Открытый урок в 7 классе "Ещё раз о причастии"
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) по теме

Буянкина Мария Николаевна

План-конспект  обобщающего урока по теме "Причастие" с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Судосевская основная общеобразовательная школа»

Учитель: Буянкина Мария Николаевна.

Открытый урок в 7 классе

   

 

 Тема урока: « Ещё раз о причастии»

Тип урока : повторение и обобщение изученного.

Вид урока: урок-заочная экскурсия с элементами интеграции(русский язык-- искусство)

Эпиграф к уроку: «Жизнь коротка-искусство вечно..»

Цели:

образовательные:

-обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;

-закрепить умения находить причастия в тексте и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

-закрепить умения конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания при причастных оборотах.

-совершенствовать навыки морфологического разбора причастий.

-учить видеть красоту произведений искусства;

развивающие:

-развивать внимание, память, мышление и речь учащихся

-развивать  умение применять на практике полученные знания;

-развивать умение ставить цели и находить пути их достижения;

-расширение кругозора учащихся в области «Искусство»;

-развивать умение работать с полученной информацией (сопоставлять, сравнивать и обобщать)

-формировать способность к самооценке и рефлексии;

воспитательные:

-воспитывать любовь к предмету( через систему специально подобранных упражнений, а также через выбор формы урока-экскурсии)

-формировать чувство прекрасного;

-прививать интерес и любовь к культуре России;

Оборудование:

Проекционная система(проектор, экран),компьютер, электронная презентация;

раздаточный материал(текст с заданиями); Толковый словарь, Словарь иностранных слов;

маршрутный лист ученика;

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация. Погружение в тему. Формулировка целей.
  3.  Анализ домашней работы. Совместное составление плана работы на уроке.
  4. Повторение темы «Причастие»

1) Причастный оборот. Конструирование предложений с причастным оборотом.

2)Употребление причастий.(Исследование)

3)Правописание Н и НН в причастиях.

4)Правописание НЕ с причастиями.

  1. Рефлексия.
  2. Задание на дом.

Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их. А теперь садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь своим хорошим настроением, настройтесь на активную деятельность.

2.Актуализация , формирование темы и цели урока.

-Ребята прочитайте высказывание М.В.Ломоносова:

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу .» Слайд2.

  • О каких таких «глагольных именах» говорил Ломоносов?

(Это причастия)

  • Значит, тема сегодняшнего нашего урока ….(Причастие) Правильно, причастие.
  • почему  Ломоносов их так назвал?

(причастия совмещают в себе признаки глагола и имени прилагательного)

  • а что вы ещё знаете о причастиях?

(причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени;  могут иметь полную и краткую формы;причастия изменяются по числам и по падежам, а в единственном числе ещё и по родам;  причастия с зависимыми словами образуют причастный оборот;в предложении причастия бывают определениями, сказуемыми.)

  • Да, мы уже очень много знаем о причастиях, но тем не менее  ещё один урок повторения нам не помешает. Итак, запишем  сегодняшнее число и тему урока в тетради.   Ребята, сегодня мы также будем работать и с маршрутными листами, они у вас на партах. Рассмотрите их,  и в  соответствующей графе  тоже запишите тему: «Причастие».Слайд3
  • На прошлом уроке мы проводили  тест  по этой теме. Я посмотрела ваши работы. В целом, я довольна результатами, но кое-какие пробелы есть. Посмотрите сами, проанализируйте задания, в которых допущены ошибки и каждый для себя выберите уровень знания темы по данной шкале(она у вас в вашем маршрутном листе):

  • 1.Знаю и могу объяснить другому.

2.Знаю, но нужно кое-что повторить.

3.Сомневаюсь, что знаю.

4.Не знаю.

Цель

  • А теперь, в графе цель ваших маршрутных листов  напишите, чего вы хотите  достичь к концу этого урока. Иными словами, поставьте для себя конкретную цель в изучении этой темы. Я же в свою очередь постараюсь организовать наше занятие таким образом, чтобы  после повторения темы ваши знания  о причастии сложились в определённую систему. Надеюсь, что к концу урока в оценке своих знаний вы подниметесь хотя бы на одну ступеньку выше.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

3.  Проверка домашней работы.

  • А теперь,  обратимся к тексту, с которым вы работали  дома . 

Текст1:

 Выразительно прочитайте  отрывок из книги И. Долгополова «Мастера и шедевры».

(1)Красота – гордый полет острокрылой ласточки. (2)Нежный, склоненный к младенцу лик мадонны Рафаэля. (3)Озаренное утренним лучом заиндевелое окно.

