Дифференцированные задания на уроках русского языка
консультация по русскому языку на тему

Костянова Анна Николаевна

Конкурсная работа по дифференцированному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

КОНКУРС «МАСТЕРСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Номинация 2 – Лучшая разработка формирующего и контрольно-измерительного материала для организации учителем-предметником обучения на уровне основного общего образования, основанного на принципе дифференциации

ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПО ТЕМЕ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (5 КЛАСС)

Автор:

Костянова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Кстово, 2015

Обоснованность целесообразности:

В отечественной системе образования сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Перед образованием встаёт задача направить обучение на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство

·  развитие способностей современного мышления;

·  развитие познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей;

·  формирование творческой личности с индивидуальным языком и стилем.

 Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

 Дифференцированный подход позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения. В основу опыта положены технологии Н. П.Гузика «Технология внутриклассной дифференциации» и В. В.Пикана «Технология уровневой дифференциации».

 Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.

Самой распространённой формой дифференцированного обучения является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. Предложенная разработка контрольно-измерительного материала построена по принципу применения разноуровневых  заданий с повышающейся сложностью. Выделяются три уровня сложности:

-  А - элементарный (применение алгоритма по определению вида предложения по грамматическому составу);

-  В -  базовый (применение алгоритма по определению вида предложения по грамматическому составу с применением анализа языкового материала);

- С - повышенный (применение алгоритма по определению вида предложения по грамматическому составу с применением анализа языкового материала, демонстрация творческих способностей).

Также всем известно, что каждый класс условно можно разделить на три группы: ученики с высокими – средними – низкими учебными возможностями.

Критериями деления учащихся на группы являются:

- объем имеющихся знаний;

- культура умственного труда;

- уровень познавательной активности;

- способность к абстрактному мышлению;

- умение анализировать и обобщать;

- утомляемость от интеллектуальной деятельности;

- уровень самостоятельности;

- уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, анализу.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Эти учащиеся требуют к себе повышенного внимания.

 При реализации предложенной разработки взаимосвязаны оба распространенные принципы дифференциации.

Цели и задачи предлагаемой разработки:

Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Цель применения контрольно-измерительного материала на уроке обобщения и систематизации  – проверка способности и умения школьников находить в тексте распространенные и нераспространенные предложения;

проверка умения распространить предложение;

проверка орфографической грамотности учащихся;

создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

Особое внимание уделяется развитию стремления личности к самосовершенствованию на основе самопознания и учёта собственных возможностей и ресурсов развития.

Задачи, решаемые в рамках использования  контрольно-измерительного материала на уроке обобщения и систематизации:

·  повышение эффективности процесса обучения;

·  формирование и  развитие специальных способностей учащихся (познавательные интересы, познавательная самостоятельность, способность к самообразованию, познавательная активность и творчество);

·  развитие дополнительных возможностей учеников (опережающий темп развития, мышление в сфере способности, осознанный выбор профиля обучения).

Используемые методы:

·  репродуктивные способствуют усвоению знаний на основе заучивания умений и навыков;

·  проблемные задания рассчитаны на вовлечение ученика в познавательную деятельность ученика путём постановки проблемы и нахождения самостоятельных путей её решения;

·  эвристические используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения.

Описание модели разработки:

В начале урока каждому учащемуся выдается лист с заданиями трех уровней и отводится время на ознакомление.

Далее следует коллективный разбор заданий каждого упражнения, и ученикам предоставляется возможность выбрать уровень сложности задания. Но внимание детей обращается на то, что уровень задания можно сопоставить с системой школьных оценок: «3» - уровень А, «4» - Б; «5» - С.

Самостоятельная работа по теме

«Нераспространенные и распространенные предложения»

Уровень А.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

1) Олень красивое животное. 2) Дождик сильный. 3) Девушка плачет. 4) Наша стр..на огромная. 5) У опушки дремл..т кони. 6) Черви самое х..рошее яблоко любят. 7) Не греет солнце.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите нераспространенные предложения.

1) Моросящая т..ма будто ож..вает. 2) Лес непроходим. 3) Андрей ст..ял рядом. 4) Этот ч..ловек помог мне. 5) День знойный. 6) Всё сгорело. 7)  Погода перем..нилась. 8) Всё злее и напористее задувал ветер.

Уровень Б.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

Был веч..р. Над высокими стенами ш..лково ш..лестелид..рев..я. В..сна кончалась. И этим веч..ром, быть может, прошел последний её, тихо мерцающий дождь. Между в..ршина деревьев и в..дой расселись сол..в..ии пели. Вслед за деревьями в с..реневую мглу скрылись и широкие и разноцветные купола мечетей. И тол..котпнкие  минареты пронзали небо.

