Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кобелева Татьяна Альбертовна

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Лингвистику

Форма проведения:  внеклассное мероприятие по русскому языку. 

Участники: 5-классники, организованные в команды; у каждой команды — название, эмблема, элементы костюмов.

Оформление:

  1. Большая карта страны Лингвистики с отмеченным маршрутом путешествия: край Орфографии — остров Словообразования — долина Лексики — Фонетико-орфоэпический залив — город Фразеологизмов — бухта Синтаксиса и Пунктуации
  2. Капитанский мостик со штурвалом.
  3. Презентация.

Ход путешествия

Капитан. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Лингвистику. Мы поплывём туда на корабле «Находчивый». В пути нас будут ждать испытания, но я уверена, что мы с ними справимся.

Капитан. Внимание! Внимание! Корабль отправляется. Юнга, доложите о готовности к отплытию.

Юнга. На палубе всё готово. Команды в сборе.

Капитан. Команда "Многоточие" готова?

Ребята. Готова!

Юнга. Команда "Знатоки" готова?

Ребята. Готова!

Капитан. Команда "Умники и умницы" готова?

Ребята. Готова!

Капитан. Тогда в путь! Поднять якорь! А в дорогу с собой мы возьмём весёлую песню.

(Песня на мелодию "Если нравится тебе, то делай так").

Чтобы умными и грамотными стать,
Надо много книг огромных прочитать.
Надо только не лениться,
Надо к знаниям стремиться,
Чтобы умными и грамотными стать!

Юнга. Капитан, а страна Лингвистика большая?

Капитан. Очень большая! Расскажу тебе по секрету, что едем мы туда за кладом. Карта есть, дорогу мы знаем.

Юнга. А что за клад?

Капитан. А вот что за клад, не знаем. Знаем только, что очень ценный. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!

Юнга. Прямо по борту какой-то неопознанный объект!

(Появляется семиклассник, исполняющий роль представителя таможни).

Представитель таможни. Таможня! Предъявите документы!

Капитан. Вот карта.

Представитель таможни. Карта — это не документ!

Юнга. А у нас больше ничего нет!

Капитан. А что за документы-то нужны?

Представитель таможни. Либо свидетельство, что с начальным курсом Лингвистики знакомы, либо, раз вы плывёте на корабле «Находчивый», вы должны ответить на мои вопросы и доказать, что вы находчивые и сообразительные.

Капитан. Юнга, свидетельство у нас есть?

Юнга. Нет!

Капитан. Тогда нам придётся ответить на вопросы. Ну как, ребята, докажем представителю таможни, что мы находчивые  и сообразительные?

Дети. Да!

Представитель таможни задаёт вопросы попеременно каждой группе (за правильный ответ – кораблик):

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (
Тень)
3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (
Яма)


1. Кто говорит на всех языках? (
Эхо)
2. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (
В феврале)                                                  

 3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо? (сделать мягким конечный согласный).

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)                                                             2. Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)                                                                                3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

Представитель таможни. Теперь вижу, что к путешествию вы готовы. Таможня даёт добро.

Капитан. Право, руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!

(Песня).

Чтобы умными и грамотными стать,
Надо много книг огромных прочитать.
Надо только не лениться,
Надо к знаниям стремиться,
Чтобы умными и грамотными стать!

Капитан. Юнга, доложите обстановку.

Юнга. Прямо по курсу — край Орфографии.

Капитан. Стоп, машина!

Край Орфографии

Юнга.

Возникла на пути преграда.
Чтоб проехать дальше, надо
Слова нам верно написать,
Не на "4", а на "5".

Капитан. Я приглашаю представителя от каждой команды для выполнения задания.

(От каждой команды приглашаются по одному представителю).

Задание — на доске они должны записать слова, являющиеся отгадками к предложенным загадкам. Загадки на слайде.

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).

Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом … (аккуратный).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (
хоккей).

Капитан.

Друзья, пора нам в дальний путь!
Про карту, юнга, не забудь!

(Песня).

Чтобы умными и грамотными стать,
Надо много книг огромных прочитать.
Надо только не лениться,
Надо к знаниям стремиться,
Чтобы умными и грамотными стать!

Капитан. Что видно на горизонте, юнга?

Юнга. Прямо по курсу остров Словообразования!

Капитан. Стоп, машина!

Остров Словообразования

Задание 1. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Время пошло.

