Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Сочинение по картине А.А. Пластова "Летом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_plastova.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
Цели урока: 1) научить учащихся точному, полному описанию картины;
2) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
3) воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока.
-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?
(Лето).
-А каким чувством проникнуто стихотворение?
(Восторг).
-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её - Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).
Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).
- Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).
Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).
В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.
Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.
- Беседа.
-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?
(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).
-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.
(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).
-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?
(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).
-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.
(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).
-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?
(На руках).
-Какие они?
(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).
-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?
(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).
-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?
(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).
-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?
(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).
-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).
-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).
-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?
(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).
-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.
IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.
-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.
-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).
-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?
(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).
- Составление плана сочинения (слайд №17).
Вступление.
- Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.
II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».
- Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
- Пейзаж.
- Настроение, вызванное картиной.
III. Заключение.
Мастерство художника.
V. Работа над темой и основной мыслью картины.
-Что такое тема и основная мысль картины?
(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).
-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».
(Тема картины - красота летней природы. Основная мысль - желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).
VI. Самостоятельная работа учащихся
Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.
VII. Задание на дом.
Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Литература.
1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...