Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

В докладе обобщён опыт  обучения учащихся  работе с  учебно- научными  текстами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы с учебно-научным текстом

на уроке русского языка

Русский язык – основа интегрированной работы по формированию учебно-научной речи учащихся.

Учителю современной школы в условиях модернизации образования приходится решать сложную, но очень важную задачу. Ему необходимо подготовить учеников к постижению «стандартов основных образовательных программ»;  кроме того, учить их самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную и информационно-коммуникативную деятельность, в основе которой чаще всего лежит работа с учебно-научным текстом.

Овладение приемами работы с текстом и освоение учебно-научной речи происходит на всех предметных уроках. Но именно на уроках русского языка ученики получают сведения об особенностях учебно-научных текстов, о типах и стилях речи, основных видах информационной переработки текста: плане, конспекте, аннотации, реферате; о природе текста, его коммуникативных функциях, о языковых особенностях научного стиля, о видах учебно-научной речи: правилах, определениях, образцах рассуждений, разного рода классификациях, обобщениях и т.д.

Освоенные на уроках русского языка приемы работы с лингвистическим текстом можно переносить на исторические, биологические и другие тексты.

Практика показывает, что большинство современных школьников испытывают затруднения в понимании прочитанного текста. Поэтому детей нужно учить находить информацию по заданной теме в источниках, созданных в различных знаковых системах (тексте, таблице, графике, диаграмме и др.), они должны уметь отделять основное от второстепенного, критически оценивать достоверность полученной информации и переводить ее из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, схему и наоборот, из аудиовизуального ряда в текст и др.), их надо знакомить с различными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, аналитическим и др.).

Решая эти актуальные задачи, на уроках русского языка уделяю большое внимание освоению различные приёмы работы с учебным текстом и развитию учебно-научной речи.

В своей практике использую приемы «активного чтения».  Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в умениях

выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

выделять (подчеркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Уметь читать в широком значении этого слова- значит «извлечь из мёртвой буквы живой смысл, -говорил К.Д.Ушинский.- Читать это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное.»

Основная цель чтения -понимание текста- как нельзя более значима при разборе учебно- научной статьи. В ходе анализа и переработки текста у ученика формируется опыт общения с учебно- научным материалом, а именно:

-происходит освоение необходимой общенаучной и терминологической         лексики;

-осознаётся необходимость отбора лексики и грамматической структуры в зависимости от коммуникативных целей и содержания высказывания;

-осуществляется контроль за собственной деятельностью.

На уроках русского языка при изучении новой темы прошу детей прочитать  учебно- научный текст  учебника, представляющий собой теоретический материал с примерами, правило, образец рассуждения.

Чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного.   Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, прошу детей представить основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, алгоритма, переформулировать определения, правила (переводить прочитанное на «свои слова»).

         На уроках использую различные приёмы работы с учебно – научным текстом.                     Составление плана текста – традиционный приём, который чаще всего используется при написании сочинений и изложений. Но именно этот приём - один из приёмов познавательной деятельности, способствующий пониманию учебно –научного текста.

На первом этапе, в 5-ом классе, предлагаю обучающимся готовый план, по которому они должны передать содержание учебно - научного текста учебника. Постепенно задача усложняется:  детям даётся уже 2 плана для сравнения, а они должны выбрать более точный вариант и обосновать своё мнение. Например, при изучении темы «Синонимы» даётся задание сравнить планы, выбрать лучший и обосновать его положительные стороны.

План 1

  1. Какие слова называются синонимами?
  2. Что такое синонимический ряд?
  3. Для чего синонимы служат в речи?

План 2

1.Какие слова называются синонимами?  Приведите примеры.

2.Чем различаются слова - синонимы? Приведите примеры.

3.Могут ли различаться синонимы стилистической окраской? Приведите примеры.

4. Для чего синонимы служат в речи?

 Приведите примеры.

Одним из способов работы по готовому плану является пропуск важных пунктов плана, который учащиеся сами формулируют после чтения текста. Например, при изучении текста « Наречие как часть речи» в 7-м классе прошу внимательно прочитать его и план, составленный по тексту. Далее даю задание: подумайте, достаточно ли полно отражено содержание текста, и при необходимости внесите в план изменения. Какой пункт плана  текст не поясняет?

                                              Наречие как часть речи

План.

  1. Что обозначает наречие?
  2. На какие разряды по значению можно разделить наречия?
  3. Какими членами предложения могут быть наречия?
  4. К каким частям речи могут присоединяться наречия?
  5. С какими частями речи наречия могут сочетаться?

