Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Савицкая Инна Анатольевна

Планирование составлено с учетом изменений требований к рабочим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass_2015.docx58.61 КБ

Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку 5 класса создана на основе:

  • - Закона РФ «Об образовании»  № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года
  • Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской рабочей программы по русскому языку для 5 класса Т.Н. Трунцевой  ( Москва: ВАКО, 2014)
  • Учебного плана МОУ-СОШ №3 г. Можайска на 2016-2017 учебный год, утверждённого решением педагогического совета (Протокол №1, от 30 августа 2016 года)

        Данная рабочая программа предназначена для работы по учебно-методическому комплексу Т.А. Ладыженской и др.( Москва: Просвещение, 2014)

1.Содержание  учебного курса.

1. Язык – важнейшее средство общения. – 2 ч. + 1 ч.Р.р.

2. Повторение  изученного в начальных классах.  -  26 ч.(5 ч.Р.р).

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.  Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.  Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 31ч. (7 ч.Р.р.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.   Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.  Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.  Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. –  16 ч. (4 ч. Р.р.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5. Лексика. Культура речи. – 15 ч. ( 4 ч. Р.р.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

6. Морфемика. Орфография. Культура речи –  23ч. (4 ч. Р.р.)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

7. Морфология.Орфография. Культура речи –  50 ч. + 11 ч. Р.р.

Самостоятельные и служебные части речи –

Имя существительное  -  20 ч.  (4ч. Р.р.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).  Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.  Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное  - 11 ч. (3) ч. Р.р.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.  Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол –  29 ч.(4 ч. Р.р.)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.  Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.  Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе –  5 ч.

 Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

2.Планируемые результаты изучения курса русского языка

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

        аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

1.Содержание курса (5 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой

и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

2.Планируемые результаты :

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

   

                                                       Календарно-тематическое планирование.

№ урока

         Дата

Тема урока

  план

факт

1

Язык и человек. Язык и речь.

2

Язык и его единицы.

3

Р.Р. Композиционные и языковые признаки стиля речи.

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

5

Орфограмма.

6

Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова.

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

10

Буквы и, у, а после шипящих.

11

Разделительные Ъ и Ь.

12

Раздельное написание предлогов с другими словами.

13

Р.Р.

Текст.

14-

15

Р.Р.  Обучающее изложение ( по Г.А. Скребицкому)

16

Части речи.

17

Глагол

18

Правописание -тся и -ться

в глаголах.

19

Личные окончания глаголов.

20

Р.Р. Тема текста.

21.

Имя существительное как часть речи.

22.

Падежные окончания существительных.

23

Имя прилагательное как часть речи.

24

Местоимение как часть речи.

25

Р.Р. Основная мысль текста.

26

Р.Р. Обучающее сочинение- описание  по картине А.А. Пластова «Летом»

27

Повторение изученного в начальных классах

28

К.Р. Контрольный диктант    с грамматическим заданием по  теме «Повторение изученного в начальных классах».

29

Анализ ошибок, допущенных  в контрольном диктанте.

30

Синтаксис. Пунктуация.

31

Словосочетание.

32

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

33

Разбор словосочетания.

34

Р.Р.  Сжатое изложение. (Упр.127)

35

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

36

Виды предложений по интонации.

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

38

Сказуемое.

39

Тире между подлежащим и сказуемым.

40

Дополнение.

41

Определение.

42

Обстоятельство.

43

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

44

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.

45

Предложения с обращениями.

46

Р.Р. Письмо.

47

Подготовка к контрольному диктанту по теме «Синтаксис простого предложения»

48

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения»

49

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

50

Знаки препинания в сложном предложении.

51

Синтаксический разбор сложного предложения.

52

Прямая речь

53

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

54

Диалог

55

К.Р. №3 Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

56

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

57

Фонетика. Гласные звуки.

58

Согласные звуки. Согласные  твёрдые и мягкие

59

Позиционные чередования гласных и согласных.

60

Р.Р. Повествование.

61-

62

Р.Р.  Обучающее изложение  с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».)

63

Согласные звонкие и глухие.

64

ГрафикаАлфавит.

65

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

66

Двойная роль букв   е,ё,ю,я.

67

Закрепление темы «Двойная роль букв   е,ё,ю,я»

68

Орфоэпия.

69

Фонетический разбор слова.

70

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

71

К.Р.Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

72

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

73

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине  Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

74

Р.Р. Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине  Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

75

Слово и его лексическое значение.

76

Однозначные и многозначные слова.

