Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Моярович Альбина Сергеевна

План-конспект урока Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-/-/раст- (-ращ-)".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях

-лаг-//-лож-,  -рос-//-раст-( -ращ-).

Цель урока: создать условия для выявления закономерности чередования и способа выбора гласных А-О в корнях -лаг-//-лож-,  -рос-//-раст-( -ращ-).

Задачи урока:

Обучающие:

1. формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;

2. научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;

3. научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

1. развивать у учащихся орфографическую зоркость;

2. развивать внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа;

3. развивать  речевые,  творческие способности учащихся на материале урока.

Воспитательные:

1. формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи;

2. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

3. воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу.

Тип урока: урок " открытия" новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего сегодняшнего урока:" Правописание чередующихся гласных а-о в корнях

-лаг-//-лож-,  -рос-//-раст-( -ращ-).

"

Записывают число и тему урока.

2 мин.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, прежде чем перейти к изучению новой темы урока, давайте посмотрим как вы справились с домашним заданием. На дом вам было задано упражнение № 302 ( записать слова с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний, объясняя правописание данных морфем).

Комментирование домашнего задания одним из учащихся.

Здравие - здоровье, хранить-хоронить, младой -молодой, врата-ворота, глас - голос, средний - середина, влекут -волокут.

Первые слова в данных парах слов являются старославянизмами, так как для них характерны неполногласные сочетания ра,ла, ре, ле, а вторые слова являются исконно русскими, так как в них мы наблюдаем полногласные сочетания оро, ере,ело, оло

5 мин.

3.Изучение нового материала.

Ребята, запищите пожалуйста следующие слова: излагать - изложение, предполагать-предположение, вырасти - вырос - взращенный. Выделите в этих словах корни.

Ребята, запомните пожалуйста, что корни -лаг-//-лож- являются вариантами одного и того же корня, в корне -лаг- всегда будет писаться а, исключение слово полог, а в корне -лож- будет писаться о.

В корнях -лаг -//-лож - пишется а, если после корня суффикс А; о, если этого суффикса нет.

Корни -рос-//-раст-( -ращ-), ребята, так же являются вариантами одного и того же корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ пишется буквы а, а если этих букв нет, в корне пишется о. Слова исключения, написание которых вам нужно запомнить: росток, отрасль, Ростислав, Ростов - на -Дону.

Учащиеся делают записи в тетради.

8 мин.

4. Закрепление нового материала

Ребята, а теперь давайте откроем наши учебники на странице 110 и выполним упражнение № 307 ( Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в данных словах выделите корни ).

* Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, один человек работает у доски.

Ребята, следующее упражнение, которое мы с вами будем делать, упражнение № 309 ( Вставьте нужный вариант корня: -рос-//-раст-( -ращ-); подчеркните орфограмму.

* Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, один человек работает у доски.

Расположение лагеря,
полагаться на друга,
предложить помощь,
пишешь изложение
изучаешь прилагательное
положение трудное,
перелагать стихи своими словами.

В словах, в которых корень -лож- пишем букву о, в словах, в которых корень -лаг- пишем букву а, так как за корнем следует суффикс а.

Деревья быстро выросли,богатая растительность,взращенный цветок,дети за лето подросли, подрастает свежая трава,выращенные в оранжерее розы.

25 мин.

5. Домашнее задание.

Ребята, откройте свои дневники и запишите задание на дом. Упражнение №310,311

Учащиеся записывают задание на дом.

3 мин.

6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...

Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож-, -рос-\\-раст-(-ращ-).

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож, -рос-раст-(-ращ-).

Методическая разработка по данной теме соответствует ФГОС, включает актуализацию имеющихся знаний, изучение нового материала, упражнения для закрепления....