Употребление имен прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Жидикова Юлия Викторовна

Повторение и обобщение изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt19.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение  лицей г.Зернограда

                                Конспект урока

           по  русскому языку в 6 «Б» классе

                                на тему:

               «Употребление имен         прилагательных  в речи»

                                                   Выполнила           учитель:

                                                   русского языка и литературы

                                                   Жидикова Ю.В.

Тема урокаУпотребление имён прилагательных в речи.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели:

- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

- учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;

- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;

- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметнойучебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументыфактами.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

  • Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока
  •  Определите тему урока.

 – Откройте тетради, запишите число, тему урока.

  • Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
  • Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
  • Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа. (Н.Чернышевский)
  • Ребята, в чем смысл высказывания?
  •         Я – часть речи интересная,
  •                                          Широко в миру известная:
  •                                          Опишу любой предмет –

                                        В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                     Мною нужно дорожить!

  •  О какой части речи говорится в стихотворении?
  • -, Ребята что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает?
  • - Представьте себе  что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?
  • Прочитайте. Озаглавьте текст.
  • Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую, почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…рать вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
  • (К.Паустовский)
  •  Работа по карточкам
  •  – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание
  •  – К какому типу речи относится  текст?
  •  – Определите стиль текста.
  •  – Какая главная мысль текста?(1в. – описание осеннего дня
  •  – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?
  • – Озаглавьте тексты.
  • (1 в. – «Красота осеннего дня». )
  •  – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.)
  •   Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?
  • - Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
  • - Разберите по составу слова: 1в. – осиновая, 2в. – багряные.
  • - В каких прилагательных пишется одна н?

 Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер)

  • ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ
  • Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный ,хмурый)
  • Богатый (бедный, нищий)
  • Новый (старый, древний, старинный)
  • Горячий (ледяной, холодный)
  • Близкий (далекий, дальний)
  • Безобразный (красивый, прекрасный)
  • Высокий (маленький, низенький, низкорослый)
  • Грубый (вежливый,деликатный нежный, ласковый)
  • Красивый (безобразный, уродливый)
  •  (Молодойстарый)
  • Д. Родари в книге «Какие бывают ошибки» написал: «Учитель Грамматикус решил однажды провести реформу грамматики.
  • - Надо кончать, - сказал он, со всеми этими трудностями. Зачем, например, нужно различать прилагательные по всяким там категориям?
  •   Пусть категорий будет всего две – прилагательные симпатичные и прилагательные несимпатичные. Прилагательные симпатичные: хороший, веселый, искренний, мужественный.
  • Прилагательные несимпатичные: жадный, лживый, ». Придумайте словосочетания с этими словами.
  •  Подведение итогов урока
  • Вопрос: Какая же роль  имен прилагательных в нашей речи? 
    Учитель: Имена прилагательные  придают речи образность, точность, меткость,                 выразительность, живописуют слова. Речь становится нарядной, изысканной, неповторимой.
    Искусству красивой русской речи учат нас писатели и поэты.
  • Оценивание учащихся
  • Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Употребление имен прилагательных в речи.

Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Употребление имен прилагательных в речи 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...