«Сочинение-рассуждение 15.3 (по материалам ОГЭ)»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Светлищева Татьяна Владимировна

В конспекте  представлена поэтапная работа над сочинением-рассуждением, связанным с толкование слова "добро".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:________________

Класс: IV (II), 8 класс

Тема: «Сочинение-рассуждение (по материалам ОГЭ).»

 Цель:  учить грамотному построению текстов-рассуждений.

Задачи:   1. Познавательные: повторить группы приставок; проанализировать типичные ошибки в тестировании в формате ОГЭ и сочинениях из д\з.

                 2. Практические: обучить точному построению сочинения-рассуждения

                 3. Развивающие: работать над речью учащихся, развивать мышление, память.

                 4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда

Оборудование: распечатка с памяткой.

Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Сообщение темы урока.
  3. Актуализация ранее изученного.

- Назовите три группы приставок. Чем регулируется их написание?

  • Орф. работа.

надбавить                        безнаказанный                        принести

сжечь                                бесконечный                                приколоть

сделать                        избежать                                пристанционный

подшутить                        бесстрашный                                пришкольный

подойти                        бессонный                                присесть

                                                                        престарый

                                                                        премилостивый

                                                                        прервать

                                                                        преследовать

  • Тестирование «Правописание приставок».

Вопрос 1. В каком слове приставка означает "неполноту действия"?

A

присутствовать

B

принести

C

прибрежный

D

приоткрыть

Вопрос 2

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука? 

A

беззаветно

B

впал

C

отзвук

D

свалялся

Вопрос 3

В каком слове приставка является неизменяемой (постоянной)?

A

отдал

B

бездельник

C

взвесил

D

преемник

Вопрос 4

В каком слове приставка близка приставке "пере-"?

A

преглубокий

B

пресечь

C

прекрасный

D

предлинный

Вопрос 5

В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

A

отбросил

B

распилил

C

предпочитать

D

надкусил

Вопрос 6

В каком слове приставка означает "приближение"?

A

приделать

B

пригородный

C

пришить

D

приехать

Вопрос 7

В каком слове приставка означает "близость к чему-либо"?

A

присесть

B

приволочь

C

приморский

D

приползти

Вопрос 8

В каком слове приставка близка по значению к слову "очень"?

A

преступник

B

пребывать

C

престарый

D

презренный

Вопрос 9

В каком слове приставка означает "присоединение"?

A

привязать

B

прибежать

C

пришкольный

D

приоткрыть

Вопрос 10

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»

A

несговорчивый

B

сбор

C

здесь

D

разбить

Вопрос 11. В каком слове правописание приставки зависит от её значения?

A

отдал

B

бездельник

C

привилегия

D

приехать

  1. Работа по теме урока.
  • Анализ текста, на материале которого пишется рассуждение.

- Какова тема этого текста?  

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

- В каком варианте задания № 3 есть метафора? Докажите.

- Почему собака постоянно приходила на берег моря?

- Почему Коста её подкармливал?

- Как вы понимаете смысл финала текста: «Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...».

  • Составление плана к сочинению-рассуждению.

Конечно, оценивая поступок Косты, мы должны сказать, что он делает доброе дело, ухаживая за собакой, потерявшей хозяина.

Сегодня мы опять поговорим о таком важном понятии как «добро».

- Прочитайте задание 15. 3.

- Что значит дать определение слову?

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДОБРО.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (из толкового словаря)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (С. И. Ожегов).

Добро - положительное начало в нравственности, противоположность  злу (С. Н. Ушаков).

- Как ещё можно дать толкование слову, не имея под рукой толкового словаря? (подбирая синонимы)

Добро – всё положительное, всё полезное, благость, благодеяние, полезное дело, услуга, пожертвование.

- подберите антонимы к слову.

Добро – зло, жестокость, худо, скверный поступок, дурной поступок.

В этой же части сочинения мы пишем комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

- Какая структурная часть является второй? Назовите требование, предъявляемое в задании к этой части.

- Чем сочинение завершается?

  • Анализ памятки  к написанию текста-рассуждения.

       

План сочинения

Речевые клише

Пример написания

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)

Комментарий к тезису 

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). К-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Добро – это…

Что такое добро? Я думаю, что это … .

Добро… Что мы понимаем под этим словом? Мне кажется, что … .

Ваше мнение по поводу описываемого понятия.

Добро – это благодеяние, то полезное и хорошее, что может совершить человек по отношению к окружающим. Добрый поступок, на мой взгляд, должен исходить от чистого сердца и быть бескорыстным. Он обязательно принесёт пользу своему адресату. Докажу свою точку зрения.

 

 Аргументы - примеры.

1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й – из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту (автор). В предложении № … говорится о … .

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению № … текста. В нем…  

Доказательством также служит история из моей жизни.

