Рабочая программа по русскому языку 11 класс УМК Бабйцевой
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Герасимова Елена Ильинична

Рабочая  программа  по русскому языку 11  класс УМК Бабайцевой поможет учителю-предметнику в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_._russkiy_yazyk_11_kl._gerasimova.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Безимени-1

Муниципальное образование городской округ

«город Нижний Новгород»

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 67»

ПРИНЯТО

на заседании  научно-методического совета МАОУ «Гимназия №67»

(Протокол        от           2016)

Утверждено

Директор МАОУ

«Гимназия №67»

___________Э.С. Казакова

«   »_             _2016г

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

словесности

(Протокол        от            2016)

Рабочая программа по русскому языку

для  11 а класса

 на 2016 – 2017 учебный год

Учитель/составитель:

учитель русского языка

и литературы

Герасимова Е.И.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объёме 102 часов (3 ч. в неделю) и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля (автор программы  В.В.Бабайцева).

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний. Умений м личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка. Обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения.

Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Планируемые результаты изучения предмета

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилдистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Требования к уровню подготовки выпусников

           В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

должен уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. Языка и культуры русского языка и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов. Справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных  интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

Место курса в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в МАОУ « Гимназия № 67» для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 11 классе отводится 102 часа, три учебных  часа в неделю. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Виды и формы промежуточного контроля

Данная рабочая программа предусматривает проведение таких видов уроков, как

  • комбинированные уроки; уроки объяснения новой темы; уроки решения учебных задач;
  • уроки закрепления и повторения полученных знаний; уроки самостоятельной работы; уроки
  • лабораторной работы; уроки проверки (контроля) полученных знаний.

Все перечисленные типы уроков строятся в соответствии со следующими принципами:

  • востребованность учебной темы учениками, их интерес к уроку;
  • учёт возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • разнообразие форм и типов уроков;
  • включение в урок работы с текстом с целью развития коммуникативной компетентности учащихся;
  • исследовательский характер урока;
  • разнообразие форм фронтального, индивидуального, выборочного опроса учащихся.

Виды контроля

Основными формами контроля (т.е. способами организации деятельности школьников) знаний и умений учащихся на уроках русского языка являются: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос. Опросы могут быть как письменными, так и устными.

При использовании этих форм в уроки русского языка целесообразно включать следующие основные методы контроля:

  • ответ (устный или письменный);
  • сообщение, доклад учащегося на заданную тему; выполнение упражнений по нахождению, подбору и анализу языковых явлений;
  • диктант;
  • изложение;
  • сочинение;
  • исследовательский проект;
  • тест;
  • лингвистический анализ текста;
  • контрольная работа;
  • практикум;
  • зачёт;
  • олимпиада;
  • экзамен в формате ЕГЭ.

Содержание учебной программы

  1. Принципы русского правописания

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.

II.      Повторение изученного.

Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.

Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания)

Совершенствование устной речи.

Примерное тематическое планирование

Введение                                                                        1 час

Общие сведения о языке                                                11 часов

Синтаксис и пунктуация                                                49 часов

Стилистика                                                                        6 часов

Культура речи                                                                24 часа

Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Пунктуация                        11 часов

Календарно-тематическое планирование

Название раздела программы

урока

  1. Темы занятий

1

Вводный урок о русском языке

Общие сведения о языке (11 часов)

2

Лингвистика как наука о языке

3

Основные проблемы современной лингвистики

4

Понятие о системе и структуре языка. Уровни языка и основные разделы языкознания

5

Язык как знаковая система

6

Язык и действительность

7

Язык и история народа

8-9

Активные процессы в современном русском языке

10-11

Активные процессы в современном русском языке

12

Тест в формате ЕГЭ

Синтаксис и пунктуация (49 часов)

 

13

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи

14-15

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

16-17

Предложение как минимальное речевое высказывание. Интонационные и грамматически признаки предложения

18

Основные виды простого предложения

19

Предикативная основа предложения

20-21

Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения

22-23

Порядок слов в предложении

24

Слова-предложения

25-26

Простое предложение и его виды

27

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

28

Синтаксический разбор словосочетания, простого предложения

29

Тест в формате ЕГЭ

30

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

31

Простое осложненное предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения

32

Синтаксический разбор осложненного предложения, предложения с прямой речью

33-34

Слова, грамматически не связанные с предложением

35-36

РР. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту

37

Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды

38-39

Сложносочиненные предложения

40-41

Бессоюзное сложное предложение, его виды

42

Сложноподчиненные предложения

43-44

Структурно-семантическая классификация сложноподч. предложений

45-46

Способы оформления чужой речи

47

Сложные синтаксические конструкции

48-49

Особенности научного и художественного текстов

50-51

Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса

52

Тест в формате ЕГЭ

53

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания

54

Основы русской пунктуации

55

Знаки препинания отделительные и выделительные

56

Сочетания знаков препинания

57-58

Разделы русской пунктуации и система правил. Включенных в каждый из них

59

Знаки препинания в связном тексте

60-61

Трудные случаи пунктуации

Стилистика (6 часов)

