительность и т.д. Таким образом, при регулярном использовании игр учитель может ожидать положительные изменения в личности учащихся в направлениях: улучшение качества знаний; воспитание коллективистских черт личности; повышение активности, продуктивности и самостоятельности учебной деятельности. Успешность проведения игры способствует и профессиональным личностным качествам педагогам. Вместе с учащимися игра воспитывает одновременно и педагога, что проявляется в положительной коррекции его поведения, к выработке профессионально - значимых личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx53.33 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Методическая разработка «Ролевые игры как средство активизации мыслительной и творческой деятельности школьников на уроках русского языка и литературы» является продолжением моего опыта работы, который внесен в муниципальный и краевой банк данных передового педагогического опыта.

Основной замысел данной разработки направлен на активизацию мыслительной деятельности детей,                                                                                                          повышение эффективности обучения предмету, использования игры в учебно-воспитательном процессе с учетом общих учебно-воспитательных задач данного учебного предмета и неразрывной связи игр с другими методами и приемами обучения

Данная разработка имеет практическое применение на муниципальном уровне с 2007 года (сертификат №41, решение Экспертного совета РИМЦ УО (протокол №2 от 25.12. 2007г.) и на краевом уровне с 2009 (сертификат №286, решение Ученого совета ККИДППО (протокол №2 от 25.02.2009 года).

В данной разработке рассмотрены теоретические основы проблемы организации мыслительной деятельности учащихся в процессе образования и предложена методика подготовки и проведения игр на уроках русского языка и литературы и вне их,  также представлено описание опыта практической работы, которая предусматривает использование современных образовательных технологий:

 - технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

- технология проблемного и исследовательского обучения;

- проектная технология;

- технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии.

Новизна работы заключается в комбинировании элементов известных методик, направленных на совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся, причем такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в рационализации применения игр в практике современной школы, усовершенствовании определенных профессионально - педагогических  личностных качеств учителя и в  преобразовании образовательной системы, обеспечивающей благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возрастных особенностей детей.

При регулярном проведении ролевых игр в условиях естественного учебно-воспитательного процесса достигаются эффективные результаты:

- учащиеся овладевают более качественными знаниями, умениями и навыками по сравнению с классами, где обучение ведется по традиционной системе;

- у детей развиваются социально – ценностные качества личности: коллективизм, активная жизненная позиция, стремление к творчеству, самостоятельность и многое другое;

- происходит положительная динамика в общем и интеллектуальном развитии: появляется познавательный интерес, укрепляется мотивация, развивается речь, общительность и т.д.

 Таким образом, при регулярном использовании игр учитель может ожидать           положительные изменения в личности учащихся в направлениях: улучшение качества знаний; воспитание коллективистских черт личности; повышение активности, продуктивности и самостоятельности учебной деятельности.

Успешность проведения игры способствует и профессиональным личностным качествам педагогам. Вместе с учащимися игра воспитывает одновременно и педагога, что проявляется в положительной коррекции его поведения, к выработке профессионально - значимых личностных качеств.

Учитель русского языка и литературы

МОБУГ №2                                                                                                 С. В.Сорокопудова

Методическая разработка

«Ролевые игры как средство активизации мыслительной и творческой деятельности школьников на уроках русского языка и литературы»

                                                       Введение

1. Педагогическое значение ролевой  игры многопланово и практически охватывает все стороны развития личности школьника. РИ – полифункциональное явление в учебно-воспитательном процессе. Она выполняет мотивационно-побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную, развивающую коммуникативную профориентационную и терапевтическую функции. Целенаправленное использование возможностей РИ как активного метода обучения в преподавании общеобразовательных предметов является эффективным средством создания мотивации обучения, изменения позиции ученика, преодоления недостатков его учения и совершенствования преподавания.

2. При регулярном проведении РИ в условиях естественного учебно-воспитательного процесса достигаются эффективные результаты:

а) учащиеся овладевают более качественными знаниями, умениями и навыками по сравнению с  классами, где обучение ведется по традиционной системе;

б) у них развиваются социально-ценностные качества личности: коллективизм, активная жизненна позиция, стремление к творчеству, самостоятельность и другое;

в) происходит положительная динамика в общем и интеллектуальном развитии: появляется познавательный интерес, укрепляется мотивация, развивается речь, общительность и т.д.

3. Методика подготовки и проведение РИ по различным учебным предметам имеет общедидактические основы. Ее исходными положениями является принципы разработки РИ, важнейшим из которых выступает единство реализации целей: образовательных, воспитательных и целей развития учащихся в РИ; учет возрастных особенностей детей, индивидуально-творческий подход к личности, сюжетно-ролевой подход  к построению методики обучения, коммуникативность, педагогическое сотрудничество.