В 8-9 классах большинство учащихся составляют план изучаемого параграфа самостоятельно и готовят по нему выступление. Данная работа предусмотрена в упражнениях УМК  Т.Л.Ладыженской.  

Составление схемы, таблицы - вид деятельности, заключающийся в умении устанавливать причинно – следственные, условные связи между понятиями. Формирование этого умения начинается с определения оснований для такой переработки текста. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

- что сравнивается в тексте?

- по каким признакам происходит сравнение?

- в чём проявляется сходство и различие предмета сопоставления?

- в какой форме (схемы, таблицы) удобнее представить сходство и различие  изучаемого материала?

После этого учащиеся совместно с учителем составляют схему (таблицу) и сравнивают её с учебно – научным текстом, при необходимости внося изменения и дополнения.

Обучение формированию умения составлять таблицы и схемы начинаю тоже с 5-го класса и продолжаю на протяжении всего курса изучения русского языка, т.к. это длительный процесс, эффективность которого определяется преемственностью, систематичностью и целенаправленностью.

Способы, формирующие умение создавать таблицы, схемы:

- сопоставление текста и таблицы,

- дополнение таблицы (схемы)  с опорой на текст,

- составление таблицы (схемы)  с опорой на один текст,

- составление таблицы (схемы)  по нескольким текстам,

- обоснование количества и названий столбцов и строк в готовой таблице,

- анализ готовой таблицы (схемы).

Примеры использования приёма составления таблиц.

Изучая в 6 классе тему «Разряды местоимений»,  спрашиваю учеников, можно ли представить теоретический материал о разрядах местоимений в виде таблицы. Затем предлагаю 2 варианта таблиц. Учащиеся должны обосновать свой выбор таблицы.

Таблица 1.

Разряды местоимений

Как изменяется

Таблица 2.

Разряды местоимений

Как изменяется

Примеры

 

 Выбранная таблица заполняется постепенно по мере изучения материала.  На заключительном уроке  по теме прошу создать учебно – научный текст, используя таблицу,  и задаю вопрос «С какой целью вам было предложено представить текст учебника в форме таблицы? »

При изучении в 7 классе темы «Деепричастие как часть речи», анализируя научно – учебный текст учебника, составляем таблицу и даём ей название.

Признаки глагола и наречия в деепричастии

Признаки глагола

Признаки наречия

Морфологические признаки

Вид (совершенный, несовершенный)

Не изменяется (не спрягается, не склоняется)

Синтаксическая роль

Зависимым словом могут быть существительные и местоимения

В предложении является обстоятельством

Когда работа по составлению таблица завершена, прошу, используя материал таблицы,  ответить на вопрос «Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?» и привести примеры.  В качестве домашнего задания сильным ученикам предлагаю сравнить   причастие и деепричастие и составить таблицу.

Понимание особенностей табличного представления научной информации способствует развитию умения «читать таблицу», создавая собственное высказывание на лингвистическую тему.  Так, при изучении тем об образовании действительных и страдательных причастий в 7 классе прошу учащихся проанализировать представленные в учебнике таблицы, ответить на вопросы, сделать выводы и сравнить своё высказывание с текстом учебника.  

Составление алгоритма – приём хорошо зарекомендовавший себя при работе с учебно - научным текстом. При его составлении сначала прошу учащихся внимательно прочитать текст учебника и ответить на вопросы, а затем вместе составляем алгоритм.  Например, при изучении в 8 классе темы «Способы связи слов в словосочетании» предлагаю составить алгоритм рассуждения при определении способа связи слов в словосочетании, для этого прошу ответить на вопросы:

1.С чего надо начинать анализ словосочетания?

2.На что надо обратить внимание при анализе словосочетания?

3.Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при примыкании?

4.Почему один из способов связи называется согласование? Какие части речи могут согласовываться?

5.Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при управлении?

6. Какой способ поможет вам отличить согласование от управления?

Далее вместе с учащимися составляем алгоритм определения способа связи слов в словосочетании.

  1. Определи, какое слово главное в словосочетании, а какое зависимое.
  2. Определи, какой частью речи выражено зависимое слово.
  3. Посмотри, если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределённой формой глагола, то это способ называется примыкание.
  4. Измени главное слово и посмотри, что происходит с зависимым словом. Если и оно изменяется вместе с главным, то это согласование. Если зависимое слово не изменяется, то это управление.

