Урок русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие"

Цели:

  • познакомить с делением согласных на звонкие и глухие и перечнем пар согласных по глухости и звонкости;
  • формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
  • дать представление о звукописи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  медиапроектор, тестовые работы.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы).

II. Фронтальный опрос.

Презентация.

- Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.)

- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)

- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.

- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)

- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове"беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)

- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).

- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)

III. Объяснение нового материала.

- Запишите пословицы:

1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.

- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?

- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)

- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова (если находятся перед глухой согласной) "теряют голос" и оглушаются. В русском языке есть звуки-"двойняшки", т.е. похожие звуки, парные.

- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).

- Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней.

- Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.)

- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].) Эти звуки, кроме [й'], называют ещё сонорными. При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.

- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:

1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.

2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.

Холодный чай - : (горячий) чай,

редкий гость - : (частый) гость,

лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,

маленький рисунок - : (большой) рисунок,

весёлый человек - : (печальный) человек. [2]

- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.

3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]

А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!

- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд),грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).

4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.

Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?

1) Орешки дерут прорешки. 
2) 
Шумит дубравушка к погодушке. 
3) 
Трусость - истинная глупость.

V. Тестовая работа по теме. [1]

I  вариант

1. Выберите правильный ответ.

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий

1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах

2) способы обозначения звуков на письме

3) звуки речи

4) правописание гласных и согласных

2. Отметьте неправильное утверждение.

1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.

2) В нашей речи преобладают гласные звуки.

3) Буквы обозначают звуки на письме.

4) Гласные звуки состоят только из голоса.

3. Сколько мягких согласных в пословице?

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

1) три

2) четыре

3) пять

4) шесть

4. Сколько звуков [с] в пословице?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

1) четыре

2) пять

3) шесть

4) семь

5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.

Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.

В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.

Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.

1) В, А, Б, Г

2) Г, Б, А, В

3) Б, Г, А, В

4) Г, В, Б, А

VI. Итоги урока.

- В чём отличие звонких согласных от глухих?

- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны?

- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости?

- Как называется приём усиления звуковой выразительности?

Выставление отметок.

Задание на дом.

Приложения.

1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:

1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.

2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.

Холодный чай - : (горячий) чай,

редкий гость - : (частый) гость,

лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,

маленький рисунок - : (большой) рисунок,

весёлый человек - : (печальный) человек. [2]

- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.

3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]

А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!

- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд),грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).

4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.

Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?

1) Орешки дерут прорешки. 
2) 
Шумит дубравушка к погодушке. 
3) 
Трусость - истинная глупость.

V. Тестовая работа по теме. [1]

I  вариант

1. Выберите правильный ответ.

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий

1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах

2) способы обозначения звуков на письме

3) звуки речи

4) правописание гласных и согласных

2. Отметьте неправильное утверждение.

1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.

2) В нашей речи преобладают гласные звуки.

3) Буквы обозначают звуки на письме.

4) Гласные звуки состоят только из голоса.

3. Сколько мягких согласных в пословице?

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

1) три

2) четыре

3) пять

4) шесть

4. Сколько звуков [с] в пословице?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

1) четыре

2) пять

3) шесть

4) семь

5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.

Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.

В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.

Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.

1) В, А, Б, Г

2) Г, Б, А, В

3) Б, Г, А, В

4) Г, В, Б, А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие....