Урок по теме «Чередование гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Обобщение и систематизация знаний по теме»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шкляр Юлия Александровна

Конспект урока для обобщения и закрепления по теме "Правописание приставок пре-  и при-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_pre-_i_pri-.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Чередование гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Обобщение  и систематизация знаний по теме»

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.


Задачи урока:
 Образовательные: 
1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
3. Повторить морфемный разбор слов;
4. Развить умение формулировать определение понятий;
5. Обогащать словарный запас учащихся;
6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:
1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
2. Развитие внимания;
3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
● развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
● развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
● развивать умение применять новые знания;
● развитие творческих, речевых способностей учащихся;
● формирование логических умений;
● развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
● развитие умения формулировать проблему.

 Воспитательные: 
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2. Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Развитие коммуникативных УУД:
● создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:
1. Уважительное отношение к родному языку;
2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Пополнение словарного запаса;
4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Оборудование:  карточки с дифференцированными заданиями для 3-ёх групп учащихся

Ход урока:

1. Организационный момент    - 1 мин

2. Актуализация опорных знаний с опорой на домашнее задание – 7-10 мин.

 (упр. 204)

Доска поделена на две колонки: ПРЕ- и ПРИ- , учащиеся из каждой группы получают листочки со словами из домашней работы и прикрепляют на доску, объясняя написание.

1 группа претерпевать    прилагать + разбор по составу

2 группа  преинтересный прибрежный + 1 слово с тем же значением приставки

3 группа   прибежать  пригореть + какое значение имеет приставка  в

данном слове

3. Постановка целей и задач урока с опорой на кластер.

  • правильно ПИСАТЬ гласные в приставках,
  • ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ приставки
  • УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ слова с приставками при- и пре-  2 мин.

4. .Орфографический практикум (объясняем написание)  -  10 мин.

1 группа – Спиши слова, подчеркни «лишнее» слово.

А) превозносить, превосходить, принадлежать, превратить

Б) преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь

2 группа –  Выпиши слова с при.

Природа, претворять (мечту), преинтересный, прибавить, презабавно, прикатить, премилый, привязать, прибить, предобрый

3 группа – «Я волшебник» Замени данные словосочетания словами с при-, пре-. Запиши слова в тетрадь.

Смотри образец: очень весёлый - превесёлый

Немного поднял –

Близко от школы –

Чуть – чуть открыл –

Самый добрый –

Слегка дотронуться –

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, карточки, взаимопроверка. Рефлексия.

3. Развитие речи. (задание выполняется на листочках)

1 группа – Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу. Озаглавьте текст. Устно определите тип, стиль речи. Докажите

В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья __________, стоят в снежном плену. Тонкие стволики ___________ к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот ____________ этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей ________________.
А под елкой, __________ ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно__________. Но вот заяц метнулся, побежал, опять __________ и внимательно ___________, куда ему бежать. И только ______________ он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все ____________ в лесу. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

(По М. Пришвину)

2 группа –  Заменить подчёркнутые слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Запишите их в скобках. Озаглавьте текст. Устно  определить тему текста.

В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (_______________), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот наступает (__________________) этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться(_________________________).
А под елкой, накрытый (__________________) ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (_____________________). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (____________________) и внимательно смотрит (_________________________), куда ему бежать. И только встал (___________________________) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (_____________________________) в лесу. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

(По М. Пришвину)

 3 группа –  Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. Озаглавьте текст.

В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья _______________________, стоят в снежном плену. Тонкие стволики ____________________ к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот _________________________ этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей __________________________.
А под елкой спит заяц. Ему страшно, он внимательно__________________________. Но вот заяц метнулся, побежал, опять ______________________ и внимательно ___________________________, куда ему бежать. И только ______________________ он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все ________________________ в лесу. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

(По М. Пришвину)

Слова для справок: присел, пригнулись, приходит, прижались, прислушивается, приподняться, привстал, присматривается, преобразилось

Текст.

Из снежного плена.

              В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться (приподняться).
             А под елкой, накрытый (прикрытый) ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) и внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями (преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

(По М. Пришвину)

  1. Тип речи: описания сочетаются с повествованием о жизни зверей в лесу
  2. Стиль – художественный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме «Чередование гласных в корнях слов».

Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Чередование гласных в корнях слов" (УМК Бабайцевой В.В.) с применением технологической карты обучающегося....

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...

Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.

Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....