     (4)Могучие Рабы Микеланджело Буонаротти, рвущиеся из мраморного плена. (5)Благостные березы на пейзаже Левитана. (6)Неспешно плывущие громады облаков в высоком летнем небе. (7)Истерзанное муками лицо суриковской боярыни Морозовой. (8)Величавый   образ рабочего, изваянного Иваном Шадром… (9)Мерцающий во мраке облик древнего Старика кисти Рембрандта… (10)Кружевное диво храма Василия Блаженного… (11)Шишкинский сосновый бор….

      (12)Красота… Она в трепетных переливах симфоний Моцарта, в неуемном накате океанских волн, в протяжном пении осеннего ветра… (13)Загадочен взор изуродованного временем гигантского Сфинкса, дремлющего у основания пирамид.   (14)Неудержимо движение вперед в чётких ритмах  музыки Шостаковича… (15)Бескрайнее русское поле…(16)Горестные стихи Анны Ахматовой… (И.Долгополов)

Какова тема этого текста? (Красота во всех её проявлениях: в природе, в произведениях искусства)

Какова же главная мысль? Как связан заголовок с темой этого текста? (Истинное творение искусства должно быть таким же прекрасным как и картины природы.   Творения переживают мастеров.)

Попытаемся определить тип и стиль речи. ( Стиль-художественный; тип речи-описание.)

В тексте Ю.Долгополова упоминаются имена известнейших мастеров искусства. Давайте вспомним.(Рафаэль, Рембрандт-художники Средневековья; Левитан, Шишкин, Саврасов_русские художники; и т. д.)  

Пояснение: И.Д. Шадр(Иванов) родился в г. Шадринске(Сл)

  • 1 задание:выписать причастия, отметить суффиксы и распределить их в две колонки(действительные и страдательные)  Анализ ошибок в этом задании.
  •  2 задание: выписать номера предложений с причастными оборотами. (Проверка задания, чтение предложений и выявление причастного оборота)
  •   3 задание: синтаксический разбор предложения 13.( разбор у доски)
  •  4 задание: морфемный и морфологический разбор причастия(на выбор) Анализ и исправление ошибок.

  • Ребята, есть ещё вопросы по данной работе?  
  • Теперь давайте продумаем план урока. На какие  вопросы по причастию мы должны остановиться? Что мы должны повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.

( План: Причастный оборот;  правописание Н, НН в причастиях; правописание НЕ с причастиями; )

  • А что вы ещё делали дома? (выписывали цитаты и высказывания великих людей о красоте и искусстве )
  • Ребята, выберите только одно высказывание, которое вам запомнилось больше всего.

(«Красота спасёт мир.»-Ф.М.Достоевский)

(«Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко.»-А.П.Чехов.

(«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой»-М.Глинка)

(«Сотри случайные черты-и ты увидишь: мир прекрасен» А.Блок.)

(Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» М. Сервантес) и т. д.

- Молодцы, очень хорошие цитаты.

-А вот древние  греки говорили:  «Жизнь коротка-искусство вечно.»

Давайте выберем эпиграф к уроку из тех цитат, что вы записали.

Эпиграф в маршрутных листах.:

«Жизнь коротка-искусство вечно.»

  Хотите продолжить разговор на эту тему?   -  Я предлагаю пойти на экскурсию,  правда заочную. Мы побываем с вами в музее. Потому что где как не в музее можно насладиться созерцанием прекрасного. А музей этот....(Слайд №9)

Правильно, это знаменитый «Эрмитаж».

 Запишите в маршрутных листах после эпиграфа нашу дополнительную тему. А в конце урока вы напишете о своих впечатлениях об экскурсии.

 

  

4. Повторение темы «Причастие».

1).Причастный оборот. Конструирование предложений с причастными оборотами.

- Ребята, а что вы уже знаете об Эрмитаже?

(-он находится в Санкт-Петербурге;

-у этого музея в этом году юбилей;

-это самый большой музей в России и т. д.)

-Свою экскурсию мы начнём со знакомства с  историей создания Эрмитажа. А помогут нам в этом конечно же причастия.

Смотрим

 

 (Чтение текста вслух.)  

 Текст №2.