Доказательством также служит пример из … .

Обратимся к тексту Ю. Яковлева.  В нем говорится о мальчике, ухаживавшем за собакой, потерявшей своего хозяина. Коста подкармливал своего четвероногого друга, сделал ему дом из старой лодки и гулял с ним (предложения № 11, 22-23, 44). Мальчик понимал, что собака никогда не перестанет ждать своего хозяина (предложение № 48 – 49) и хотел помочь ей в её «вечном ожидании». Коста – по-настоящему доброй души человек, понимающий значение своего поступка и желающий помочь попавшему в беду другу, которым в данном случае является собака.

Ещё одним доказательством могут послужить события из жизни А. С. Пушкина. Когда поэту грозила ссылка в Сибирь за то, что он «наводнил Россию возмутительными стихами», его друзья добились, чтобы А. С. отправили на юг России. Опального поэта всё время поддерживали лицейские товарищи: вопреки запрету, И. И. Пущин посетил его в Михайловском, где поэт находился под надзором родного отца; друзья-декабристы намеренно не посвящали его в свои тайны, оберегали от царского гнева. Как здорово, что в жизни А. С. были добрые, верные друзья, готовые прийти на помощь!

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис)

Таким образом, … .

Итак, … .

Следовательно, … .

Таким образом, добро – это нечто положительное, полезное, совершаемое на благо другого: человека, четвероногого питомца – одним словом, живого существа.

   5. Итог урока. Домашнее задание.

Д/з соч. «Что такое добро? »

  • Тестирование «Правописание приставок».

Вопрос 1. В каком слове приставка означает "неполноту действия"?

A

присутствовать

B

принести

C

прибрежный

D

приоткрыть

Вопрос 2

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука? 

A

беззаветно

B

впал

C

отзвук

D

свалялся

Вопрос 3

В каком слове приставка является неизменяемой (постоянной)?

A

отдал

B

бездельник

C

взвесил

D

преемник

Вопрос 4

В каком слове приставка близка приставке "пере-"?

A

преглубокий

B

пресечь

C

прекрасный

D

предлинный

Вопрос 5

В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

A

отбросил

B

распилил

C

предпочитать

D

надкусил

Вопрос 6

В каком слове приставка означает "приближение"?

A

приделать

B

пригородный

C

пришить

D

приехать

Вопрос 7

В каком слове приставка означает "близость к чему-либо"?

A

присесть

B

приволочь

C

приморский

D

приползти

Вопрос 8

В каком слове приставка близка по значению к слову "очень"?

A

преступник

B

пребывать

C

престарый

D

презренный

Вопрос 9

В каком слове приставка означает "присоединение"?

A

привязать

B

прибежать

C

пришкольный

D

приоткрыть

Вопрос 10

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»

A

несговорчивый

B

сбор

C

здесь

D

разбить

Вопрос 11. В каком слове правописание приставки зависит от её значения?

A

отдал

B

бездельник

C

привилегия

D

приехать

  • Тестирование «Правописание приставок».

Вопрос 1. В каком слове приставка означает "неполноту действия"?

A

присутствовать

B

принести

C

прибрежный

D

приоткрыть

Вопрос 2

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука? 

A

беззаветно

B

впал

C

отзвук

D

свалялся

Вопрос 3

В каком слове приставка является неизменяемой (постоянной)?

A

отдал

B

бездельник

C

взвесил

D

преемник

Вопрос 4

В каком слове приставка близка приставке "пере-"?

A

преглубокий

B

пресечь

C

прекрасный

D

предлинный

Вопрос 5

В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

A

отбросил

B

распилил

C

предпочитать

D

надкусил

Вопрос 6

В каком слове приставка означает "приближение"?

A

приделать

B

пригородный

C

пришить

D

приехать

Вопрос 7

В каком слове приставка означает "близость к чему-либо"?

A

присесть

B

приволочь

C

приморский

D

приползти

Вопрос 8

В каком слове приставка близка по значению к слову "очень"?

A

преступник

B

пребывать

C

престарый

D

презренный

Вопрос 9

В каком слове приставка означает "присоединение"?

A

привязать

B

прибежать

C

пришкольный

D

приоткрыть

Вопрос 10

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»

A

несговорчивый

B

сбор

C

здесь

D

разбить

Вопрос 11. В каком слове правописание приставки зависит от её значения?

A

отдал

B

бездельник

C

привилегия

D

приехать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.

Представленные материалы помогут ученику  8-9 классов и учителю в   подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

Материалы для подготовки к сочинению - рассуждению в 11 классе

Материалы для подготовки к  сочинению - рассуждению в 11 классе...

Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС

ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из неск...

Материалы к уроку по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"

Материалы включают в сеюя конспект урока и презентацию по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"....