Уроки русского языка 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Овчаренко Ирина Петровна

Разработки уроков. Русский язык 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_russkiy_yazyk_10_klass.rar114.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол как часть речи.

Цель урока: повторить основные лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола.

Ход урока.

1. Опрос.

- Что обозначает глагол?

- Что отличает эту часть речи от именных?

- Перечислите собственно глагольные грамматические категории?

- Назовите особые формы глагола.

II. Работа по новой теме.

     1. Глагол как часть речи.

     Задание: прочитать материал учебника, составить схему-«дерево» «Глагол как часть речи»

     Выполнение тренировочного теста.

     1. Найдите глагол

        а) напевно;                                        в) пение;

        б) напевать;                                       г) напевающий.

     2. Найдите глагол II спряжения.

         а) стелить;                                        в) брить ;

        б) лететь;                                           г) купить.

     3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены  

         неверно?

         а) поведут – глаг., сов.в., 1-е спр., буд.вр., мн.ч., 3-е лицо;

         б) зашли – глаг., сов. в., 1-е спр., прош.вр., мн. ч.;

         в) читала – глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.;

         г) держали- глаг., несов.в., 1-е спр., прош.вр., мн.ч.

     4. Найдите переходный глагол.

         а) рубить;                                            в) рассматривать ;

        б) держать;                                           г) мечтать.

     5. Найдите возвратный глагол.

        а) обливаться;                                      в) отводить ;

        б) мерить;                                             г) жалеть.

     6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в    

         предложении

         На следующее лето мальчика повезут на юг полечиться.

        а) подлежащее;                                      в) дополнение ;

        б) сказуемое;                                         г) обстоятельство.

     7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом              

        а) засмотреться;                                      в) умываться ;

        б) пробежать;                                          г) посмеяться.

Задание: выполнение упр. 266, 269 письменно. (Обратить внимание на синтаксическую функцию глагола).

2. Синтаксическая роль глагола.

Обратить внимание :

- глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени – простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая);

- неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения:

а) подлежащим (Курить вредно);

б) дополнением (Нас просили задержаться);

в) определением (Было желание танцевать);

г) обстоятельством (Мужик вёз гусей в город продавать);

д) частью составного глагольного сказуемого (Начну рассказывать смешную историю).

Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива.

1. Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.

2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

4. Нам песня строить и жить помогает.

5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.

7. Я спешил скорее видеть вас.

3. Морфологический разбор глагола.

Изучение порядка разбора на с. 173.

Упражнение 267 (сделать морфологический разбор 3 глаголов в разных формах наклонений).

4. Правописание глаголов.

Чтение материала учебника.

- Какие орфограммы связаны с глаголом?

- Составьте алгоритмы орфографических правил, связанных с глаголом.

Выполнение упр. 273, 274, 281, 283 письменно, с последующим комментарием.

III. Итог урока. Дома:  теория, упр. 284 с графическим обозначением орф.

Тест по теме «Глагол»

1. Найдите глагол

        а) напевно;                                        в) пение;

        б) напевать;                                       г) напевающий.

     2. Найдите глагол II спряжения.

         а) стелить;                                        в) брить ;

        б) лететь;                                           г) купить.

     3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены  

         неверно?

         а) поведут – глаг., сов.в., 1-е спр., буд.вр., мн.ч., 3-е лицо;

         б) зашли – глаг., сов. в., 1-е спр., прош.вр., мн. ч.;

         в) читала – глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.;

         г) держали- глаг., несов.в., 1-е спр., прош.вр., мн.ч.

     4. Найдите переходный глагол.

         а) рубить;                                            в) рассматривать ;

        б) держать;                                           г) мечтать.

     5. Найдите возвратный глагол.

        а) обливаться;                                      в) отводить ;

        б) мерить;                                             г) жалеть.

     6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в    

         предложении

         На следующее лето мальчика повезут на юг полечиться.

        а) подлежащее;                                      в) дополнение ;

        б) сказуемое;                                         г) обстоятельство.

     7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом              

        а) засмотреться;                                      в) умываться ;

        б) пробежать;                                          г) посмеяться.

Синтаксическая роль глагола.

Обратите внимание :

- глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени – простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая);

- неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения:

а) подлежащим (Курить вредно);

б) дополнением (Нас просили задержаться);

в) определением (Было желание танцевать);

г) обстоятельством (Мужик вёз гусей в город продавать);

д) частью составного глагольного сказуемого (Начну рассказывать смешную историю).

Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива.

1. Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.

2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

4. Нам песня строить и жить помогает.

5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.

7. Я спешил скорее видеть вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...