Реализация Концепции русского языка
статья по русскому языку на тему

Ларионова Ирина Валерьевна

9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы, которая с лета прошлого года разрабатывалась специальной комиссией под руководством Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина. Несомненное достоинство Концепции – ее краткость и внятность. Она очерчивает основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает пути выхода из них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_1_1.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы, которая с лета прошлого года разрабатывалась специальной комиссией под руководством Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина. Несомненное достоинство Концепции – ее краткость и внятность. Она очерчивает основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает пути выхода из них. Причем делает это обобщенно, не подменяя собой действующие конкретные документы, такие, как ФГОС, Примерные программы по предметам, кодификатор ЕГЭ. Задавая необходимые векторы и константы преподавания русского языка и литературы, Концепция предоставляет поле для разумной вариативности, необходимой в гуманитарных дисциплинах. Концепция обращена не только к специалистам, написана понятно, без наукообразной терминологии. В рамках работы по реализации концепции преподавания русского языка и литературы, Рособрнадзор начал исследование компетенций учителей русского языка и литературы по всей России. Результаты исследования будут обработаны и представлены в Минобрнауки в июле 2016 года, и на их основе также будут приниматься решения для повышения качества преподавания этих предметов. В исследовании принимают участие около 15 тысяч учителей из примерно двух тысяч школ более чем 50 регионов России. Особую радость вызывает осознание разработчиками данной Концепции необходимости увеличения количества часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы в учебном плане как одно из основных условий решения актуальных проблем школьного филологического образования. В Концепции обозначены также основополагающие подходы к преподаванию предмета «Русский язык» в школе и к определению его содержания, которые обновлены с учётом достижений лингвистики последних десятилетий. На основе целей и задач обучения русскому языку, критериев отбора дидактических единиц сформулировано основное содержание предмета «Русский язык» на уровнях основного и среднего общего образования.

 В Концепции содержится развернутое определение литературы как учебного предмета, говорится о её связи с другими областями знаний, о значимости изучения литературы в школе в силу ее исключительного влияния на формирование личности школьников. В этом видится важное напоминание о необходимости сохранения предмета «Литература» в числе обязательных предметов общего образования. Цели и задачи изучения литературы в школе сформулированы четко, конкретно и возражений не вызывают. Можно согласиться с критериями отбора литературных произведений, хотя некоторые из них не применимы к произведениям новейшей литературы, что можно было бы оговорить специально.

        В данной Концепции предусмотрена большая доля свободы для учителя, могущего выбирать порядок освоения литературных произведений по классам, учтен уровень изучения (базовый, углубленный).    

В нашей школе осуществляется следующая  работа по реализации Концепции русского языка. В октябре 2015г.  проведён школьный этап Всероссийского сочинения. Шостак Анастасия, ученица 10-го класса, Гришкова Александра, ученица 7 «а»   класса являются обладателями диплома 1- й степени Вссероссийского   конкурса « Золотое перо – 2015». Мы приняли активное участие в Международном проекте национальной образовательной программы « Интеллектуально творческий потенциал России». 2 команды учащихся 10-гокласса являются обладателями диплома победителя и призёра  Межрегионального конкурса филологических команд « Знатоки русского языка». Устинова А. награждена Почётной грамотой института филологии и журналистики   пятого юбилейного конкурса для творчески одаренных старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «Власть слова», который в этом году был посвящен 80-летию Саратовской губернии. На протяжении 3-х мы проводим Гуманитарные чтения, которым с марта 2015г. присвоен статус зональных. Организаторами мероприятия выступили Институт юстиции ФГБОУ ВПО «СГЮА» и МОУ «СОШ №13» г. Пугачева при поддержке управления образования администрации Пугачевского муниципального района.  Мероприятие   вызывает широкий резонанс среди учеников, их родителей и педагогов. Подтверждением тому стало большое количество конкурсных работ, представленных в нескольких направлениях исследований, одно из которых « Русский язык и литературное творчество».

С целью обмена опытом организации методической  работы мы заключили сотрудничество с Международным электронным журналом « Пытливые умы», на страницах которого опубликованы исследовательские и творческие работы филологической направленности  учеников  нашей школы. Отрадно, что Саратовскую область в этом проекте представляет именно г.Пугачёв. Роль филологического образования в становлении личности человека на современном этапе развития общества трудно переоценить. поэтому хочется верить в то, что реализация Концепции позволит развернуть филологическое образование от сервисно-рыночной модели к нравственности и духовности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...