4. Педагогическое руководство РИ основывается на знании и реализации в РИ закономерностей познавательной деятельности, общения, управления учебно-воспитательным процессом. Организация педагогом РИ и включение в нее ставят его перед необходимостью выработки у себя профессионально-значимых качеств. Использование РИ учит и воспитывает не только учащихся, но и учителя.

   Известно, что игра занимает особое место в жизни ребенка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои его любимых произведений и т.д. Игра позволяет приобщать детей к текущей жизни в доступных им формам, интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний, обеспечивать благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возрастных особенностей детей.

   При решении задач гармонического развития личности на первый план выступают методы обучения, активизирующие деятельность не только мышления, но и воображения, эмоциональную сферу учения, его творческие силы. Передовыми учителями разрабатываются методы обучения, обеспечивающие самостоятельность и заинтересованность учеников, нацеленные на использования всех резервов его личности. Оптимизация учебной деятельности, постановка проблем, разнообразие видов и форм занятий, широкое применение игровых приемов становится привычным для многих школ. В этом поиске особое место занимает разработка активных, нетрадиционных методов обучения. Одним из таких методов является учебная игра.

УЧЕБНЫЙ  ПРОЦЕСС:  ВЛИЯНИЕ  ИГРЫ  НА  МОТИВАЦИЮ  ДОСТИЖЕНИЯ

I. Теоретические  основы  использования  учебной  игры  в активизации  мыслительной  деятельности  школьников.

Педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ  образования  и  воспитания.            

Гуманизация –  это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его права на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности.

  В свете принципа гуманизации важнейшими функциями воспитания в современных условиях является:

- приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, их интериоризация и на этой основе — воспитание духовности и нравственности;

- социальная защита и охрана детства жизни и здоровья детей, сферы обитания, их достоинства, прав человека;

- создание условий для развития ребенка, как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

- оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме.

   Учебные игры – явление достаточно разнообразное. Поэтому  следует  использовать  на  уроках  игровые  формы  работы,  так  как:

- это ярко выраженная мотивация достижения, подчиненная определенной игровой задаче победить в таком-то конкурсе, осуществить поиск, выступить в определенной роли. Перед учащимися не ставится прямая цель: овладеть определенными знаниями, умениями, это оказывается как бы побочным продуктом игровой деятельности;

- игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером. С этим связано и добровольное подчинение всех участников определенным правилам;

- игра должна характеризоваться неопределенностью исхода и тем интриговать. Поэтому все должны участвовать в ней одновременно и при максимальной активности;

- по месту, но не по назначению, игра должна обеспечивать более высокую по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность. Все уроки-игры делятся: на учебно-ролевые и соревновательные. Психолого-педагогическую основ ролевых игр-уроков составляет механизм воображения. Учащиеся вместе с учителем представляют себя исполнителями определенных ролей,

2. Учёт  возрастных,  индивидуальных  особенностей  подростков.

Успех воспитания и обучения зависит прежде всего от знания   воспитателями, родителями, учителями закономерности возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Средний школьный возраст (подростковый)  от  11  до  15  лет.

 Подростковый возраст связан с серьезной перестройкой психических процессов и требует решительных изменений взаимопонимания, организации деятельности руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, т.к. связан с серьезной перестройкой психики и ломки старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно слушал подробные объяснения учителей, то теперь, когда внедрены стандарты нового поколения (ФГОС), подобная форма обучения, знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда от него учитель требует точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность. Критически относится к требованиям взрослых. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует не только учителя, нередко бывает, выбивает его из колеи, приводит к конфликтам с учащимися-подростками.            

С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. С общим ростом сознательного отношения к действительности усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личный смысл.

Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, и школьник делает вид, что к успехам в учении совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим. Снижение интереса к учению можно объяснить и возникновением сильного увлечения (чтение, шахматы и т.д.).

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает возможность радости самостоятельного открытия. Очень важно вооружить подростков рациональными приемами учебной работы,  являющимися предпосылкой для достижения успеха. Экскурсии, игры, разнообразные виды литературной работы, различные кружки и секции также помогают формировать положительное отношение подростков к учению.

 Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим занятиям. Изменения характера и форм учебной деятельности, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя многое зависит от отношения подростка к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу и подросток поражает поверхностью, легковесностью своего восприятия. Подросток в этом случае не организует восприятия, он может даже добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его носит случайный характер. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста - усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает учение организовывать свои психические функции, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления, позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требует нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, способность абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать.

