Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Тема: Закрепление знаний о глаголе.

Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи: 1) Продолжить формировать умение находить глаголы и определять его грамматические признаки.

2) Развивать и обогащать устную и письменную речь;

3) Воспитывать экологическую ответственность, любовь к природе, родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                             

                      Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

                               

                                   

Андреева Г.О., учитель  русского языка и литературы

                                           

                                          2014 – 2015  учебный год

                                              РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Закрепление знаний о глаголе.

Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи: 1) Продолжить формировать умение находить глаголы и определять его грамматические признаки.

2) Развивать и обогащать устную и письменную речь;

3) Воспитывать экологическую ответственность, любовь к природе, родному краю.

Оборудование: Презентация, тестовые задания, раздаточный материал с текстом «Река Обь», карта ХМАО, стихотворение «Обь» Макаровой Галины Илларионовны.

                                                                Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Оформление тетрадей, запись числа.

II. Сообщение темы, цели урока.

    Разминка для ума «Расколдовать слова» (слайд № 1)

- Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление знаний о глаголе.

- Почему говорят, что глагол – самая богатая и живая часть речи?

(глагол обозначает действие, а действие – это сама жизнь; у глагола много грамматических признаков)

- Что называется глаголом?

III. Работа над пройденным материалом.

1. Словарная работа (у доски ученик пишет слова)

- выделить окончания, объяснить.

Беречь, жечь, врач, дочь, жгуч, обруч, скрипуч, стричь, ночь.

- в каких словах на конце пишется -Ь-?

 

2. «Заморочки из бочки»

- вспомните, из каких морфем состоит слово? Без какой морфемы не может быть слова?

 (без корня)

- в русском языке есть одно слово, которое состоит без корня. Это слово вынуть (обозначают морфемы слова вынуть).

- почему учитель из кинофильма «Доживём до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту, а они всё ложат и ложат»

- Говорите правильно

Класть, кладу, кладёт, но глагол с корнем – лож - употребляется только с приставкой положить, сложить, отложить.

3. Повторение времён глагола.

- какие грамматические признаки имеет глагол? Как изменяется?

- дайте глаголам читать и работать попутешествовать во времени, строим «машину времени»,

 записываем в 3 столбика:

Прошедшее                           Настоящее                                 Будущее

(дети изменяют по временам и записывают в 3 столбика)

4. Проверка. Правило (слайд 2)

5. Письмо под диктовку у доски и в тетрадях. Объяснить орфограммы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- На какую  изученную орфограмму встретились слова?

(правописание - тся, - ться)

6. Составить пословицы по данному началу: (слайд 3)

1) Кто умеет веселиться,…

2) Не надо хвалиться,…

3) Кто хочет от жизни толку добиться,…

4) Всякое дело человеком ставится,…

  1. тому без дела не сидится.
  2. коли не знаешь, как хлеб родится.
  3. тот должен много трудиться.
  4. человеком и славится.

7. Проверочная работа с использованием перфокарт.

- Поставить «+» в соответствующем столбце.

                    Примеры

                тся

                   ться

1. Великий человек по делу узнаёт…ся.

2. С песней и труд спорит…ся.

3. Не надо хвалит…ся, коли  не знаешь, как хлеб родит…ся.

  1. 4. Будешь старат…ся, всё может
  2. удаст…ся.

  1. 5.  Всякое дело трудом  даёт…ся.

- Сформулируйте основную мысль, которой объединены эти пословицы (о труде).

- Русский народ всегда осуждал лентяев и уважал труд.

- А какие пословицы о труде вам известны?

- Объясните написание тся, ться

(в глаголах н.ф. ться, в глаголах 3-го лица тся)

8. Комментированное письмо.

Собираем цветы,

- на какую орфограмму встретились слова? (буквы Е-И в корнях с чередованием).

Докажите правилом.

IV. Физминутка.

Облако.

Беленькое облако (округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако выше, выше, выше.

(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону)

Ветер это облако зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

V. Повторение - не с глаголами-

  1. Ученик рассказывает сказку «Сила любви».

«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».  

        Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

        Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»  

         И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может».

- Ребята, что узнали из сказки о правописании НЕ с глаголами?

 

2. Рассказывают правило.

3. Списывание с заданием (слайд 4):

- Прочитать предложения о себе. Если с чем-то не согласны, придайте действию отрицательный смысл.

4. Проверка.

     - В уникальном лингвострановедческом словаре «Россия» собраны слова, словосочетания и фразы, которые вошли в русский язык как общеизвестные названия значимых для каждого русского человека предметов, явлений, событий, личностей.  Например: изба, День Победы, «Новый год», Александр Невский, «В лесу родилась ёлочка» и много других.

    Есть статья, посвящённая реке Оби. Именно нашей реке прекрасной и удивительной. О ней написано немало стихов, песен.

5. Показ расположения реки Оби на карте ХМАО.

6. Чтение стихов об Оби.