  (1)Эрмитаж находится в центре Санкт-Петербурга. (2)Музей, который в 1764 году возник как частное собрание Екатерины  II, стал одним из крупнейших художественных и культурно- исторических музеев в мире.  (3)Начало музею положила коллекция картин, которую  императрица приобрела  у немецкого коммерсанта И.Гоцковского. (4)   Екатерина II устроила галерею произведений искусства в Зимнем дворце, который в то время был самым грандиозным зданием в Петербурге и самым большим дворцом в Европе.(5) Для художественных сокровищ она отвела несколько комнат с видом на Неву и присвоила им причудливое и модное тогда наименование Эрмитаж*. (6)Сейчас этот музей занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы. (7) Находящиеся экспонаты в музее, являются поистине бесценным сокровищем. (8) Сегодня их количество приближается к трём миллионам.

Ребята, сначала давайте посмотрим в словаре, что означает слово «эрмитаж» (работа со словарём , запись в тетрадях : Эрмитаж- в переводе с французского  означает «уединённое убежище»)(Слайд 12)

  • Вы не заметили никаких ошибок в построении предложений данного текста? ( второе, третье, четвёртое предложения однотипные, повторяется слово «который»)
  •  а как это можно исправить?(заменить предложениями с причастными оборотами)
  • Ну что ж , попробуем.(2-е предложение-на доске, 3-предложение-устно; 4-е предложение -самостоятельно в тетради)
  •  а ещё есть предложения с причастными оборотами? Они построены правильно? Где же ошибка?(определяемое слово не должно разрывать причастный оборот) Построим предложение правильно.  Какие варианты вы предлагаете?
  • ( Экспонаты, находящиеся в музее, являются поистине бесценным сокровищем.
  • Находящиеся в музее экспонаты являются поистине бесценным сокровищем.)
  • А теперь попробуйте преобразовать это предложение в сложное  с союзным словом который                        

(Экспонаты, которые находятся в музее, являются поистине бесценным сокровищем.

-Скажите. Ребята, над чем мы работали?

-Как мы эти знания можем применить?( Умение конструировать предложения с причастными оборотами поможет сделать разнообразнее речь, а также это пригодится при написании сочинений и изложений.)

(Слайды 13-16

(в маршрутных листах поставьте себе оценку за данное задание)

А мы продолжим нашу экскурсию.

За два с половиной столетия в Эрмитаже была собрана одна из крупнейших коллекций мирового искусства,   представляющая культурное наследие различных народов, начиная с каменного века и до наших дней.  

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи...

               

    Каждый экспонат Эрмитажа-сокровище. Но всё же  некоторые занимают особое место.

Жемчужины Эрмитажа.

 - Леонардо да Винчи.

Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше картин Леонардо на эту тему не сохранилось.

 2) Употребление причастий. Исследование.

  • Конечно, такое знакомство не сравнить с впечатлениями от посещения музея, и я надеюсь когда-нибудь это случится.
  • Только что мы с вами работали с текстами. К какому стилю речи они принадлежат? (художественный). Назовите мне стили речи(разговорный и книжные: научный, официально-деловой, публицистический, художественный)
  • а как вы думаете, во всех ли стилях речи так часто употребляются причастия? А давайте проведём эксперимент. Рассмотрим статью из учебника физики, газетную статью,художественное произведение, официальный документ(дети получают инд. задания.)
  • А теперь расскажите о результатах своего исследования.(Я анализировала худ. текст и т. д.)
  • Ну а я анализировала ваши ответы и пришла к выводу, что в разговорной речи причастия встречаются не так часто. Никто из вас в своём ответе не использовал их. А могли бы.  Например.....( в прочитанном мною отрывке...)
  • откройте учебник на стр … Упр.187. Прочитайте. Можно ли высказывание Пушкина считать результатом и нашего исследования.? (Да, несомненно)
  •  А вот М.В.Ломоносов  так говорил о сфере употребления причастий :
  • «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребляются, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стиха.»(слайд 26)
  • Может быть , именно поэтому причастия не прижились в разговорной речи. Запишите результаты исследования в маршрутный лист.
  • Ну а в нашей беседе о прекрасном причастия вполне уместны.
  • Продолжим нашу экскурсию и просто пройдёмся  по залам Эрмитажа. По некоторым залам. Все мы пройти не сможем-их в музее больше трёхсот!
  • (Звучит музыка, идут слайды)
  • Ребята,  задержимся немного  в малахитовом зале.    
  •  Малахитовый зал
  • (Справка:Малахитовый зал (№ 189) создан в 1839 году архитектором А. П. Брюлловым совместно с его учениками А. М. Горностаевым (1808—1862), А. Н. Львовым и др.