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.  Значение конкретно-образных компонентов мышления сказываются и в том, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений сказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате этого происходит неправомерное сужение или расширение того или иного понятия, когда в его состав приносятся яркие, но не существенные признаки, случайно запечатлевшиеся при рассмотрении иллюстрации, наглядного пособия, при просмотре учебного кинофильма.

Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного самостоятельного творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст сенситивен /благоприятен/ для развития такого мышления. Аппеляция учителя к уму подростков, доверие к их интеллектуальным возможностям, как нельзя больше соответствуют возрастным особенностям личности подростков, т.к. это означает высокую оценку их интеллектуальных сил. Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщение и выводы.

Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так организовать занятия, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному решению этих проблем.

Именно в подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения основ наук начинается формироваться и ярко проявляться способность подростков к тем или иным видам деятельности. Именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательные, активные отношения к окружающему, развивается самостоятельное, творческое мышление.  

В первую очередь начинает ярко проявляться музыкальное, художественно-изобразительные, литературно-творческие способности и т.д.   Задача учителей – во-первых, всемерно развивать уже проявившиеся способности, во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников. И, конечно, ярко проявляет себя подросток в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят движения, подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных / футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры/. В этих играх на первый план выступает смекалка, ловкость, быстрота.

 Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер /шахматы, КВН, соревнования, в решении задач на сообразительность и т.д./ Такие игры играют огромную роль в развитии мыслительной деятельности подростков. Но, увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и занятиями. И в связи с этим со стороны педагога необходим индивидуальный подход, который требует глубокого изучения сложного внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило Формирование их личности.

Знание социальной ситуации развития позволяет использовать внутренние ресурсы личности в интересах дальнейшего подъема всех существенных сил, ее потребностей, интересов, мотивации поведения и деятельности. Индивидуальная воспитательная работа часто проводится только с теми, кто выпадает из коллектива или противостоит ему. Но именно такую тактику справедливо критиковал А.С. Макаренко: «Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его «воспитывать». При таком подходе создается педагогическая иллюзия, что раз ученик ничего не совершает, значит, с ним ничего особенного не происходит. Так внутренняя тенденция поведения учащихся оказывается за пределами внимания педагога. Воспитатель должен видеть всех учащихся: каждого ученика с его индивидуально-своеобразным путем развития. Только в этом случае можно рассчитывать на успех воспитательной работы.

Вместе с этим, столь же справедливым будет утверждение,  что правильно построить воспитание, обучение, правильно построить взаимоотношения с растущим человеком невероятно трудно, зачастую просто невозможно, если не учитывать законов его физиологического развития, индивидуальные оттенки этого развития.  

С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желез внутренней секреции. Это период полового созревания. И, зная физиологические процессы, происходящие в организме подростка, зная возможности мальчика и девочки, зная объективные трудности, с которым ребенку неизбежно приходится сталкиваться, - зная все это, можно сделать обоснованные педагогические шаги, можно предъявлять разумные требования к подростку без риска, что они, эти требования, окажутся повышенными или, напротив, заниженными  (что равной степени вредно). Наблюдения и исследования показывают,  что в подростковом периоде  возможности учащихся, в общем, непрерывно возрастают: совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность школьников, расширяется круг их интересов, стремлений.

II.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  И МЕТОДОВ В  УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. Представляю спектр образовательных педагогических технологий, которые применяю в учебном процессе.

- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

- технология проблемного и исследовательского обучения;

- проектная технология;

- технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии.

Расширяя кругозор, развивая познавательную деятельность, формируя определённые умения и навыки, использую в своей работе игровые методы обучения.

1. Игровые  приёмы  на  уроке  русского  языка.

 Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках осознанной любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как к одному из школьных предметов. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на сознание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже использовалась, как средство возбуждения интереса к учению. Игра — это естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В последние годы многие педагоги в своей работе учитывают эту важную особенность детской психологии. Они хорошо понимают, что только в игре ребенок раскрепощается, а, раскрепостившись, он может и творить и познавать новое. Однако же игра не должна уводить от усвоения трудовых вопросов грамматики, но делать это усвоение прочным и интересным. У детей существуют такие потребности, как, например: одушевить неодушевленные предметы, их желание потрогать неизвестный предмет руками, чтобы с ним лучше познакомиться, стремление ребят обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый, их любовь к фантазированию. Делая все это, ребенок сравнивает незнакомые понятия, явления с уже известными для него.                  

