Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о словосочетании, углубить знания по теме.
Тип урока: урок систематизации ЗУН и углубления знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 22.77 КБ |
презентация к уроку | 140.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»
Выполнила учитель МБОУ «СОШ №174» Советского района г.Казани Минзянова Р.Н.
Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о словосочетании, углубить знания по теме.
Тип урока: урок систематизации ЗУН и углубления знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, отличия словосочетания от слова, строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, виды словосочетаний; уметь связывать слова в словосочетания, определять главное и зависимое слова в словосочетании, устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, составлять словосочетания по образцу
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, элементы исследования, индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
1. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний. | Установление контакта с детьми. Приветствие. - На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел науки о языке. Что это за раздел? На доске запись: Синтаксис изучает… Пунктуация изучает… - А как связана с этими разделами культура речи? - На прошлом уроке мы узнали, что на Руси до 15 века писали без знаков препинания и даже без пробелов между словами. Покажите ваши листочки с записями подобного типа. Дома вы должны были на минутку представить себя летописцем. (Обучающиеся должны были записать пословицу, афоризм без пробелов и знаков препинания). - Обменяйтесь с соседом листочками, расшифруйте «древнее» послание. - Сложно ли было читать без пробелов и знаков препинания? | Проявляют готовность работать. Отвечают на вопрос. Два ученика дописывают записи на доске. (Синтаксис изучает словосочетание, предложение, текст. Пунктуация изучает систему знаков препинания, правила их постановки). Отвечают на вопрос. (Правильно построенное высказывание поможет точно выразить свои мысли, чувства…) Записывают пословицы, помогают друг другу при затруднениях. Отвечают на вопрос, делают вывод. | Групповая, индивидуальная, работа в паре | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2. Формулировка темы и постановка цели урока, работа с опорой на изученное | Подводит обучающихся к цели урока, задавая вопросы, используя запись на доске. - Пунктуационные правила мы будем изучать на следующих уроках, а сегодня наш разговор о синтаксисе. - Попытайтесь определить тему урока. Слайд№1 - Как бы вы сформулировали цели нашего урока? - А что вы уже знаете о словосочетании? - Хорошо. Для наглядности отмечу это в этом цветке. Параллельно ответам ребят начинает реализовывать стратегию «кластер», заполняя два «лепестка» (главное слово, зависимое слово). Слайд №2 | Выдвигают гипотезы, формулируют тему урока («Словосочетание»), цели урока (Вспомнить изученное о словосочетании и узнать о нем что-то новое) Отвечают на вопрос (Сочетание слов, в котором одно слово главное, а другое зависимое…) | Групповая | |
3. Осмысление. Работа по теме урока, углубление знаний | - Давайте проведем небольшое исследование и ответим на вопросы: 1. Как, при помощи чего соединяются слова в словосочетании? 2. Какие слова могут соединяться в словосочетание? 3. Каких ошибок нужно избегать при составлении словосочетаний? Формирует группы, помогает при необходимости. Демонстрирует слайды №3,4,5, Заполняет по ходу работы еще два «лепестка» кластера: грамматическая связь (выводы 1 группы), смысловая связь (выводы 2 группы). Демонстрирует слайд №6 – определение словосочетания. Предлагает обучающимся сверить выводы с теорией учебника на с.61. - Совпадают ли сведения учебника с нашими выводами? - Разделим последний пример теоретического материала на два словосочетания. Рядом с примерами обучающихся записывает схемы словосочетаний, объясняет: - В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, все словосочетания делятся на два вида: глагольные и именные. Заполняет последние «лепестки» кластера: именные, глагольные. Демонстрирует слайд №7, объясняет задание: с выделенными словами составить словосочетания, добавив зависимые слова, определить вид словосочетаний. | Объединяются в 3 группы, работают, представляют результаты исследований. 1 группа (Соединить слова в словосочетания нам помогли окончания и предлоги). 2 группа (Слова должны быть связаны по смыслу, обозначать сходные явления действительности). 3 группа (Со словосочетаниями нельзя путать грамматическую основу предложения и слово с предлогом; главное и зависимое слово в словосочетании должны быть выражены самостоятельными частями речи, предлог- только помощник). Работают с теоретическим материалом учебника, отвечают на вопрос. Два ученика на доске записывают словосочетания: помогать другу, своему другу; определяют главное слово, записывая вопрос. Определяют вид словосочетаний. Работают со словами, представленными на слайде, придумывая зависимые слова, конструируют словосочетания, определяют их вид. | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления. Коммуникативные: работают в группе, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Физкультминутка «На машине времени» | Организует совместно с физоргом. | Выполняют упражнения. | ||
Самостоятельная работа | - А сейчас мы с вами мысленно перенесемся на экзамен в 9 класс. Тихо. Все стараются. Вот одна девочка приступила к заданию, которое поразительно напоминает задание нашего упражнения №134. Обращает внимание обучающихся на образец к упражнению, поясняет, предупреждая шибки в замене (главное слово не изменяем, изменяем только зависимое на однокоренное прилагательное или существительное). - К какому виду относятся все эти словосочетания? Задает проблемный вопрос: - Для чего нужно уметь делать такую замену? - Да, как сказал писатель К.Г. Паустовский, «с русским языком можно творить чудеса»! | Включаются в игру, выполняют упражнение на синтаксическую синонимию, заменяя словосочетания сущ.+ сущ. словосочетаниями прил.+сущ. и наоборот. Отвечают на вопрос (именные, главное слово –имя существительное) Пытаются ответить на вопрос ( умение пользоваться разными конструкциями обогащает нашу речь…) | Индивидуальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Обобщение полученных сведений, самооценка | - Что мы узнали по теме урока? - Чтобы объективно оценить свои знания, выполните тест, проверьте и поставьте себе оценку. Объясняет домашнее задание – упр.136 (работа с текстом К.Г.Паустовского), для тех, кто набрал мало баллов, упр.137-устно. | Отвечают, используя записи кластера. Выполняют тест, самопроверку и самооценивание. Воспринимают поставленные задачи. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
Приложения к уроку
Задания группе №1
1. Составьте словосочетания из слов.
