Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по русскому языку"Путешествие в страну Лингвистику"проводится в форме игры по станциям. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом. Учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с русским языком, правилами и нормами русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_lingvistiku.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»

(сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку)

Автор: Путинцева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №3 г.Салехард

 Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям.

Аудитория: учащиеся 5 -е классы

Задачи:

  • расширить знания учащихся о русском языке;
  • формировать культуру речевого общения,
  • способствовать повышению грамотности учащихся;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
  • воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Подготовительная работа:

  • формирование команд учащихся;
  • подбор вопросов для игры, составление карточек с вопросами и заданиями для учащихся, оформление станций;
  • подготовка вступительного слова для игры .

Оборудование: карточки-задания для учащихся, маршрутные листы, почётные грамоты .

Описание игры. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом. На станциях учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с русским языком, правилами и нормами русского языка. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах). Состав команд – 8 человек, количество команд – 8 (по количеству станций. Время выполнения заданий на каждой станции – 15 минуты. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.

1.Станция «Лексическая»

Всего-21 балл +

1.Отгадайте шарады.   (За каждый ответ-1б)-6 баллов

 1.Какое животное ходит во фраке?     (Рак - фрак)

 2.В состав какого молочного продукта входит коровий рог(Творог)

 3.Какой овощ всегда с собою носит черепаха(Репу - черепаха)

 4. Какое животное жить не может без уроковурок)

     5.С каким знаком препинания неразлучны все ласточки(С точкой - ласточка)

     6.Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? лева)

2.Вспомните как можно больше пословиц со словом «семь». (За каждый верный ответ-1б)

(Семь бед- один ответ. Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глазу…)

3. Замени прилагательные в слове подходящим по смыслу синонимом. (15 баллов)

Высокий человек, высокий дом ,высокий урожай ,высокий голос , высокая культура , высокий стиль, высокие гости .

Свежий воздух , свежий ветер , свежий хлеб , свежий огурец , свежие листья , свежая рубашка , свежая мысль , свежее лицо .

Высокий человек (рослый)

, высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные).

Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).

2.Станция «Фразеологическая»

Всего баллов—20+

1. «Укажите значение фразеологизма»  ( за верный ответ -1 б)

1).Укажите значение фразеологизма «задирать нос» ( Зазнаваться.)

2). «Глазом не моргнуть».   (Не задуматься.)

3). «Отбиться от рук». ( Не слушаться.) Замени фразеологизмом.

2. Замени  фразеологическими оборотами—10б.

1.Метко – не в бровь, а в глаз;

2. неожиданно – как снег на голову;

3. тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи;

4.опытный – стреляный воробей;

5.мокрый – ни одной сухой нитки;

6. молчать – держать язык за зубами;

7.хвалить – возносить до небес;

8.обманывать – водить вокруг пальца;

9.бить – намять бока;

10.исчезать – рассеивать как дым.

3.Подбери синонимы.—за каждый ответ-1 б.

К фразеологизмам, подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал – (с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз – два и обчелся.)

Во всю прыть – (что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз – два и готово, не спеешь моргнуть.)

В тот же миг – (сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.)

Видимо – невидимо – (тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди. Как собак нерезаных, конца – краю нет.)

2.Собери фразеологические выражения—7б.

Все слова даны на отдельных карточках. ( за верный ответ -1 б)

 

1.Съесть пуд соли

2.Как снег на голову

3.Бросать слова на ветер

4.Ни рыба, ни мясо

5.Делать их мухи слона

6.У чёрта на куличках

7.Волк в овечьей шкуре

 

3.Станция «Дорисуй пословицу»

Всего 30 баллов (по 5 баллов)

            Задание: вставь рисунок в пословицу.

1.Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

2.Когда ... на горе свистнет. (Рак.)

3.... рубят – щепки летят. (Лес.)

4.Не ..., так и не мычи. (Корова.)

5.Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

6.Большому ... – большое плавание(кораблю)

4.Станция «Морфемика»

1.Выделите морфемы в словах

Перегрузка, надстройка, обход, подснежник, придорожный, сближение, быстро, справа, подогнать.

2. Назвать слово, в котором окончание имеет три буквы Е.(длинношеее) 

3. Назовите слова, в которых пишутся подряд три буквы Е.(длинношеее, змееед) 

2.Вопросы – шутки

1) Как большой дом превратить в маленький?