Часто мы обращаемся к такой игровой форме организации урока, как путешествие по карте «Океан знаний». Она представляет собой множество стран-островов – это разделы курса русского языка. На этих островах учеников встречают то мудрый дедушка Корень, то бабушка Азбука, то королева Грамматика, то Его Величество Глагол. Рядом с островами «Морфология», «Орфография», «Пунктуация», «Лексика» пристроился и остров «Безграммоотландия». Это остров хитрых и злых пиратов: Единицы и двойки. Они так и следят за теми учениками, которые ленятся, не слушают объяснений учителя и получают плохие оценки. Пираты забирают таких учеников к себе на остров в Безграммоотландию. А попавшим в плен нужно потрудиться над теми орфограммами и правилами, которые они не усвоили. А помогают им в этом капитан корабля Учебник  и  консультант учителя. Лингвистическую карту, форму игры-путешествия по океану Знаний можно использовать и при объяснении новой темы урока и при обобщении материала и во внеклассной работе.

И в том и в другом случае игра имеет огромную роль в активизации мыслительной деятельности школьника. При объяснении нового материала в арсенале педагога много возможностей активизировать мыслительную деятельность учащихся. Например,  фрагмент  урока-путешествия  по теме «Правописание гор-гар»:  

Один из учеников, получивший накануне индивидуальное задание, дает толкование гореть, сгорать, угорать.

 На доске карта «Океан Знаний».

Учитель: «Ребята, наш славный корабль приближается к острову «Орфография», столицей этого острова является город Корнеград, сегодня в нем нас ожидает дедушка Корень и его друзья-орфограммы. Корень пригласил нас в гости, но стражи города- Ударения не хотят нас впустить в город до тех пор, пока мы не решим две лингвистические задачи. Итак, задача первая. Перед вами, ребята, слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.

 Разведите слова по их родовым гнездам.

                       Значение одного –  возвышаться,

                                       другого – пылать.

 Ученики у себя в тетрадках (один у доски) рисуют родовые гнезда для этих слов и решают задачу.

- Молодцы! А сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать». Ударения приготовили для нас такую лингвистическую задачу: она, пожалуй, труднее первой.

   Рассмотрите таблицу внимательно и скажите, когда же в корне гор-гар будем писать гласную «а», а когда «о»:

                                   загар        гореть

                                   угар        загореть

- Ваша версия? Кто из вас ближе к истине?

А теперь посмотрите, что о правописании гор-гар говорится в вашем учебнике. Познакомьтесь с правилом, сформулированным ученым. Ваши мнения совпали. Молодцы, ребята!

   - А кто же помог нам в нашем исследовании? Верно, ударение.

   Вот теперь эти строгие, но справедливые Ударения разрешат нам увидеть Город Корнеград, а душка Корень с удовольствием проведет с нами экскурсию по очень важному для русского языка разделу — по острову «Орфография». (Далее идет практическая часть урока). После такого объяснения новой темы в содружестве и сотворчестве учителя и учеников, юные лингвисты с охотой принимаются за исследования на последующих уроках.  Задание на дом по практической части урока учитель дает дифференцированно, по группам. А теоретическая часть задания примерно такая:

- составьте рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке (не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести свои примеры);

-  кому трудно выполнить первое задание, может узнать о новой теме по учебнику;

-  для тех, кто любит творчество, задание другое - придумать сказку о гор-гар.

    Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строк учебника. Все знают, как утомительны для ребят бывают уроки повторения и уроки анализа ошибок, но работу эту можно построить интересно, если обобщение и повторение материала дать на сдвоенном уроке, семинаре-практикуме. Здесь есть возможность повторить теоретический материал и сразу же отработать его на практике. Используются и сигнальные карточки, и мяч, и индивидуальные доски, и перфокарты и т.д. А так же самые разные формы работы по группам в парах сменного состава, индивидуальная. Конечно, продолжается путешествие по Океану Знаний, конечно, создаются новые сказки.

 В игровой форме часто проходят и уроки работы над ошибками.

По условиям нашей игры-путешествия те, кто получил «2» попадают в Безграмоотландию, а наш корабль не имеет права и не может двигаться дальше, ибо бросать ребят нельзя. На уроке анализа ошибок консультанты или ассистенты учителя садятся с теми, кому в путешествии по Океану Знаний на этот раз не повезло: вместе они ставят «диагноз» «больным» словам и «лечат» их. Дома у всех ребят хранятся «ларцы» для ошибок, в них складываются «больные» слова после контрольных работ. Слова эти несколько недель повторяются во всех формах и видах работ. После следующей проверочной работы многие из попавших в Безграмоотландию возвращаются на корабль. А тех, кто не справился в очередной раз, берем с собой в путешествие с условием — учить и повторять то, что до сих пор не усвоено.