62-63

Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики

64-65

Стилистические фигуры как синтаксические построения

66-67

РР. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту

Культура речи (24 часа)

68

Совершенствование навыков речевой деятельности

69

Орфоэпические нормы современного русского языка

70

Лексические нормы современного русского литературного языка

71-72

Морфологические нормы современного русского литературного языка

73-74

Синтаксические нормы современного русского литературного языка

75-76

Культура речевого общения

77-78

Речевые коммуникации в деловых переговорах

79-80

Ораторская речь. Аспекты полемики

81-82

Культура работы с текстами

83-84

Стилистический анализ текста

85-86

Комплексный анализ текста

87-88

Комплексный анализ текста

89-90

Тест в формате ЕГЭ

91

РР. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту

Подготовка к ЕГЭ. Орфография. пунктуация (11 часов)

92

Повторение орфографии. Орфограммы корня

93

Повторение орфографии. Орфограммы в приставках

94

Повторение орфографии. Орфограммы в суффиксах разных частей речи

95

Повторение орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания

96-97

Орфограммы, связанные с правописанием НЕ и НИ

98

Практикум по пунктуации

99-100

Практикум по пунктуации

101-102

Тест в формате ЕГЭ

Учебное и учебно-методическое обеспечение образовательного  процесса.

 Современное оборудование  не только обеспечивает наглядность предмета, но и создает новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование  системы языковых и речевых навыков, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

  Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку.

Печатные пособия

1). Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. Автор-составитель: Бабайцева В.В. 6-е издание стереотипное. Москва «Дрофа». 2010 г.

 2)  С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

 3) Будникова  Н.Н. « Поурочные разработки по русскому языку 10-11 классы». Москва «Вако», 2014 г.

4)  Ткаченко Н.Г. «300 диктантов», Москва «Айрис Пресс», 2013.

5) М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

Дополнительная литература

  1. Баронова М. М. ЕГЭ за 30 дней Русский язык – М., АСТ, 2011
  2. Волина В. В. Откуда пришли слова – М., Аст Пресс, 1996
  3. Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач - М, Русское слово, 2013
  4. Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык 10-11 классы – М., Русское слово, 2013
  5. Гостева Ю. Н., Львов В. В. Тесты по русскому языку 8 класс – М, Экзамен, 2013
  6. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы Русский язык – М., ВАКО, 2012
  7. Крамаренко Н. О. Нетрадиционные уроки 5-6 класс – Волгоград, Учитель, 2009
  8. Коменова С. К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах – М., Лист Нью, 2005
  9. Мальцева Л. И., Нелин П. И. Тематические тесты 7 класс Русский язык – М., Мальцев Д. А., 2011
  10. Мальцева Л. И. Тематические тесты 6 класс Русский язык – М., Мальцев Д. А., 2011
  11. Малюшкин А. Б. Тестовые задания по русскому языку 9 класс – М., Сфера, 2004
  12. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения – М., Просвещение, 1984
  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М., Аркти, 2003
  14. Похнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку – М., Вербум-М, 2003
  15. Разумовская М. М. Методика обучения орфографией в школе – М., Просвещение, 2002
  16. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык Орфография и пунктуация – М., АЙРИС ПРЕСС, 1998
  17. Сенина Н. А. Русский язык Подготовка к ЕГЕ-2014, Ростов-на-Дону, Легион, 2014
  18. Сочинение по картине в 5 классе под ред. Л.А. Ходяковой, М., Астрель, 2003
  19. Темиз Я. В. Практикум по Русскому языку для выпускников и абитуриентов – М., МегаТрон, 1997
  20. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку – М., Просвещение, 1985
  21. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку – М., Просвещение, 1979
  22. Фешина А. А., Рубанова З. С. Русский язык 5-9 классы Изучение речеведческих понятий, Волгоград, Учитель, 2009
  23. Цыбунько И. П. ЕГЭ Русский язык Типовые экзаменационные варианты – М., Национальное образование 2015

Словари

  1. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь Русского языка – М, Просвещение, 1980
  2. Орфографический словарь Русского зыка – М., Русский зык, 1989
  3. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь Русского языка – М., Просвещение, 1991
  4. Тихонов А. Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по Русскому языку – М., Цитадель, 2001
  5. Толковый словарь Русского языка для школьников – М., Славянский дом книги, 1999
  6. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь – М., Просвещение, 1973
  7. Школьный грамматико-орфографический словарик Русского зыка – Санкт-Петербург, Издательский дом Громова, 2001

Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  8. http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
  9. http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
  10. http://www.rusword.org - Мир слова русского
  11. http://www.lrc-lib.ru Рукописные памятники Древней Руси
  12. http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
  13.  http://character.webzone.ru Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
  14. http://www.svetozar.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
  15. http://learning-russian.gramota.ru 
  16. Фраза‖
  17. Домашний репетитор‖
  18. Грамотей‖
  19. http//www.edu.ru
  20. http//www.school.edu.ru
  21. http//window.edu.ru
  22.  http//school-collection.edu.ru
  23. http//1september.ru
  24. www.gramota.ru
  25. www.slovari.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....