   Зал декорирован уральским малахитом. Восемь колонн и столько же пилястр*, два камина,  а также ряд столиков, ваз и вещей, находящихся здесь и дополняющих убранство помещения, украшены малахитом в технике „русской мозаики". Всего на оформление зала пошло свыше ста тридцати трех пудов малахита(2 с лишним тонны-2120 кг).

          Широкое применение нашла здесь и позолота. Ею покрыты бронзовые   базы колонн, украшения каминов, обрамление зеркал, рельефные узоры  , занимающие большую часть потолка, двери резного дерева и т. д. Своеобразное и эффектное сочетание двух материалов — ярко-зеленого малахита и сверкающего золота — определяет парадное звучание и  тон интерьера. Это впечатление дополняют великолепнейший, составленный из девяти различных пород дерева паркет и созданные специально для этого зала кресла, обитые интенсивным по цвету малиновым шелком.    (Слайд27)

  • 3) правописание Н и НН в суффиксах причастий
  • Мы внимательно рассмотрели малахитовый зал, а теперь посмотрите своим зорким глазом на данные словосочетания и найдите ошибки .Игра «Зоркий глаз»
  • 1)составленный из малахита
  • 2)обрамлены бронзой
  • 3)украшенны позолотой
  • 4)коллекция собрана
  • 5)пустынный зал
  • 6)обстановка торжественна
  • 7)крашенные двери
  • 8)созданые для этого зала
  • 9)золочёные ножки стульев
  • 10)картина величественна

(исправление ошибок, допущенных в правописании страд.причастий;

 объяснение правописания НН в кратких прилагательных и в прилагательном пустынный ; формулировка правила.)( в маршрутных листах поставьте себе оценку за данное задание)

 Составьте  сами ещё словосочетания по данной фотографии(Сверкающие огни, восхищённые зрители, искусно выполненный, ярко горящие люстры, экскурсия. Организованная для школьников, покрытые золотом,натёртый до блеска и т.д)

4)правописание НЕ с причастиями.

-Наша экскурсия подходит к концу. Жаль, что  все залы   не пройдены, все выставки не посещены, а великое множество экспонатов даже не упомянуто. Но я считаю нашу экскурсию не законченной, а только начавшейся. Мы обязательно продолжим её на следующих уроках, и   не замеченных нами экспонатов станет меньше, чуть меньше останется неразгаданных тайн. Я надеюсь, что вы получили ни с чем не сравнимое удовольствие от такой прогулки по Эрмитажу, и она оставит в вашем сердце неизгладимый след.  

-Ребята, догадались, о чем пойдёт речь? Правильно, о правописании НЕ с причастиями. Распределите данные словосочетания на две группы: слитно/раздельно .

залы  ( не)пройдены,  выставки (не)посещены, (не)упомянуто,  экскурсия (не)законченная, а только начавшаяся,  (не)замеченных нами экспонатов, (не)разгаданных тайн, ни с чем (не)сравнимое удовольствие, (не)изгладимый след.

А теперь-- взаимопроверка работ. Подсчитайте ошибки, поставьте оценку товарищу. Посмотрите ключи и поставьте оценку сами себе.(и в маршрутных листах тоже)

 -Ребята, наша экскурсия подошла к концу.  Расскажите  мне  о своих впечатлениях. У вас появилось желание посетить Эрмитаж?

К сожалению не все имеют возможность вот так собраться и поехать в Санкт-Петербург.

А какие-нибудь музеи Мордовии вы знаете? ( Да, есть краеведческий, музей Эрьзи.)

-Одной из достопримечательностей Республики Мордовия является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. История его образования уходит в предвоенное время. 14 марта 1941 года Совет Народных Комиссаров Мордовской АССР принял Постановление об открытии в Саранске художественной картинной галереи, но война на долго задержала образование музея. Он был открыт 10 января 1960 года и назван Мордовской картинной республиканской галереей имени Ф.В. Сычкова. 

Новый период в истории галереи начался со времени празднования 100-летнего юбилея С.Д. Эрьзи. К этому событию было приурочено открытие постоянного специально для музея здания. Оно состоялось 24 декабря 1976 года. 

На момент организации музея его собрание насчитывало 318 экспонатов. Главным образом это были произведения С.Д. Эрьзи и Ф.В. Сычкова. В настоящее время оно составляет свыше десяти тысяч экспонатов. Среди них не только работы художников Мордовии, ставшие неотъемлемой частью национальной культуры края, но и произведения русского дореволюционного, советского и современного отечественного искусства. 