Конечно, работая со школьниками, приходится много думать, искать, творить. И в результате всего этого рождаются игры–путешествия: «В цирке», «Веселые старты», «В зоопарке», «Почта», «В лесной школе», « В стране сказок», «На лугу», «В стране мульти-пульти», «Полет в космос»,  «В  гостях  у  словарей».

 Дети эти игры любят, они им не надоедают, наоборот, каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые.  При разработке игры необходимо, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения, эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется мыслительная деятельность школьников и их внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И, главное, – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют знания по данному предмету.

Говорится: «Делу — время, потехе — час». Это же можно отнести и к грамматическим играм. Но они не только потеха. Хорошая игра развивает и воспитывает детей. Хорошая игра отвлекает их от плохих игр. Конечно, для игры нужно найти свой «час». Этот «час» в первую очередь, на занятиях кружка, утренниках, вечерах, дополнительных занятиях. Однако и в учебное время можно и нужно использовать игры. Очень подходят для этого уроки в конце четверти или учебного года. Дети к этому времени устали, утомлены, менее внимательны, занятия идут вяло, особенно в конце учебного года. Вот тогда и стоит объявить о том, что будет проводиться игра, и в глазах учеников появляется огонек интереса.

Во время игры школьники усваивают тот же программный материал, но охотно и более прочно. Грамматических игр много. Важно подобрать такие, которые дают максимальный эффект, а не просто занимают учеников и убивают время. Проверена на практике игра, в которой можно применить один из известных детям принципов: « Кто быстрее?», «Кто больше?» или «Кто лучше?». Содержание ее заключается в следующем. Учащиеся получают одно из заданий. Время его выполнения ограничено 5-1О мин. или 15 минутами. Для того, чтобы учащиеся не торопились, писали грамотно, вносится обязательное условие: победителем в игре может быть только тот, кто не допустит ни одной ошибки. При выполнении отдельных заданий следует разрешить играющим пользоваться словарями и даже учебником. По истечении указанного времени работа учеников проверяется и определяется победитель. Проверять выполнение работы можно по-разному. Важно только, чтобы учащиеся проверили все написанное и исправили допущенные ошибки. Например,  дано задание — вспомнить за 5 минут как можно больше слов, в которых пишется приставка при-. По прошествии 5 минут, учитель просит играющих подсчитать, сколько ими подобрано слов. Ученик, написавший больше других, читает и объясняет свою работу. Остальные учащиеся подчеркивают в своих тетрадях названные слова, если они встречаются и у них. Затем дети по очереди читают и объясняют те слова, которые еще не назывались. Таким образом, проверяется работа всех играющих. Победителем считается ученик, который выполнит задание лучше и быстрее других. Приведу несколько примеров таких заданий (аналогичные задания учитель легко может составить сам применительно к материалу, который желает проверить с учащимися).

1. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых две приставки (или два суффикса, или два корня).

2. Подобрать однокоренные слова к данным: яркий, пехота, писать.

3. Кто вспомнит больше слов с приставкой при- ( или пре-)

4. Определить род следующих существительных: рояль, тюль, толь, кенгуру, кофе, помидор, туннель, плацкарта, оттепель, такси, канифоль (можно пользоваться словарем ). Устно составить по предложению с каждым указанным словом.

5. Написать слова: счастье, здоровье, здание, жребий, армия, тетрадь, печь - в предложном падеже. Составить с каждым из них предложение.

Также занимательность в обучении — фактор повышения интереса к занятиям по русскому языку. Реализуется в процессе обучения с использованием различных материалов игр, которые воздействуют на эмоциональную сферу, развивают познавательные интересы. На уроках русского языка применяют дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

   Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. У детей складываются определенные п о н я т и я — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженных словом или группой слов; с у ж д е н и я — форма мышления, отражающая связь между предметами и явлениями, утверждающими или отрицающими что либо; у м о з а к л ю ч е н и я  (индукция, дедукция) - форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определенный вывод, различают умозаключения индуктивные и дедуктивные по аналогии: д е д у к ц и я - логический вывод в процессе мышления от общего к частному; и н д у к ц и я —логический вывод в процессе мышления от частного к общему. В процессе игровой деятельности они учатся а н а л и з и р о в а т ь - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому; с р а в н и в а т ь - мыслительная операция, основанная на установлении сходва и различия между объектами; о б о б щ а т ь - мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

2.  Основные  принципы  организации  театрализованной  игры.