2) Какую часть слова можно найти в земле?

5.Станция «Морфологическая»--24 балла

  1. Образовать форму род. падежа множ. числа

Стол

Носки

Чулки

Груши

Яблоки

Полотенца

Помидоры

Апельсины

Макароны

Договор

  1. Одушевленные или неодушевленные? Докажите

Кукла

Мертвец

Народ

Толпа

Стая

Покойник

Туз

-Выпишите из задания словосочетание, где нет ошибок  в образовании форм слов.

1. Более нужнее, обои брата, испеки пироги.

2. Белый тюль, большой мозоль, ихний брат.

3. Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.

4. Нет местов, согласно приказа, трое детей.

5. Более моложе, тонна помидоров, килограмм Яблоков.

6. Кладите на место, обоих книг, десять грамм.

7. Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.

Ответы:

1. Более нужнее, обои брата, испеки пироги.

2. Белый тюль, большой мозоль, ихний брат.

3. Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.

4. Нет местов, согласно приказа, трое детей.

5. Более моложе, тонна помидоров, килограмм Яблоков.

6. Кладите на место, обоих книг, десять грамм.

7. Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.

-Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения?

6.Станция «Словообразовательная»

-Ребята, выполните задание: подберите однокоренные слова к слову «дать».

Ответ: выдать, подать, поддать, задать, сдать, передать, обдать.

-Какой способ образования слов?

7.Станция «Орфографическая»

- Вставьте пропущенные буквы.

Ав..кадо, алг..ритм, б..калавр, гл..диатор, д..ндрарий, к..н..патый, м..ринист, прокл..мация, в..н..грет, г..рельеф, заб..тонировать, к..л..нча, к..рогаз, к..мп..новать, люм..н..сценция, ф..соль, б..кл..жан, г..рпун, гр..м..здить.

Ответы: Авокадо, алгоритм, бакалавр, гладиатор, дендрарий, конопатый, маринист, прокламация, винегрет, горельеф, забетонировать, каланча, керогаз, компоновать, люминесценция, фасоль, баклажан, гарпун, громоздить.

8.Станция « Фантазёры»»

Составь рассказ из глаголов

«Как я встретился с инопланетянами»

«Как я нашел клад»

«Как я охотился на льва»

9.Станция «Пунктуация»

А) Жизнь интересна везде в пустыне и в тундре и в тайге и в горах.

Б) Я всегда удивлялся как изменяет и украшает природу снег.

В) Лес наше спасение от засух и суховеев.

10.Станция  «Фонетическая»

Всего-16 баллов

1.Найдите способ прочитать написанное: -3балла
к й г а и 
ы и о н б 
з ч м е ю 
я у ш т л 
(Любите наш могучий язык. Нужно читать начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.) 
2.Найдите способ прочитать написанное: -
3 балла
QWУN ЧLИZ ТJЬZHС VЯ – ВNIСDЕ4Г VДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWС QЯ. 
( Учиться- всегда пригодится. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.) 

 2.Игра «10 ос-10 баллов

Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - - 
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка

11. Станция  «Синтаксическая»--9б.+?

- Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложения.

1. Вот взошла луна златая. (А.Пушкин)

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)

3. Весь мир- теарт, и люди в нём – актёры. (В.Шекспир)

4.Пусть заболею, даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А.Линдгрен).

5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица)

6. А не посидеть ли нам за чаем? (А.Чехов)

- Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями

1. лес тёмный;                                                         4. пошли в лес;

2. лес потемнел;                                                      5. сразу пошли;

3. тёмный лес;                                                         6. решили и пошли.

12.Станция «Собирай-ка»-1 балл за каждое слово

Составить слова из слова ГРАММАТИКА

Подведение итогов по маршрутным листам

Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране невыученных уроков"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 - 6 классов. В разработке представлены занимательные и творческие задания для учащихся....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «В стране невыученных уроков».

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-х классов с целью закрепления учебного материала по темам: "Правописание бузударных гласных", "Правописание парных согласных"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Фразеологии"

Внеклассное мероприятие содержит в себе презентацию, музыкальное сопровождение и разработку ....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку«В стране русского языка»...