-Наша экскурсия  завершена. В заключении я бы  хотела рассказать ещё   одну историю , хотя, может быть ,вы  сами знаете кто такие «эрмики».Нет? Тогда слушайте. Они появились в Зимнем дворце ещё при Елизавете Петровне. Говорят, что сама императрица в 1745 году  повелела привезти их  из Казани. Поселили их в подвале, и очень скоро они получили почётный титул «охранников картинных галерей».  

-не догадались, о ком идёт речь?   Тогда слушайте дальше.  Вот что говорит о них директор Эрмитажа М.Б.Пиатровский: « Они прославились на весь мир. Мы шутим, что теперь чаще снимают фильмы про них, чем про сам Эрмитаж. А в голодные перестроечные годы животных попросту подбрасывали в  Эрмитаж.

-Догадались о каких животных идёт речь? Правильно. О котах. Первоначально их поселили в музей для ловли мышей и крыс.

 И наш музей решил их содержать , чтобы в дикое время научить людей быть добрыми, человечными. Посетители с удовольствием жертвуют на их содержание, это вносит нотку человечности в жизнь музея...»

Сейчас придворных котов около шестидесяти.  

         Если вас заинтересовала эта история,  и вы хотите узнать о них больше   зайдите на сайт «Собака.ru»  и там получите необходимую информацию.               ____________________________________________________________________

5.Подведём итоги урока.

  -    Сегодня на уроке я ...    Самым полезным интересным для меня было ...

-   Я встретился с трудностью при ..  У меня хорошо получилось ..  Скажи комплимент самому себ

 Продолжите предложения в маршрутных листах: Я узнал, что....;

Меня заинтересовало...;  Я не совсем понял(а)...;

6.Домашняя работа.

 1)Исправить ошибки в тестах.

2)Собрать информацию о мордовском художественном музее имени С.Д.Эрьзи..

 Составить 3 предложения(словосочетания) с причастными оборотами об экспонатах(залах, мастерах, выставках)

этого музея.

-Ребята, на этом наш урок окончен. Оценки за сегодняшний урок.



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Тема:«Лермонтов и Кавказ»

Слайд1.

Михаил Юрьевич Лермонтов-великий русский поэт. Его недолгая, но яркая жизнь до сих пор полна загадок и тайн, которые продолжают волновать нас.

Лермонтов на Кавказе побывал несколько раз. Причём не всегда по собственной воле. Поэтому нам показалось интересным исследовать жизнь  поэта  на Кавказе.

Слайд2

Проблема проекта:   Чем объяснить лермонтовскую влюблённость в Кавказ?.

Цель проекта:   Определить роль Кавказа в жизни   Лермонтова.

Задачи проекта:

-почему Лермонтов не раз оказывался на Кавказе;

- кавказская тема в творчестве Лермонтова

-Лермонтовский Кавказ сегодня.

Слайд 3

Пути достижения цели: собрать интернет-материалы по данной теме(фотографии, документы,  исследования и т.д.); изучить литературу по данной теме  ;  перечитать произведения Лермонтова, в которых выражено отношение поэта к Кавказу; узнать, каковы сейчас  лермонтовские места на Кавказе.

 На основе собранного материала создать презентацию, подготовиться к защите проекта.

Планируемые результаты:  Изучая  факты биографии, сопоставляя их, анализируя стихотворения, исследуя отзывы критиков и современников поэта, анализируя  поэмы М.Ю.  Лермонтова и прозу , лучше познакомиться с судьбой великого поэта.  Сделать вывод об основных особенностях его кавказской лирики. Выявить интересные факты из жизни Лермонтова на Кавказе.

Актуальность проекта: проект посвящён 200-летию  со дня рождения великого поэта.

Слайд 4

Содержание проекта:

1.Первая поездка на Кавказ.

2.Ссылка на Кавказ в 1837 году.

3.Последняя поездка на Кавказ(1840-1841)

4.Лермонтовский Кавказ сегодня.

Слайд5

1.

Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании.

Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). 

Из Тархан выехали большим обозом, так как с Арсеньевой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин - он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, - поездку на Горячие воды на целое лето. 

Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы. На подъезде к маленькому городу Александрову вдруг открылось все Пятигорье. Сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним словно облачка забелели вершины Большого Кавказа. Там угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса, - он то скрывался за горами и скалами, то возникал снова. Проехали аул Бабуковский - первое горское поселение. Миша увидел плоскокрышие сакли с узкими щелями окон, сложенные из камня ограды, толпу кабардинских детей, с любопытством глядевших на проезжающий обоз: Дальше ехали по каменистому берегу горного Подкумка. Вскоре показался конический, поросший лесом Машук, скрывающий дома Горячеводска. Правее широко растянулся Бештау, вздымая к облакам несколько скалистых вершин. 