Пословицы:

  • Слово не воробей: вы летит - не поймаешь.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • По одёжке встречают, а по уму провожают.
  •  Грамоте учиться - всегда пригодится.
  • Что посеешь - то и пожнёшь.

 (Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны) Кораблики.

Задание 2 — за три минуты составить как можно больше слов, используя буквы, из которых состоит слово "лингвистика".

(Выполнение задания). Проверка,  кораблики

Капитан. Молодцы, ребята. Я и не знала, что у меня такой умный экипаж. Пора немного отдохнуть, затем продолжим трудный путь. К нам  в гости заглянули моряки с проплывающего мимо корабля.

Танец, песня.

Капитан. Спасибо. Продолжаем наше путешествие.

Юнга. Прямо по курсу долина Лексики! Капитан, на берегу кто-то отчаянно размахивает руками! Кажется, это сама госпожа Лексика!

Капитан. Должно быть, что-то случилось. Юнга, помогите госпоже Лексике подняться на борт.

(Вбегает Лексика).

Лексика. Помогите! Помогите! Я — Лексика, на мою долину напали пираты, перепутали все антонимы и синонимы, а слова не узнают своих прямых и переносных значений.

Капитан. Успокойся, Лексика, мы тебе поможем!

Лексика. Я и сама забыла ответы на все свои вопросы.

Юнга. Лексика, ты не сомневайся в нашем экипаже. Ребята всё знают. Поможем, ребята, Лексике?

Ребята. Поможем!

Лексика.  Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

1. Золотой медальон – золотое слово;

Хвост кометы– хвост лисицы;

Ручей говорит – человек говорит.

2. Рёв водопада – рёв медведя;

Холодное молоко – холодный взгляд;

Годы прошли – воины прошли.

3. Гибкость ума – гибкость ветки;

Строить планы – строить мост;

Серебряный месяц – серебряная посуда.

Лексика . Молодцы, ребята! А теперь я приглашаю специалистов по синонимам. (ребята подходят к Лексике)

Задание — придумать как можно больше синонимов к слову, записанному на листочке. 

(1. Беспокоиться, волноваться, тревожиться, переживать, нервничать.  2. Блестеть, сверкать, искриться, сиять, светиться, лучиться.  Прекрасно, великолепно, замечательно, чудесно, восхитительно)

А пока ребята работают, остальные помогут мне разобраться с антонимами. Я читаю стихотворение-загадку каждой команде, а вы в рифму должны найти отгадку.

Задание  — отгадать загадки.

1. Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (
зима).

2. Я антоним к слову зной,
Я в лесу, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (
прохлада).

3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Да и в школе я нужна.
Называюсь … (
тишина).

Лексика. Ой, какие вы, ребята, молодцы. Проверяем задание у специалистов по синонимам. (Ребята читают синонимы) Прекрасно, великолепно, восхитительно! Спасибо. Вы настоящие знатоки русского языка!

Капитан. До свиданья, Лексика. Нам пора продолжить путешествие по стране Лингвистике.

(Песня).

Чтобы умными и грамотными стать,
Надо много книг огромных прочитать.
Надо только не лениться,
Надо к знаниям стремиться,
Чтобы умными и грамотными стать!

Юнга. Капитан, мы прибываем к Фонетико-орфоэпическому заливу.

Капитан. Стоп, машина!

Фонетико-орфоэпический залив

Задание 1. Разгадайте слова, сравните их. Какими звуками и буквами они различаются?

1. С буквой С я не вкусна,

  Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

 Я съем и платье, и пальто.

2. С К я в школе на стене,

  Горы, реки есть на мне.

 С П – от вас не утаю –

  Тоже в классе я стою.

3. Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слёз довести, и убить.

Следующие загадки на быстроту и сообразительность – для всего экипажа. (не по командам)

Задание 2. Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ?

Задание 3. Сколько звуков [ ц] в  предложении?

Два цветочка в цветнике разрастаются, листочками переплетаются, солнышку улыбаются.

Задание 4. Сколько слов здесь записано? Просчитайте их правильно. Объясните, чем они отличаются в значении.

Мука, замок, атлас, хлопок, пропасть.

Капитан. Молодцы, ребята, вы снова справились со всеми заданиями, Пора продолжать наше путешествие.

Вбегают пираты.

Пираты. Ваше путешествие закончилось. Мы берём вас в плен.

Капитан. Уж не те ли вы самые пираты, которые устроили беспорядок в долине Лексики?

 Пираты. Те самые, те самые. Живо отдавайте ваши сокровища.

