Особенности публицистического стиля
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Тульская Анна Гарибальдиевна

Необычный урок, который дети всегда принимают на ура. Сравнение двух преддвыборных видеовыступлений помогает лучше разобраться в особенностях публицистического стиля. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Особенности публицистического стиля»

Класс: 9

Цели.

Образовательные: отработка навыков работы с текстом; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов  публицистического стиля;

 Развивающие: развитие умений логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное; сравнивать; обобщать; развитие речевых умений.

Задачи.

Предметные: систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле; знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их.

Метапредметные: сотрудничать  с учителем и сверстниками; находить информацию в  разных источниках; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Личностные: воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку.

1. Сообщение темы.

Ребята, сегодня тема нашего урока – «Особенности публицистического стиля». С этим стилем вы познакомились еще в 8 классе. Сейчас наше задача – повторить изученное и углубить знания.

2. Актуализация знаний.

Чтобы вспомнить основные черты публицистического стиля, мы обратимся к тексту (Приложение 1)

Работа с текстом. Ученик читает текст вслух.

Сотни людей, несмотря на проливной дождь, пришли вчера на Трафальгарскую площадь. Они собрались здесь, чтобы выразить протест против появления на английской земле новой партии американских «крылатых ракет», о чем сообщил накануне в Брюсселе верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе.

В эти осенние дни в Лондоне смеркается рано. Поэтому, когда в половине восьмого у подножия памятнику адмиралу Нельсону вспыхнули огни восковых свечей, заметались по фасадам тени от зажженных манифестантами факелов, ощущение тревоги охватило не только участников демонстрации, но и, кажется, даже полицейских.

Подхожу к молодому мужчине в защитной куртке с факелом в руке. Поль Джонс, работник аэропорта, говорит, что пришел сюда, чтобы выразить свое негодование.

«Это позор, что нас держат в неведении относительно того, от чего зависит жизнь или смерть нации. Почему мы должны узнавать такие вещи от американского генерала, когда речь идет о нашей собственной стране? »

Несколько женщин в колеблющемся пламени свечей читают отпечатанный текст новой антивоенной песни.

— То есть как «почему мы здесь»? — удивляется вопросу та, у которой в руках мокрый от дождя листок. — Генералы тайком привозят сюда крылатые ракеты, а мы должны молчать?!

Время приближается к восьми часам. Участники манифестации разбиваются на группы не более десяти человек в каждой — таково условие, поставленное полицией, и начинают двигаться в направлении Уайтхолла, к зданиям министерства обороны и резиденции премьер-министра. Однако метров через сто дорогу им преграждает полицейский кордон. Манифестанты садятся на мокрую мостовую со свечами и факелами в руках. «Нет — крылатым ракетам!», «Работу, а не бомбы».

Комментарий учителя:

Жанр этого текста - репортаж. Тема - описание митинг на Трафальгарской площади.

Заполнение таблицы (на интерактивной доске и параллельно в тетрадях либо на специальных листах с пустой таблицей).

Цель и черты

Лексические особенности

Средства эмоциональной выразительности

Синтаксические особенности.

1. Информирование

2. Эмоциональное воздействие

3. Убеждение

4. Внушение

5. Побуждение.

6. Эмоциональность.

7. Призывность.

8. Логичность построения

Общественно-политическая лексика;  

Сочетания, свойственные официально-деловому стилю;

книжная (высокая) лексика;

понятия из области морали и этики, экономики, культуры, психологии;

слова, обозначающие человеческие переживания.

Слова с яркой эмоциональной оценкой;

эпитеты;

сравнения;

метафоры;

разговорные обороты речи;

фразеологизмы, пословицы, поговорки, обращения, повторы и т.д.

Прямая речь;

косвенная речь;

восклицательные и вопросительные предложения;

обилие сложных синтаксических конструкций;

ряды однородных членов;

вводные слова;

причастные и деепричастные обороты;

3. Углубление знаний.

Слово учителя. Беседа с учащимися.

Жанры публицистики могут быть как устными, так и письменными. Назовите те жанры, которые известны вам.

- А какое важное политические событие недавно минуло?

(Выборы)

- А как выборы связаны с нашей сегодняшней темой?

(Политические дебаты – это тоже один из жанров, устный, публицистического стиля).

Сегодня мы с вами посмотрим несколько примеров выступлений политиков в преддверии выборов и постараемся найти в них признаки публицистического стиля.

Просмотр видеоролика с предвыборных дебатов Владимира Жириновского.

- Можем ли мы отнести это выступление к публицистике? Почему?

(Ребята перечисляют признаки, можно на доске в виде кластера)

        

                                                                                 

                                                                                       Воздействует на чувства и эмоции                                            

                                                                                              (эмоц.речь, повышенные,

                                                                                                                 военные интонации,         Информирует о выборах                                          обращ. к национ. чувствам, жесты)                                                                                                                            

Убеждает в своей правоте

 (противопоставляет себя

  и противников,                           Выступление В. Жириновского        лексика, означ.

антитеза)         внутр.сост.