И вот Горячеводск. Горячая гора, вся в известковых потеках, дымится от бегущих по ней серных ручейков... Позади возвышается Машук... На одной из открытых площадок его - казацкий дозорный пост. От подошвы Машука начинается Главная улица, пересеченная несколькими переулками. Дома почти все из тонкого леса, отштукатуренные и выбеленные, с камышовыми крышами. Несколько казенных зданий только строится, - солдаты пилят известняк здесь же, на Машуке. Городок охраняют егеря и казаки, расположившиеся с двумя пушками у въезда. 
Далекие горы молчат, в степи только изредка проскачет конный казак. Но в воздухе висит тревога и велит быть начеку. Мальчик, поднявшийся с гувернером к казачьему пикету на Машуке, смотрит вдаль. Вот плавно пролетел орел. В тишине раздался выстрел - прокатилось эхо...  

Торг - возле солдатской слободы. Небольшая площадь уставлена телегами и арбами. Шум стоит страшный: гортанный говор, крик, стук... Блеют овцы, ревет верблюд, хлопают крыльями извлекаемые из корзин куры, которыми торгуют черкесы, приехавшие из ближних аулов. Немцы-колонисты продают хлеб, молоко, масло... Тут увидишь и грузина, и калмыка, и перса с крашенной хною бородой... Среди толпы невозмутимо проезжают наездники в папахах. Какие под ними кони! Их шаг - словно медленный танец... Гремят бубны... Верещат зурны... На улицах, у источников, на торгу - дамы в белых платьях, офицеры в белых фуражках... В городке кипит жизнь. 
 Слайд6
Здесь   он впервые перелистал альбом Марии Акимовны Шан-Гирей, в котором было много записей его матери - Марии Михайловны Лермонтовой, - не только французские записи, но и стихи на русском языке. В этот альбом  он нарисовал акварелью кавказский вид.

В это необыкновенное для Лермонтова время зарождался в нем поэт... 

               Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды         приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки. 

2.

Слайд7

Первая ссылка на Кавказ.(1837 год).

Лермонтов был сослан за стихотворение "Смерть поэта", посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли.

Слайд8

 В 1837 году в марте за написание «непозволительных стихов» М.Ю. Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса. Государь послал М.Ю. Лермонтова под пули: полк, в который переводился поэт, участвовал в войне с горцами. На Кавказе М.Ю. Лермонтов находился в беспрерывном странствии от Кизляра до Тамани. Все, что увидел здесь, отразились в его произведениях «Мцыри», «Демон», «Кавказский пленник», в романе «Герой нашего времени» и в других. В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтов много рассказывает о быте, обычаях, о жизни кавказского народа, красочно излагает свои впечатления об увиденном.

Слайд 9-12

Кроме того, здесь проявился талант Лермонтова-живописца.

Слайд 13

Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился.

Почти все, что создал Лермонтов в этот период  , так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова, одаренного живописца. 

В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства. 

Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка "Эолова арфа", четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали музыкальный инструмент - арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки
. "Я теперь на водах, - пишет он в Петербург, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам... Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов". 

"С тех пор как выехал из России, - писал он Раевскому из Тифлиса, - поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже... Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал... Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (имеется в виду Крестовая гора) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке". 

4.

 Слайд 14

Вторая ссылка на Кавказ.(1840-1841)

 Осенью 1837 г. бабушка Лермонтова хлопочет за внука, и его переводят в Новгород. Но за дуэль с сыном французского посла Барантом М.Ю. Лермонтова вновь отправляют на Кавказ. На этот раз поэта отправляют на верную гибель. Зловеще прозвучали слова царя: «Счастливого пути, господин Лермонтов». 

В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик. В "Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..."
Слайд15
 Летом и осенью 1840 г. М.Ю. Лермонтов участвует в кровопролитных боях. «Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов», - рассказывает очевидец. Офицеры подали прошение о награждении М.Ю. Лермонтова, но царь «не изволил изъявить монаршего сочувствия». Солдаты любили своего храброго поручика.

Слайд 16

 В короткие перерывы между ожесточенными боями и изнурительными переходами поэт создает несколько превосходных стихотворений, в том числе «Валерик».
   
Слайд 17 

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

Слайд18

 В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.  