Капитан. Сокровище у нас одно – наши знания, они нас не раз выручали.

Пираты. Посмотрим, как они вас выручат на этот раз. Если распутаете наш морской узел, отпустим вас, а не распутаете – останетесь в плену.

Капитан.  Ребята, попробуем справиться с новой задачей?

(команда – одна цифра)

  1. ДЛАЯЙТЕКАЛ.

(Прогони собаку, не тревожа птицу: дятел, лайка)

2.  ГКАРВОЗАДИСЬКА

(Где цветок, где рыба, отгадать попробуй: гвоздика, карась)

3.  СММАСОРОЛЕДИННОКА

(Гриб клади в корзину, ягоду в лукошко: маслёнок, смородина)

Пираты. Смотри-ка, и впрямь «развязали» морские узлы. Так и быть, отпускаем вас на все четыре стороны. (уходят)

Капитан. Продолжаем путешествие. Юнга, хватит клевать носом, а то свалятся опять пираты как снег на голову, потом будешь локти кусать. Суши вёсла!

Юнга. Что-то голова идёт кругом…

Капитан. Руку даю на отсечение — мы прибыли в город Фразеологизмов!

Город Фразеологизмов

Задание 1. отгадать фразеологизмы по картинкам.

Задание 2. О чем так говорят?

1.  Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2.  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться, ее просит рваная обувь, она в голове у путаников.
5. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, ею нельзя разлить неразлучных друзей, в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
6. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Задание 3  — каждая команда получает по два фразеологизма, которые должна показать, не называя, чтобы другие команды догадались.

Вешать лапшу на уши.
Работать спустя рукава.
Высунув язык.
Водить за нос.
Зуб на зуб не попадает.
Дать голову на отсечение.
Собаку съел.
Заблудиться в трёх соснах.

Капитан. Последняя точка на нашем пути —

Мы в Синтаксис-бухту должны войти.

Бухта Синтаксиса и Пунктуации

Появляется Запятая.

Капитан. А вы кто такая?

Запятая. Я – запятая, весёлая, озорная, гуляю в тетрадках, у лентяев -  навожу беспорядки. Кто моего места не знает, тот слёзы проливает. Над двойками. 

Капитан. В моей команде лентяев нет. Наоборот, все ребята -  умные, старательные, сообразительные и внимательные.

Запятая. Тогда даю задание расставить знаки препинания, предупреждаю без преувеличения - нужно вдуматься  в смысл стихотворения.

Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины,
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка,
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона,
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна,
Кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из мяса,
Котлеты стряпают из сажи,
Там ваксу делают из пряжи,
Прядут там нитки из сукна,
Костюмы шьют Из толокна..

Запятая. Видите, ребята, как могут интонация, паузы и знаки препинания поставить смысл написанного буквально «с головы на ноги». Желаю вам всегда быть на высоте. До встречи в диктанте.

Юнга. Капитан, капитан, по карте видно, что наше путешествие подходит к концу. Именно здесь на карте отмечен клад.

Капитан. Сыщики экипажа, предлагаю отправиться на поиски клада.

(Игра "Холодно — горячо").

Капитан. Посмотрим-посмотрим, что это за клад.

Юнга. Письмо какое-то.

(Читают).                                Дорогие пятиклассники!

Вам в руки попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад — русский язык. Он приведёт вас к новым открытиям безбрежных знаний, он поможет вам в безвыходных ситуациях, он ваш друг, наставник, советчик. Учите русский язык, любите русский язык — и он ответит вам тем же.

Королева Лингвистики

Приказ по стране Лингвистике

Учащихся 5Б класса за особые успехи в изучении русского языка признать начинающими знатоками русского языка и вручить им почётные грамоты.

(Награждение).

Юнга. Капитан, неужели наше путешествие закончилось?

Капитан. Путешествие в Лингвистику у нашего экипажа только началось, ведь…

(Песня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране невыученных уроков"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 - 6 классов. В разработке представлены занимательные и творческие задания для учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"

Внеклассное мероприятие по русскому языку"Путешествие в страну Лингвистику"проводится в форме игры по станциям. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом. Учащиеся в...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «В стране невыученных уроков».

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-х классов с целью закрепления учебного материала по темам: "Правописание бузударных гласных", "Правописание парных согласных"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Фразеологии"

Внеклассное мероприятие содержит в себе презентацию, музыкальное сопровождение и разработку ....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку«В стране русского языка»...