   Проявление своей творческой активности, удовлетворение своих интересов и запросов реализуются не только в учебной деятельности, но и за ее пределами, где не испытывая жесткого управления, они все же могут приобщаться к зрелому опыту взрослого, осуществляющего совместную с ним деятельность.

   Предпринимается в этом отношении немало, создаются клубы по интересам, развернута кружковая работа в школе и за ее пределами. Все это дает положительные результаты.

Велико значение особой формы (театрализованной игры) в формировании личности школьника. Театрализованная игра открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся и, конечно, активизирует их мыслительную деятельность. Глубокий педагогический смысл  вкладывают учителя в театральную игру. Она раздвигает рамки возможностей использования этого сильного педагогического средства для любого возраста.

Формы театрализованной игры открывают широкие возможности в использовании творческих сил школьников, которые участвуют в разработке сценариев, в коллективном обсуждении художественных форм деятельности, в организации и проведении игры.

Форма театрализованной игры используется и на уроках, и вне их. Это и исторический театр, и общественная трибуна, и литературная гостиная.

Анализ научных основ игровой деятельности позволяет выявить основные принципы организации театрализованной игры:

-  коллективный характер деятельности;

- общественная актуальность содержания, позволяющая придать игре острый наступательный характер;

- педагогический подход к распределению ролей (поручать роль не лидерам, не «звездам», а ученикам, нуждающимся в коррекции их недостатков);

- педагогическое руководство игрой — важный ее принцип. Обязательным участником и активным создателем театрализованной игры добивается не посторонний режиссер, а учитель;

- театрализованная игра требует длительной репетиционной отработки. Этапы подготовки игры состоят: из выбора актуальной проблемы, поиска игрового сюжета распределения ролей, создания сценария с кратким текстом, 2-З репетиции.  

Формы  театрализованной  игры  открывают  широкие  возможности  в  использовании  творческих  сил  школьников,  которые участвуют  в  разработке  сценариев,  в  коллективном  обсуждении  художественных  форм  деятельности,  в  организации  и  проведении  игры.  Это  и  исторический  театр,  и  общественная  трибуна,  и  литературная  гостиная

Анализ научных основ игровой деятельности позволяет выявить основные принципы организации театрализованной игры:

- коллективный характер деятельности;

- общественная актуальность содержания, позволяющая придать игре острый наступательный характер;

- педагогический подход к распределению ролей (поручать роль не лидерам, не «звездам», а ученикам, нуждающимся в коррекции их недостатков);

- педагогическое руководство игрой — важный ее принцип.

Обязательным участником и активным создателем театрализованной игры добивается не посторонний режиссер, а учитель.

- театрализованная игра требует длительной репетиционной отработки.

 Театрализованная игра синтетична: она объединяет и различные виды деятельности, и различные виды искусства.  Она  необходима  школьникам,  так как:

- она не только помогает понять лучше автора произведения, но и раскрывает новые качества ребят;

- сплачивает всех ребят, заставляет вместе волноваться и испытывать удовольствие после удачи;

- помогает прикоснуться хоть немножко к театру и подойти к литературе изнутри;

- помогает лучше понять и оценить учителей;

- понять литературное произведение, полюбить его;

- помогает стать добрее и отзывчивей, преодолеть себя, научиться раскованности;

- учит любить поэзию, подниматься над обыденным и мелочным.

3. Игра  как  способ  организации  досуга  детей.

В семейно-бытовых традициях, вне школы особое место занимает организация культурного досуга. С увеличением свободного времени проблема досуга становится все более важной социальной проблемой. Социологи все чаще пишут о рационализации, оптимизации досуга.

Педагоги и родители сетуют на недостаток свободного времени и на возрастающую загруженность школьников, юристы и правоведы одной из причин преступности и антиправового поведения называют низкую культуру досуга у части населения. И в связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурной организации как в большом общественном масштабе, так и в масштабе семейно-бытовом. Я придаю огромное воспитательное значение игре, в которой ребенок чувствует себя немножко выше того, что он есть в действительности.

Как же организовать досуг детей вне класса, вне школы?! Для этого существует внеклассная работа. Я приводили примеры игр на уроках русского языка, где можно использовать лингвистическую карту. Такую карту ребята любят использовать и во внеклассной работе. Лингвистические ринги, КВНы праздники русской словесности — это смотры ученических знаний.

