Методическая разработка "Береза-символ России" внеклассное занятие
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Зарочинцева Людмила Валентиновна

Разработка "Береза-символ России" может использоваться на внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Внеклассное занятие

«Береза – символ Родины моей»

Цели урока:

Образовательные: расширение кругозора обучающихся, формирование познавательного интереса, работа над развитием речи,  обогащение словарного запаса обучающихся;

Воспитательные: воспитание любви и уважения к Родине, к родной природе, привитие бережного отношения к ней (экологическое воспитание);

Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления воспитанников, их коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы: презентация учителя о березе, тексты стихов о березе, использование записи «Во поле береза стояла», вальса «Березка», листы бумаги, фломастеры, открытки с изображением весенней, летней, осенней и зимней берез.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Ведущий: У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево - сакура, символ Канады - клен. В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

Россия – край  белоствольных берез и бескрайних полей.

Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочкам, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря «Мир вам, люди добрые!».

Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в одной из них к березке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку. Русский композитор М.И. Глинка, когда возвращался на Родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой березке, символу своей Родины.

Ученик 1:  Березы – главное дерево наших предков. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья. В древней Руси Новый год отмечали в марте. Этот праздник был связан с берёзой. С березой крестьяне - земледельцы связывали немало примет, обычаев.

Ученик 2:  Береза приносила и приносит людям огромную пользу. В давние времена русский народ на бересте осваивал грамоту. Наши предки делали из бересты обувь, посуду, украшения, берёзовой лучиной освящали жилище. В наше время народные умельцы делают из бересты различные красивые изделия. Плотная березовая древесина используется для изготовления мебели, лыж, дегтя. Почки, листья березы, березовый сок, гриб чага, деготь являются лекарственными и используются в медицине.

Ученик 3: Береза - самое любимое дерево русского народа. Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как береза. Березе посвящено много песен, стихов, картин, пословиц, поговорок, сказок. В березе есть русская душа.

Чтение стихотворений о березе

С.Есенин «Белая береза».

Ведущий: Ни одно дерево не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений.

Выходят 3 чтеца.

  1. Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

  1. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

  1. На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорая березка –

Символ Родины моей.

Ведущий: Все знают, как выглядит березка? Тогда сейчас мы проведен конкурс «Собери открытку».

На сцену приглашают 4 участников. (Из разрезанных частей они должны составить открытку и приклеить на лист ватмана изображение весенней, летней, осенней, зимней березы).

В это время проводится физкультминутка с залом. (Под музыку Чайковского).

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

Подведение итогов конкурса.

На сцену выходят 2 учащихся.

Ученик 1:  Хороша ты любою порою

        И недаром, всем сердцем любя,

        Богатырского леса красою

        Называли повсюду тебя.

Ученик 2:  И недаром тебе лишь вручали

        Все невесты Отчизны моей

        И девичьи мечты, и печали,

                        Словно старшей подруге своей.

Исполняется танец – хоровод «Во поле береза стояла».

Ведущий:  Удивительная судьба русской березы. В мирное время она радость, подруга, с войну – воин.  Ребята,  а когда береза стала символом непобедимой России?

Зал отвечает, что в годы Великой Отечественной войны.

Чтение стихотворения М. Селезнева

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали 
Ветки от их взрывов и огня... 
Возле тех березок подобрали 
Чуть живым товарищи меня. 
С той поры с любовью о березках 
«Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил, 
Ты бы тяжких ран не перенес, 
Если б мы тебя не напоили 
Светлыми слезинками берез».

Исполнение песни «Отчего так в России березы шумят».

Ведущий: И где бы не росла русская березка, везде она на радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица, русского леса. И будет стоять вечно.

Ученик:         И не найти ее красивей,

                        На радость нам она цветет.

                        В ней образ матери – России

                        Неувядаемой живет.

Группа учащихся вместе с залом исполняют песню «Березовый сок»  (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).

Ведущий: Спасибо большое всем участникам и зрителям. На этом наше мероприятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром.

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром....

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...