 VI. Работа с текстом.

1. Выразительное чтение текста (тексты – на парте).

     Быстрая и х…лодная Обь б…рёт3 начало на Алтае от сл…яния двух рек Бии и Катунь  и вп…дает в Карское море.  Широка и прекрасна сибирская река. Сядем  в Нижних Нарыкарах на быстр…ходный «Метеор» и помчимся по Оби.

    Могуча Обь в мае, когда она разл…вае (ться, тся) и затопляет луга левого берега. На её высоком правом берегу р…стут  сосны и кедры, воздух полон чудес?ным ароматом4.

    Прекрасна Обь и летом под яркими лучами июньского со?нца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и н…сёт зап…х сена. В июне вечерние зори догорают медленно3. В реке отражаю(ться, тся) розовые, голубые, синие краски в…чернего неба.

    Хороша Обь и ос…нью,  когда от воды ве…т свежим х…лодком. Л…са стоят в осеннем праз?ничном наряде. Зимой Обь спит. А в апреле она проснё(ться,тся). Пароходы выйдут к пристаням, чтобы принять первых пассажиров и первые грузы.

2. Анализ.

- Какова тема?

- Выделение основной информации в тексте.

- Как бы вы озаглавили текст?  Какова основная мысль?

Дайте варианты названий.

- Каков стиль речи? Докажите, что художественный стиль.

 - Найдите выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения), которые делают текст наиболее лёгким для восприятия.

- немало сложено стихов и песен о реке Оби.

3. Чтение стихотворения Макаровой Г.И. «Обь».

Серебром украшая просторы родные,

Обь могучие воды несёт.

И глядятся в неё небеса голубые.

Славит в песнях сибирский народ.

Как красивы прибрежные склоны крутые

Изумрудных кедровых ветвей.

И купались в Оби купола золотые

Монастырских Кондинских церквей.

Много видела Обь и добра, и печали.

Было всё – и князья, и Ермак.

Филофея ладьи её волны качали.

Пел унылые песни рыбак.

Всё плывут и плывут по Оби теплоходы,

Откликаясь гудками в тиши.

И любуемся мы этим чудом природы, -

Ночи белые так хороши.

Край, богатый лесами и нефтью, и рыбой,

Умножают богатство страны.

И куда ни уехал, и где бы ты ни был,

Нет прекрасней родной стороны.

                                                 Май, 1997 год.

- Какие экологические проблемы, связанные с нашей рекой, существуют на сегодняшний день?

- Человеческий фактор сыграл немалую роль в загрязнении обьиртышского бассейна. Ответственность человека перед природой огромна и обязывает нас ко многому. В округе выработана программа экологической стратегии «Спасти и сохранить».

Настоящий человек всегда бережно относится к природе. Но есть в русском языке слово браконьер. Знакомо ли оно вам? Браконьер – это человек, который охотится и ловит рыбу в запрещённое время или варварским способом. Браконьеры наносят большой вред природе.

     Постоянный спуск в воду промышленных отходов, хищническое отношение к рыбным запасам приводят к тому, что в наших реках исчезают виды рыб.

Мы должны помнить, что надо бережно относиться к природным богатствам, чтобы красота Земли, которую мы видим и воспеваем сегодня, радовала многие поколения людей, которые будут жить после нас.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не обижайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

И Земля без зверей – не земля, не Земля.

 

4. Самостоятельная орфографическая работа.

- на какие изученные правила встретились слова с пропущенными орфограммами?

- выписать слова со скобками и пропусками.

5. Индивидуальная работа.

1) Синтаксический разбор предложения.

На её высоком правом берегу р…стут сосны и кедры, воздух полон чудес?ным ароматом.

2) Грамматический разбор глагола.

 (Обь) берёт3 

6. Проверка.

VII. Итог. Итог урока. Рефлексия (слайд 5 )

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

(Вариант рефлексии – цветные кружки:

красный – теперь я умею

зелёный – было интересно

жёлтый – испытываю трудности)

VIII. Домашнее задание.

Быстрая и холодная Обь берёт начало на Алтае от слияния двух рек Бии и Катунь  и впадает в Карское море.  Широка и прекрасна сибирская река.  Сядем в Нижних Нарыкарах на быстроходный «Метеор» и помчимся по Оби.

    Могуча Обь в мае, когда она разливается и затопляет луга левого берега. На её высоком правом берегу растут сосны и кедры, воздух полон чудесным ароматом.

    Прекрасна Обь и летом под яркими лучами июньского солнца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и несёт запах сена. В июне вечерние зори догорают медленно. В реке отражаются розовые, голубые, синие краски вечернего неба.

    Хороша Обь и осенью,  когда от воды веет свежим холодком. Леса стоят в осеннем праздничном наряде. Зимой Обь спит. А в апреле она проснётся. Пароходы выйдут к пристаням, чтобы принять первых пассажиров и первые грузы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...