Вс.Иванов

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите, распространенное предложение или нераспространенное.

Х..р..шо в осенн..м лесу. Пахнет ув..дающими лист..ями, гр..бами, хвоей. Совсем не то, что в городе: там пройдёт дождь, наделает луж на асфальте, а через час-два на улице сухо. В л..су после с..нтябр..ского д..ждя несколько дней земля сохнет. А грибам только этого и надо: они так и л..зут из-под з..мли.

Качнулась ветка, вздрогнула. Это белка спрыгнула на землю. Идёт косуля. Ни одной веточкой не хрустнет, озирается.

Уровень В.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и добавляя второстепенные члены в нераспространенные предложения.
  1. В ми.. один шмыгнёт л..сица в н..ру. 2) Заканчивается этот  день. 3) Утро м..лоросистое. Заметно пох..л..дало. 5) Уже нельзя было ни остановиться, ни пов..рнуть, ни огл..нуться. 6) Читайте! 7) Как будто полчище снежных великанов прил..тело откуда-то из-за Волги. 8)Пойдём домой.

  1. Найдите нераспространённые предложения и распространите их. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Погода перем..нилась. М..тель из влажной, д..коративной перех..дила в сухую. Мороз набирал силу.

Начинается это красиво. Кончается м..тель стр..шновато.

Сн..жок всё подсушивался и подсушивался. Он все с..льнее к..сил, будто кто его швырял из-за горизонта. Все злее и напористее задувал ветер. Прошёл час-другой. Степь од..чала, зашипела, завыла. Ничего не разобрать и не различить.

По Н.Грибачёву

Спецификация

Задание

Метапредметные результаты

Уровень А

Задание 1

Задание 2

Анализ и обработка информации

Формулировка проблемы

Постановка цели деятельности

Планирование деятельности

Оценка  и рефлексия деятельности

Уровень В

Задание 1

Задание 2

Анализ и обработка информации

Формулировка проблемы

Постановка цели деятельности

Планирование деятельности

Оценка  и рефлексия деятельности

Уровень А

Задание 1

Задание 2

Анализ и обработка информации

Формулировка проблемы

Постановка цели деятельности

Планирование деятельности

Оценка  и рефлексия деятельности

Умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания и использования языковых средств.

Планируемый результат

Предметные умения

 - уметь составлять распространённое предложение;

- различать распространённое и нераспространённое предложения;

- формировать умение видеть различие предложений

Личностные УУД:

· Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;

· Способствовать развитию самооценки;

· Учить осознавать ответственность за общее дело;

· Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;

Регулятивные УУД:

· Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

 Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий;

· Учить адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

· Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

· Осуществлять самоконтроль.

· Учиться высказывать своё предположение;

· Учиться формулировать цель деятельности на уроке

· Учиться корректировать выполнение задания в дальнейшем

Познавательные УУД:

· Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;

· Учиться определять свои границы знания / незнания

· Уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения

· Развивать умение анализировать, сравнивать объекты.

 Коммуникативные УУД:

· Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

· Отвечать на вопросы учителя

· Уметь полно и точно выражать свои мысли

Система  оценивания:

Любой учащийся, успешно справившийся с заданием, получает высшую оценку «5».

 

 

 

Результативность опыта

 Я убедилась, что дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

 - решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может;

- в классе улучшается психологический климат;

          - становится возможным усвоение каждым общеобразовательного минимума;

 - развиваются творческие способности учащихся, повышается их активность;

 - способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

 - помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

 - развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Показатели результативности  самостоятельной дифференцированной работы по теме «Распространенные и нераспространенные предложения» учащихся 5В (28 человек) и 5Г (25 человек) классов  в 2014-2015 учебном году:

Список использованной литературы:

1.  Гаськова, Н. В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе/ Н. В.Гаськова. – Улан-Удэ, 1997.- с.71-75

2.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селёвко. - М.: Просвещение, 1998. – с. 80-83

3. Парфёнова, Е. Л. Дифференцированное обучение на уроках русского языка/ Е. Л Парфёнова // Русский язык в школе. – 2005.- №3.-с.33-38

4.  Якиманская, И. С. Технология дифференцированного обучения/ И. С.Якиманская. - М.: Просвещение, 2000. – с.110-112

5. Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс/ Сост. Л.Н. Федосеева. – М.ВАКО, 2013, с.29-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе

Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....

Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"

Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка...

Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка

Статья рассказывает об опыте использования дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка. Приведены примеры учебных задач  по фонетике, орфографии, этимологии, стилистике....

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....