     В процессе работы с учебно – научным текстом учащиеся учатся внимательному и вдумчивому чтению текста, учатся  перерабатывать его, создавать собственные высказывания на лингвистическую тему. Всё это развивает познавательную деятельность у школьников.

В заключение хочется отметить, что сегодня от выпускников школы требуется умение перерабатывать любую информацию. Это относится ко всем школьным предметам. Систематическая работа по совершенствованию этого умения, а также развитие связной речи у учащихся является залогом успешной сдачи Государственной итоговой аттестации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с учебно – научным текстом на уроках русского языка

Слайд 2

Прием «активного чтения» проявляется в умениях -выявлять скрытые вопросы по содержанию текста; -обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них; -выделять (подчеркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Слайд 3

- традиционный приём, который чаще всего используется при написании сочинений и изложений, - один из приёмов познавательной деятельности, способствующий пониманию учебно –научного текста. Составление плана текста

Слайд 4

План 1 Какие слова называются синонимами? Что такое синонимический ряд? Для чего синонимы служат в речи? План 2 1.Какие слова называются синонимами? Приведите примеры. 2.Чем различаются слова - синонимы? Приведите примеры. 3.Могут ли различаться синонимы стилистической окраской? Приведите примеры. 4. Для чего синонимы служат в речи? Приведите примеры.

Слайд 5

Наречие как часть речи План 1.Что обозначает наречие? 2.На какие разряды по значению можно разделить наречия? 3.Какими членами предложения могут быть наречия? 4.К каким частям речи могут присоединяться наречия? 5.С какими частями речи наречия могут сочетаться? Задание Внимательно прочитайте план, составленный по тексту. Подумайте, достаточно ли полно отражено содержание текста, и при необходимости внесите в план изменения. Какой пункт плана текст не поясняет?

Слайд 6

Составление схемы, таблицы вид деятельности, заключающийся в умении устанавливать причинно – следственные, условные связи между понятиями. - Что сравнивается в тексте? - По каким признакам происходит сравнение? - В чём проявляется сходство и различие предмета сопоставления? - В какой форме (схемы, таблицы) удобнее представить сходство и различие изучаемого материала?

Слайд 7

Способы, формирующие умение создавать таблицы, схемы: - сопоставление текста и таблицы, - дополнение таблицы (схемы) с опорой на текст, - составление таблицы (схемы) с опорой на один текст, - составление таблицы (схемы) по нескольким текстам, - обоснование количества и названий столбцов и строк в готовой таблице, - анализ готовой таблицы (схемы).

Слайд 8

Разряды местоимений Как изменяются местоимения Тема «Разряды местоимений» Таблица 1. Разряды местоимений Как изменяются местоимения Примеры Таблица 2 .

Слайд 9

Тема «Деепричастие как часть речи» Признаки глагола и наречия в деепричастии Признаки глагола Признаки наречия Морфологические признаки Вид (совершенный, несовершенный) Не изменяется (не спрягается, не склоняется) Синтаксическая роль Зависимыми словами могут быть существительные и местоимения В предложении является обстоятельством

Слайд 10

Составление алгоритма Тема «Способы связи слов в словосочетании» 1.С чего надо начинать анализ словосочетания? 2.На что надо обратить внимание при анализе словосочетания? 3.Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при примыкании? 4.Почему один из способов связи называется согласование? Какие части речи могут согласовываться? 5.Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при управлении? 6. Какой способ поможет вам отличить согласование от управления?

Слайд 11

Алгоритм определения способа связи слов в словосочетании. Определи, какое слово главное в словосочетании, а какое зависимое. Определи, какой частью речи выражено зависимое слово. Посмотри, если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределённой формой глагола, то это способ называется примыкание. Измени главное слово и посмотри, что происходит с зависимым словом. Если и оно изменяется вместе с главным, то это согласование. Если зависимое слово не изменяется, то это управление.

Слайд 12

В процессе работы с учебно – научным текстом учащиеся учатся внимательному и вдумчивому чтению текста, учатся перерабатывать его, создавать собственные высказывания на лингвистическую тему. Всё это развивает познавательную деятельность у школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.

Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе

Статья о том, как  сформировать УУД на уроках русского языка. Приводятся примеры различных современных  педагогических технологий....

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене

Презентация с примерами  форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий....

Активные приёмы работы, способствующие повышению мотивации, при обучении русскому языку в средней школе.

В данной работе предложены приемы, способствующие повышению мотивации при обучении русскому языку в средней школе....

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...