                              человека

Побуждает голосовать за         общеполит.лексика          

себя (повторы («голосуйте за меня»,                          (олигархи,коммунисты,

«если не я, то…», «только за меня»,        теневая экономика,бюджет)

 «Только моя победа спасет страну»,

«я знаю правду»)

        слова с яркой эмоц.окраской      

        (жулики, развалили все,

        размазня, мямли, я въеду в Кремль)

Выводы по анализу выступления.

- Все ли необходимые черты публицистики мы нашли в этом выступлении?

- Достигает ли кандидат в депутаты своей цели?

Просмотр второго видео.

- Ребята, это также предвыборное обращение к избирателям. Можем ли мы назвать это выступление удачным с точки зрения особенностей публицистического стиля? Свой ответ аргументируйте.

(Нет, не может. Речь кандидата нелогична, он сбивается с мысли, выступление неэмоционально, нет призыва, нет побуждения, хочется переключить канал)

4. Подведение итогов.

 

- Как отличить текст публицистического стиля от других текстов?

- Для чего нам нужно знать особенности публицистического стиля?

5. Домашнее задание.

Написать текст в публицистическом стиле на одну из тем:

«Почему не стоит списывать домашние задания с Интернета»

«Почему не стоит читать произведения в кратком изложении»

«О чем стоит задуматься нынешнему поколению»

«Тот, кто читает книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор»

«Соцсети – путь к одиночеству»



Предварительный просмотр:

Из газет

Сотни людей, несмотря на проливной дождь, пришли вчера на Трафальгарскую площадь. Они собрались здесь, чтобы выразить протест против появления на английской земле новой партии американских «крылатых ракет», о чем сообщил накануне в Брюсселе верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе.

В эти осенние дни в Лондоне смеркается рано. Поэтому, когда в половине восьмого у подножия памятнику адмиралу Нельсону вспыхнули огни восковых свечей, заметались по фасадам тени от зажженных манифестантами факелов, ощущение тревоги охватило не только участников демонстрации, но и, кажется, даже полицейских.

Подхожу к молодому мужчине в защитной куртке с факелом в руке. Поль Джонс, работник аэропорта, говорит, что пришел сюда, чтобы выразить свое негодование.

«Это позор, что нас держат в неведении относительно того, от чего зависит жизнь или смерть нации. Почему мы должны узнавать такие вещи от американского генерала, когда речь идет о нашей собственной стране? »

Несколько женщин в колеблющемся пламени свечей читают отпечатанный текст новой антивоенной песни.

— То есть как «почему мы здесь»? — удивляется вопросу та, у которой в руках мокрый от дождя листок. — Генералы тайком привозят сюда крылатые ракеты, а мы должны молчать?!

Время приближается к восьми часам. Участники манифестации разбиваются на группы не более десяти человек в каждой — таково условие, поставленное полицией, и начинают двигаться в направлении Уайтхолла, к зданиям министерства обороны и резиденции премьер-министра. Однако метров через сто дорогу им преграждает полицейский кордон. Манифестанты садятся на мокрую мостовую со свечами и факелами в руках. «Нет — крылатым ракетам!», «Работу, а не бомбы».



Предварительный просмотр:

Цель и черты        

Лексические особенности

Средства эмоциональной выразительности

Синтаксические особенности.

Цель и черты        

Лексические особенности

Средства эмоциональной выразительности

Синтаксические особенности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности публицистического стиля

Слайд 2

Цель и черты Лексические особенности Средства эмоциональной выразительности Синтаксические особенности. 1. Информирование 2. Эмоциональное воздействие 3. Убеждение 4. Внушение 5. Побуждение. 6. Эмоциональность. 7. Призывность. 8. Логичность построения Общественно-политическая лексика; Сочетания, свойственные официально-деловому стилю; книжная (высокая) лексика; понятия из области морали и этики, экономики, культуры, психологии; слова, обозначающие человеческие переживания. Слова с яркой эмоциональной оценкой; эпитеты; сравнения; метафоры; разговорные обороты речи; фразеологизмы, пословицы, поговорки, обращения, повторы и т.д. Прямая речь; косвенная речь; восклицательные и вопросительные предложения; обилие сложных синтаксических конструкций; ряды однородных членов; вводные слова; причастные и деепричастные обороты;

Слайд 3

Домашнее задание Написать текст в публицистическом стиле на одну из тем: «Почему не стоит списывать домашние задания с Интернета » « Почему не стоит читать произведения в кратком изложении » « О чем стоит задуматься нынешнему поколению » « Тот, кто читает книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор » « Соцсети – путь к одиночеству»



Предварительный просмотр:

http://файлообменник.рф/oyg4bt5kljg9.html

http://файлообменник.рф/ir1c1qm3lesu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.

Урок  представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее  ...

"Особенности публицистического стиля"

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. По теме "Особенности публицистического стиля"...

Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...

Особенности публицистического стиля

План.I. Проверка Домашнего задания     1.Рассказ об особенностях публицистического стиля.     2.Признаки публицистического стиля по домашнему упражнению.I...

урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Особенности публицистического стиля речи

Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св...