 Построение методики подготовки и проведение игр в учебно-воспитательном процессе основывается на достижении эффективности обучения в условиях перестройки подходов к проблеме обучения и необходимости формирования творчески мыслящей личности, т.к. игра — нетрадиционный метод обучения, способствует более полной реализации творческих возможностей обучаемого.

  Возникает вопрос о месте игры в общей структуре процесса обучения. Я считаю игру – методом обучения, исходя из того, что метод — это способ деятельности направленный на достижение определенной системы целей, включающих цели обучения, воспитание и развития учащихся. Игра как бы сосуществует с другими видами обучения. Я считаю, что  игровая деятельность – одна из самых важных технологий, используемых в рамках ФГОС, так как является методом организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, эмоционального стимулирования учащихся к учению, методом мотивации учебно-познавательной деятельности.

Конечно, необходимо вводить ребят в непринужденную обстановку многокрасочных, звонких, брызжущих энергией и смехом игр и в них искать ответы на вековые вопросы многострадальной педагогики.

                                                     Заключение.

Итак, обобщая представленный материал о роли игры в активизации мыслительной деятельности школьника, можно утверждать, что игра, как и другие виды деятельности, обогащает обучение, содействует реализации его функции (образования, воспитания, развития школьников), развивает мыслительную деятельность – источник познания, формирования личностных свойств учащихся, основа совершенствования учебного процесса. Игра — как одна из видов деятельности занимает большое место в жизни школьников.

1. Педагогическое значение ролевых игр многообразно и практически охватывает все стороны личности школьника. Целенаправленное использование возможностей ролевых игр, как активного метода обучения в преподавании общеобразовательных предметов является эффективным средством создания положительных мотивов обучения, изменения позиции ученика, преодоление недостатков его учения и совершенствования преподавания.

2. При регулярном поведении ролевых игр в условиях естественного учебно-воспитательного процесса достигаются эффективные результаты:

 а) учащиеся овладевают более качественными знаниями, умениями и навыками по -   сравнению с классами, где обучение ведется по традиционной методике;

 б) у школьника развиваются социально- нравственные качества личности: коллективизм, активная жизненная позиция, стремление к творчеству, самостоятельности, повышению уровня ответственности и др.;

в) происходят положительные изменения в общем и интеллектуальном развитии; познавательный повышается интерес, укрепляется мотивация, развивается речь, общительность и т.д.

З. Методика подготовки и проведения ролевых игр по различным учебным предметам   имеет общедидактические основы.

Ролевая игра подчинена определенным учебным целям образования, воспитания и развития учащихся. Ей предшествует поэтапный подготовительный период, причем каждый этап имеет свои дидактические задачи. В условиях массовой общеобразовательной школы ролевые игры проводятся на заключительном этапе изучения определенного учебного материала. Завершается ролевая игра анализом и коллективным обсуждением результатов проведенной работы. Ее исходными положениями являются принципы разработки ролевой игры, важнейшими из которых являются единство реализации целей, общеобразовательного воспитания и целей развития учащихся в ролевой игре:  учет возрастных особенностей детей; индивидуально-творческий подход к личности; сюжетно-ролевой подход к построению методики обучения, коммуникативность, как принцип ролевой игры,  педагогическое сотрудничество и др.

4. Педагогическое руководство ролевой игры основывается на знании и реализации в ролевой игре закономерностей познавательной деятельности, общения, управления учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, в процессе изучения вопроса: «Ролевые игры как средство  активизации мыслительной и творческой деятельности школьников», гипотеза, которая говорит о том, что использование игры на уроках и вне их позволяет активизировать мыслительную деятельность школьников», подтвердилась.

Следовательно, сделаю вывод: для активизации мыслительной деятельности школьника, для повышения эффективности обучения предмету, необходимо использовать игры в учебно-воспитательном процессе с учетом:  

а) общих учебно-воспитательных задач данного учебного предмета;

 б) неразрывной связи игр с другими методами и приемами обучения.

При регулярном использовании игр учитель может ожидать положительных изменений в личности учащихся в направлениях:  

а) улучшения качества знаний;

б) воспитание коллективистских черт личности;  

в) повышения активности, продуктивности и самостоятельности учебной деятельности.

И, конечно, успешность проведения игры способствует профессиональным личностным качествам педагога. Вместе с учащимися игра воспитывает одновременно и педагога, что проявляется в положительной коррекции его поведения, к выработке профессионально-значимых личностных качеств.

Показатели результативности методической разработки

Результаты участия в олимпиадах и конкурсах учеников Сорокопудовой С.В.