Слайд 19-20

  И судьбе было угодно, что все это случилось на земле, которую он любил с детства.
Слайды 21-22

Выводы:

Таким образом,  изучив  факты биографии,  проанализировав стихотворения,  прочитав отзывы критиков и современников поэта, мы пришли к следующим выводам:

1.Лермонтов очень любил Кавказ. Он восхищался природой Кавказа, ему было интересно изучать жизнь, традиции и обычаи , предания и легенды народов Кавказа.

2.В период с 1837 года кавказская тема становится основной в творчестве поэта.

На Кавказе поэт познакомился с декабристами, обрёл настоящего друга.

3.На Кавказе проявился талант Лермонтова-живописца.

4. Лермонтов- храбрый воин.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Судосевская основная общеобразовательная школа»

Исследовательский проект

Выполнили: учащиеся 8-го класса

Руководитель: Буянкина М.Н.

Тема: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Слайд1.

  Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами и падениями. Но сколько испытано чувств, какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу!

И одно из них – любовь.            Мы решили исследовать  любовную лирику     М. Лермонтова и узнать,  кому она адресована.

Слайд2.

Проблема: Кого любил  М.Лермонтов по-настоящему?

Цель:Что значит «любить» для Лермонтова?.

Задачи:

-какое место занимает любовная лирика в творчестве Лермонтова;

-кому посвящал свои стихи Лермонтов;

-кого любил Лермонтов по-настоящему;

 

 

Слайд3

Пути достижения : изучить любовную лирику Лермонтова; найти информацию об адресатах его любовной лирики в разные периоды жизни; проследить, как меняется настроение стихов о любви Лермонтова.

Ожидаемые результаты: получить ответ на вопрос: «Кого Лермонтов любил по-настоящему?».

Слайд4

Содержание проекта:

1.Любовь в жизни Лермонтова;

2.Адресаты любовной лирики Лермонтова;

3.Настоящая любовь поэта.

Слайд 5.

1.Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.

К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.

 

2.

 В 1830 году юный поэт встретил Екатерину Сушкову

(Слайд 6 Портрет Сушковой)

Летом 1830 года Лермонтов с бабушкой уехали в Середниково. Здесь среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна: с тонким одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза ее в компании друзей так и звали – Блэк-айз, черноокая. Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Это была Екатерина Сушкова.

Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и смотрела на него немного свысока.

В 1830 году поэт посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь», «Предо мной летит листок», «Раскаяние», «Черные очи».

Кокетливая Екатерина заставила юношу испытать всю жестокость неразделенной любви. Как нищий вымаливает кусок хлеба, так поэт вымаливает ласковый взгляд, улыбку. Сушковой посвящено стихотворение «Нищий».

 

 

Нищий

 

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

 

 

Интересна история создания этого стихотворения. Оно написано после посещения Троицко-Сергиевой лавры. Сушкова рассказывала в своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, беднях крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: положили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, все мы поспешили домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.

      И все же юное сердце переполненное страданием, с благодарностью принимает малейшие знаки внимания со стороны любимой. Об этом говорит стихотворение «Благодарю!»  

 

Благодарю!

 

Благодарю! Вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное внимание

                                  Благодарю!

В другом краю ты некогда пленяла,

Твой чудный взор и острота речей

Останутся навек в душе моей,

Но не хочу, чтобы ты мне сказала:

                                  Благодарю!

Я б не желал умножить в цвете жизни

Печальную толпу твоих рабов

И от тебя услышать вместо слов

Язвительной, жестокой укоризны:

                                  Благодарю!

О, пусть холодность мне твой взор покажет,

Пусть он убьет надежду и мечты

И все, что в сердце возродила ты;

Душа моя тебе тогда лишь скажет:

                                  Благодарю!

  

 Это стихотворение посвящено Екатерине Сушковой. Она предстает в нем надменной красавицей с чудным взором, окруженной толпой рабов, вздыхателей печальных. Она смеется над поэтом, его любовью. Речи ее жестоки и язвительны, взгляд холоден, внимание притворно.

Сколько страданий она доставила поэту! Страстей его она не поняла, убила в его сердце надежду быть любимым.

А он благодарит за притворное внимание, за секунды счастья, за мучения. В его душе нет места мести. Есть горечь, есть обида. Но любовь побеждает их. И любимую он будет вспоминать с благодарностью.

 

 

Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон,

Но образ твой в душе моей

Все жив, хотя бессилен он;

Другим предавшимся мечтам,

Я все забыть его не мог;

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог!