2. Какие средства помогли вам соединить слова в словосочетание?
3. Сделайте вывод.
Средства связи слов в словосочетании – это:
а)…
б)…
4. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.
ПРЕДАННОСТЬ, РОДИНА
СТРЕМИТЬСЯ, ЦЕЛЬ
НАСТОЙЧИВОСТЬ, РАБОТА
ЗАБОТА, ТОВАРИЩ
ЗОЛОТОЙ , ОСЕНЬ
ДОЖДЛИВЫЙ, ПОГОДА
ПОСВЯТИТЬ, ТАЙНА
ПИСАТЬ, АККУРАТНО
Задания группе №2
1.Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Можно ли сочетания слов во второй части стихотворения назвать словосочетаниями? Почему?
3. Допишите вывод:
Чтобы соединить слова в словосочетание, нужно…
4. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.
Мама сказала Нине:
-Нина, купи в магазине
Фунт мяса, бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги – вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу.
Наконец очередь Нинки.
Нина твердит без запинки:
-Дайте фунт кваса,
Бутылку мяса,
Спичечный песок,
Сахарный коробок,
Масло и компот.
Деньги – вот.
Ю.Владимиров
Задание группе №3
Из предложения выписали все словосочетания:
Сухие листья тихо падают на землю.
Сухие листья, тихо падают, листья падают, на землю, падают на землю.
- Какие из записей не являются словосочетаниями, почему?
- Какие рекомендации вы дадите одноклассникам, чтобы они не допускали подобных ошибок.
- Закончите предложение:
Словосочетаниями не являются…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словосочетание состоит из двух частей: главная зависимая
Задание группы №1 ПРЕДАННОСТЬ, РОДИНА СТРЕМИТЬСЯ, ЦЕЛЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ, РАБОТА ДОЖДЛИВЫЙ, УТРО ЗОЛОТОЙ , ОСЕНЬ ПОСВЯТИТЬ, ТАЙНА ПИСАТЬ , АККУРАТНО
Задание группы №1 ПРЕДАННОСТЬ РОДИН Е СТРЕМИТЬСЯ К ЦЕЛ И НАСТОЙЧИВОСТЬ В РАБОТ Е ДОЖДЛИВ ОЕ УТРО ЗОЛОТ АЯ ОСЕНЬ ПОСВЯТИТЬ В ТАЙН У ПИСАТЬ АККУРАТНО
Задание группы №2 Мама сказала Нине: - Нина, купи в магазине Фунт мяса , бутылку кваса , Сахарный песок , Спичечный коробок , Масло и компот. Деньги – вот. Народу в лавке масса, Большая очередь в кассу.
Задание группы №2 Наконец очередь Нинки. Нина твердит без запинки: -Дайте фунт кваса , Бутылку мяса , Спичечный песок , Сахарный коробок , Масло и компот. Деньги – вот. Ю.Владимиров
Задание группы №3 Сухие листья тихо падают на землю. Из данного предложения выписали все словосочетания . Найдите ошибки. сухие листья тихо падают на землю листья падают падают на землю
Задание группы №3 Сухие листья тихо падают на землю. Из данного предложения выписали все словосочетания. Найдите ошибки. сухие листья тихо падают на землю листья падают падают на землю
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически .
Виды словосочетаний Именные Своему другу Устный счет Интересное задание Глагольные Помогать другу Сверкать на солнце Стремиться вперед
Как нам дороги слова: МАМА, ДОМ, ОТЕЦ, СЕМЬЯ . Будем мы родную речь ИЗУЧАТЬ, ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ.
ТЕСТ А ) Шагать быстро ; Б ) Серебристая река ; В ) Мокрый от дождя; Г ) Задорно танцевать . 1.В каком словосочетании НЕВЕРНО выделено главное слово:
А) Посетить музей; Б ) Выставочный зал; В ) Недалеко от дома; Г ) Школа открылась. 2.Какое сочетание слов НЕ является словосочетанием:
А ) Играть в снежки; Б ) Подвижные дети; В ) Смотрит далеко; Г ) Гуляешь с друзьями. 3.Укажите именное словосочетание:
А) Горячий чай; Б ) Лежит на лужайке; В ) Игра в волейбол; Г ) Помощь родителям. 4.Укажите глагольное словосочетание :
Ответы: А Г Б Б.
Критерии оценивания теста: Ошибки отсутствуют 1 ошибка 2-3 ошибки 4 ошибки «5» «4» «3» «2»
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...