2009 год

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Краевой конкурс поэтических работ учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Семь-Я»

Прокопьев Арсений Андреевич

Гран-При

Диплом

2010 год

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Олимпиада школьников по журналистике

Шлапак Наталья Владимировна

Победитель муниципального этапа

Диплом

Олимпиада школьников по русскому языку

Макарова Анастасия Владимировна

Призёр муниципального этапа

Диплом

Панфилова Полина Сергеевна

Победитель муниципального этапа

Диплом

Олимпиада школьников по литературе

Лысак Елена Викторовна

Призёр муниципального этапа

Диплом

Панфилова Полина Сергеевна

Победитель муниципального этапа

Диплом

«Русский медвежонок – языкознание для всех»

Горбань Валерия

Победитель школьного этапа

Сертификат

IV региональная предметная олимпиада для учащейся молодежи «Талантливая молодёжь Кубани» по русскому языку

Макарова Анастасия

Призер

Диплом

2011 год

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Олимпиада школьников по литературе

Горбань Валерия

Призёр школьного этапа

Грамота

Корниенко Виолетта

Победитель школьного этапа

Грамота

Краевой конкурс сочинений среди учащихся 1-11 классов «Люблю тебя, мой край родной!» и «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады 2014»

Прокопьев Арсений

Призёр

Диплом

2012 год

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Олимпиада школьников по литературе

Лысак Елена Викторовна

Победитель школьного этапа

Диплом

Ерёмин Александр Олегович

Победитель школьного этапа

Диплом

Горбань Валерия Витальевна

Призёр муниципального этапа

Диплом

Лысак Елена Викторовна

Победитель муниципального этапа

Диплом

Олимпиада школьников по русскому языку

Ерёмин Александр Олегович

Панфилова Полина Сергеевна

Призёр школьного этапа

Призёр школьного этапа

Участник регионального этапа

Диплом

Диплом

Диплом

Кащур Эдуард Денисович

Призёр школьного этапа

Диплом

Горбань Валерия Витальевна

Призёр школьного этапа

Диплом

Корниенко Виолетта Павловна

Победитель школьного этапа

Диплом

Мирошниченко Татьяна Вячеславовна

Победитель муниципального этапа

Диплом

Лысак Елена Викторовна

Победитель муниципального этапа

Участник регионального этапа

Диплом

Диплом

2013 год.

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Олимпиада школьников по русскому языку

Мирошниченко Татьяна Вячеславовна

Участник

Диплом

VII региональная олимпиада школьников и студентов «Талантливая молодёжь Кубани» по русскому языку

Панфилова Полина Сергеевна

Победитель

Диплом

XV Международная юношеская научная конференция «Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и мировая культура»

Панфилова Полина Сергеевна

Лауреат

Диплом

IV Краевой фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Адрес детства – Кубань»

Мезенцев Руслан

Лауреат

Диплом

I гуманитарная региональная олимпиада «Умницы и Умники»

Денисов Руслан

Ерёмин Александр

Участник

Участник

Грамота

Грамота

2014

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

«Русский медвежонок – языкознание для всех»

Корниенко Виолетта

Золотарева Ксения

Хандрико Роман

Архипова Дарья

Призёр школьного этапа

Призер школьного этапа

Призер школьного этапа

Победитель регионального этапа

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Игровой конкурс по литературе «Пегас»

Денисов Руслан

Прокопьев Арсений

Ерёмин Алексей

Горбань Валерия

Призер школьного этапа

Призер муниципального этапа

Победитель муниципального этапа

Победитель муниципального этапа

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Олимпиада школьников по русскому языку

Мирошниченко Татьяна

Участник

Диплом

Региональная (краевая) олимпиада школьников по журналистике

Денисов Руслан

Участник

Диплом

Дистанционна олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Марченко Игорь

Победитель

Диплом

2015

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Муниципальный конкурс творческих работ «Газета в нашей семье», посвященный 85-летию газеты «Свет маяков» в номинации «Сказка о газете»

Корниенко Виолетта

Победитель

Диплом

IX региональная олимпиада «Талантливая молодёжь Кубани»

Корниенко Виолетта

Призёр

Диплом

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Марченко Игорь

Победитель

Диплом

2016 год

Олимпиады/конкурсы

Учащиеся

Результат

Документ, подтверждающий результат

Всероссийский конкурс по чтению вслух «

Живая классика»

Хандрико Роман

Лауреат регионального этапа

Диплом

Всероссийский творческий конкурс

 «С космосом дружу» номинация «Космический проект» «Полет в космос»

Пилипчук Ульяна

Победитель

1 место

Диплом

Серия ТЛ-0416

№0212

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...