 Слайд 7

 «Я не люблю тебя…»

Эти слова звучат жестоко, как приговор. На первом месте не мысли о любимой, а душа поэта, его переживания, «прежний сон страстей и мук».

Заключительные строки стихотворения гениальны. Краткие, емкие, они включают в себя чувства всех страдающих от неразделенной любви. Любимая, не ответившая взаимностью, жива в сердце поэта, любовь к ней не умирает:

«Так храм оставленный – все храм;

Кумир поверженный – все бог!»

 Слайд 8

 Летом 1831 года Лермонтов гостил в семье Иванова, известного московского литератора, и увлекся его дочерью.

Наталья Федоровна Иванова (она, как и Лермонтов родилась в 1814 году) отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее ей льстило, что юноша – поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной.

Любовь к Н.Ф. Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831-1832 годов. Ивановой посвящен цикл прекрасных стихотворений. В драме «Странный человек» в лице Наташи Загорскиной была изображена Иванова, а главного героя Арбенина Лермонтов наделил многими собственными чертами.

Стихи, посвященные Наталье Федоровне, наполнены болью, страстными надеждами, разочарованием.

В стихотворении «Я не унижусь пред тобой…» поэт прощается с обманувшими мечтами, прощается с той, которая тяжело ранила его сердце. Горечью разочарования наполнены строки стихотворения. Любимой он пожертвовал годы, видел в ней «недежду юных дней». Она была для него ангелом, дарила нежные обещания. Ради нее он был готов на все.

«Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец! – лишний раз пожать.»

 

 

Ей поэт отдал себя, целый мир возненавидел, чтобы любить ее сильней, ей он отдал свою душу. Но она не оценила поэта, не знала цену его душе, изменила поэту. Он горд, не будет ничьим рабом. Но душа его ранена, истекает болью, горечью обид.

 

Слайд9

 3.

В жизни Лермонтова были кратковременные увлечения, но неизменно всю жизнь он любил одну женщину Варвару Александровну Лопухину. (Слайд – портрет Лопухиной)

   О В.А. Лопухиной

 Лермонтов полюбил Лопухину, и все юношеские увлечения отошли в сторону.

Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Чувство Лермонтова к ней было безотчетно, но истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей.»

Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою…», «Подражание Байрону», «Я к вам пишу случайно, право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Сон».

К ней обращено посвящение к «Демону» 1838 года.

Историю своих сложных взаимоотношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мери»). Во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Вера.

Их любовь была взаимной. Но между ними возникло непонимание. Она вышла замуж за Н.Ф. Бахметьева. Вышла   от безнадежности своей любви.

В стихотворении «Она не гордой красотою…» предстает перед нами облик Варвары Александровны.

 Слайд10

Героиня стихотворения не «прельщает гордой красотою». Она не похожа на черноокую красавицу Сушкову, в ней нет ни чего от кокетливой изменницы Ивановой. Она проста. Но эта простота дороже самой изысканной красоты. Ее улыбка, взгляд, движения наполнены чудной простотой. Она так напоминает пушкинскую Татьяну Ларину.  

Слайд 11

4) В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец. В письме, написанном уже после гибели поэта, она вспоминает: «Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел. И тут еще любовь: он был страстно влюблен в В.А. Лопухину, он и меня от того любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был.»

Так родилось одно из последних стихотворений поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю»

 Это стихотворение пронизано не просто грустью, оно наполнено усталостью, усталостью от жизни. Лирический герой одинок, несмотря на то, что рядом с ним блистающая красота. Его взгляд устремлен в прошлое. Там осталась та, с которой он может говорить сердцем, та, которую любил, та, с которой было духовное родство. Ее нет. И жизнь пуста.

Слайд 12

  Подведем итоги исследования:

 

1)Тема любви -одна из главных тем лирики М.Ю. Лермонтова.

2)Ранняя любовная лирика поэта наполнена отчаянием, отвергнутой души, страданиями, болью.  

3)Стихотворения последних лет полны светлой грусти.

4)Поэт все больше убеждается в том, что любить – значит желать добра любимому человеку, прощать мелкие обиды.

Источники информации.

1.http://ru.wikipedia.org/

2.http://lermontov.niv.ru/

3.http://dic.academic.ru/

4.http://proluba.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе "Это удивительное причастие"

Урок-закрепление наиболее трудных орфограмм по теме "Причастие"...

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

Причастие как часть речи (открытый урок).

Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...

Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"

Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ. Тема: « Причастие»

Тип урока: обобщениеФорма урока: интегрированныйЦель урока:  Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонаци...

Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)

познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...