77

Закрепление темы «Однозначные и многозначные слова»

78

Прямое и переносное значение слова.

79

Основные виды тропов,  основанные на употреблении слова в переносном значении.

80

Омонимы.

81

Роль омонимов  в речи.

82

Синонимы.

83

Роль синонимов в речи.

84

Р.Р. Подготовка к сочинению о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

85

Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

86

Антонимы.

87

Роль антонимов в речи.

88

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

89

Подготовка к контрольному тестированию по теме «Лексика»

90

К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

91

Р.Р. Подготовка к подробному изложению ( К.Г.Паустовский «Первый снег»)

92

Р.Р.Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег»)

93

Морфемика как раздел лингвистики

94

Морфема. Изменение  и образование слов.

95

Окончание. Основа слова.

96

Корень слова.

97

Однокоренные слова.

98

Приставка.

99

Р.Р. Сочинение-рассуждение  «Секрет названия»

100

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

101

Суффикс.

102

Чередование звуков.

103

Беглые гласные.

104

Варианты морфем

105

Морфемный разбор слова.

106

Правописание гласных и согласных в приставках.

107

Буквы З и С на конце приставок.

108

Буквы о –а в корне лаг –лож

109

Буквы О –А в корне раст –ращ-рос

110

Буквы ё –е после шипящих.

111

Буквы Ы-И после Ц

112

Повторение по теме «Морфемика».

113

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме  «Морфемика».

114

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

115

Р.Р. Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского  «Сирень в корзине» с последующим анализом работы.

116

Имя существительное как часть речи.

117

Р.Р. Доказательства в рассуждении.

118

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

119

Имена существительные собственные и нарицательные.

120

Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (Упр. 513.)

121

Род  имён существительных.

122

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

123

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

124

Три склонения имён существительных.

125

Падеж имён существительных

126

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

127

Множественное число имён существительных.

128

Правописание О –Е после шипящих и Ц  в окончаниях существительных.

129

Морфологический разбор имени существительного.

130

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

131

Р.Р. Сочинение –описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

132

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

133

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

134

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

135

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

136

Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных.

137

Р.Р. Описание животного.

138

Р.Р. Подробное изложение.(А.И. Куприн « Ю-ю»)

139

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

140

Прилагательные полные и краткие.

141

Краткие  прилагательные с основой на шипящую.

142

Морфологический разбор имени прилагательного.

143

Повторение по теме «Имя прилагательное»

144

К.Р. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».

145

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

146

Глагол как часть речи.

147

Не с глаголами.

148

Неопределённая форма глагола.

149

Виды глагола.

150

Буквы Е –И в корне с чередованием.

151

Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой

152

Прошедшее время глагола.

153

Настоящее время глагола.

154

Будущее время глагола.

155

Правописание безударных личных окончаний глагола.

156

Морфологический разбор глагола.

157

Р.Р. Сжатое изложение с изменением  формы лица.

158

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

159

Употребление времен.

160

Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в речи.

161

Повторение по теме «Глагол».

162

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Глагол»

163

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

164

Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку

165

Орфограммы в корне слова. Повторение. Резерв.

166

Орфограммы в приставках. Повторение. Резерв

167

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных. Повторение. Резерв

168

Орфограммы в окончаниях глаголов. Повторение. Резерв

169

Знаки препинания в простом предложении. Повторение. Резерв

170

Знаки препинания в сложном предложении. Повторение. Резерв

                                                                      

                                                                    Перечень контрольных работ.

№ п/п

           Дата

            Вид работы

                   Тема работы

        Примечания

   план

  факт

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Повторение изученного в  начальной школе.

2

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Синтаксис простого предложения».

3

Контрольный тест

Синтаксис и пунктуация.

4

Контрольный тест

Фонетика

5

Контрольный тест

Лексика

6

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Морфемика

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Имя существительное

8

Контрольный тест

Имя прилагательное

9

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Глагол

10

Итоговая контрольная работа (тестирование)

Повторение изученного в V классе

                                                                    Учебно-методическое обеспечение.

  1. Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение. -2012
  2.  Т.Н. Трунцева.  Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, М.: ВАКО, 2014
  3. Н.В.  Егорова. Уроки русского языка в 5 классе.-М., просвещение, 2014

РАССМОТРЕНО                                                                                                      

на заседании ШМО

протокол № _____ от ____.__________._______г.                              

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/________________/

______.____________.______г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс

Планирование уроков русского языка в 9 классе...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...