Программа элективного учебного предмета «СТИЛИСТИКА. Стилистический синтаксис»
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Людмила Заурбековна Хахам

Особенностью данной программы является её ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и структура данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения  надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.stilistika.stilisticheskiy_sintaksis.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стиль-это единственная форма фразы, в которую укладывается данная мысль

Л.Н.Толстой

Содержание программы  элективного учебного предмета «Стилистика. Стилистический синтаксис» соответствует

  • обязательному минимуму образования по  русскому языку,
  • Требованиям к уровню подготовки выпускников школы,
  • действующему базисному учебному плану(2004г.),  
  • основным идеям, заложенным в основную образовательную программу школы и программу развития школы на период до 2016года

Особенностью данной программы является её ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и структура данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения  надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. В грамматической стилистике большее внимание уделяется стилистическому синтаксису. Программа предусматривает наблюдение за функционированием различных языковых средств  в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа художественного произведения

 Цель: в совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме, повышение грамотности учащихся,  развитие культуры  устной и письменной речи, подготовка к  ЕГЭ

Задачи:

  • закрепить и углубить знания, развивать умения создавать тексты различных стилей и жанров;
  • научить осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • обеспечить практическое владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  • научить правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последова тельность, связность. соответствие теме);
  • научить соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
  • развивать навыки речевого самоконтроля, оценивание своей речи с точки зрения её правильности;
  • закрепить навыки анализа текста; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и

           редактировать собственные тексты. ▪воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству

           общения и получения знаний в разных сферах человеческой  деятельности;

  • прививать интерес и любовь к русскому языку;
  • воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

В результате обучения выпускник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельности, целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Спецкурс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Задачи решаются при использовании таких форм  работы:

▪ общеклассная

▪ групповая

▪ индивидуальная

▪ парная

▪ фронтальная

▪ дифференцированная

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,

 ▪ работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

 ▪семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;

 ▪работа с разнообразными лингвистическими словарями.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:

•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

•производить синтаксический,  речеведческий разбор, анализ текста;

▪пользоваться  языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

• владенеть нормами  сочетаемости слов, конструирования предложений и текста;

•владеть лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.

Виды самостоятельных работ:

1.Обобщающие:

▪  репродуктивные

▪ творческие

▪ подготовительные

▪ поисковые 

Итоговый контроль:

 ▪ проверочные работы  ▪ тесты

Элементы применяемых технологий:

технология проблемного обучения.

 личностно-ориентированное обучение

тест- технологии

ИКТ

технология  разноуровневого обучения

технология поэтапного формирования умственных действий

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик

овладевает глубокими систематизированными знаниями;

способен работать с разнообразной информацией;

может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;

способен аргументировано доказать собственную точку зрения

Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю)

                    ТЕМЫ

                                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

часы

1

Строй простого предложения

Классификация простых предложений. Синонимия простых предложений Параллельное употребление предложений. Разнообразные формы выражения сказуемого в простом предложении Стилистические функции сказуемых.

2 часа

2

Стилистические функции порядка слов в предложении

Синтаксическая и стилистическая роль слов в предложении Обособленное согласованное определение, не согласованные определения. Управляющее слово в словосочетании. Смысловое выделение обстоятельств

3 часа

3

Согласование сказуемого с подлежащим

Грамматическое согласование и согласование по смыслу Собирательные существительные с количественным значением Разряды местоимений. Союзные слова. Обратное согласование Субстантивированные не изменяемые части речи, сложносокращённые слова, нерасчленимая группа слов Прямой порядок слов, характер отношения между однородными подлежащими. Союзы между однородными членами

6 часов

4

Согласование определений и приложений

Смысловое согласование. Синонимичные конструкции .Сочетание родового понятия с видовым.

2 часа

5

Варианты форм, связанных с управлением

Различия между беспредложными и предложными конструкциями. Морфологическая омонимия Связь предлогов с устойчивыми выражениями. Предлоги с изъяснительным значением. Предлоги, выражающие пространственные, причинные  отношения

4 часа

6

Стилистические особенности предложений с однородными членами

Незамкнутый  и замкнутый синонимичный ряд. Повторяющиеся предлоги перед группами однородных членов

2 часа

7

Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций

Разнообразие значений вводных слов Обращения- метафоры, обращения-метонимии, обращения- перифразы, риторические обращения

2 часа

8

Стилистика сложных предложений

Сочинительные  и подчинительные союзы. Союзные слова. Синонимия союзных слов Разнотипность частей сложного предложения. Смещение конструкций. Неправильное употребление союзов и союзных  слов

2 часа

9

Параллельные синтаксические конструкции

Грамматические и стилистические  особенности причастий при использовании причастных оборотов Грамматические и стилистические  особенности деепричастий при использовании деепричастных оборотов

2 часа

10

Стилистическое использование периода.

Смысловые отношения частей в периоде

1 час

11

Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи

Средства выражения и стилистическая функция прям ой и несобственно-прямой речи

1 часа

12

Стилистические фигуры

Синтаксический параллелизм как средство логического выделения Антонимы общеязыковые и контекстуальные. Оксюморон как средство усиления выразительности текста Возрастающая градация, нисходящая градация Инверсионные сочетания в русском языке Элипсис как стилистический приём Риторический вопрос как стилистическая фигура

    7 часов

 

                                          Календарно- тематическое планирование (34 часа)

                   РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

п\п

ТЕМА УРОКА

ЦЕЛЬ

                Знать

             Уметь

(практические навыки)

контроль

Дата

Строй простого предложения (2 часа)

1

1.Синонимия отдельных типов простого предложения

Классификация простых предложений. Синонимия простых предложений

Параллельное употреб ление предложений

Сопоставлять предложе ния. Подбирать синони мичные варианты

Упр.75

2

2.Варианты форм сказуемого

Исследовать варианты форм сказуемого

Разнообразные формы выражения сказуемого в простом предложении Стилистические функции сказуемых

Находить простое глаголь ное сказуемое, вспомога тельный глагол, именную часть составного глаголь ного сказуемого

Упр 76.

Стилистические функции порядка слов в предложении (3 часа)

3

1.Синтасическое и стилистическое значение порядка слов

Выявить значение порядка слов в предложении.

Синтаксическая и стилис тическая роль слов в предложении

Определять стилистичес кую нагрузку слова в нача ле и в конце предложения

57

Упр.77

4

2.Место подлежащего и сказуемого в предложении

Выявить значения расположения главных членов предложения. Понятие инверсии

Логическое выделение члена предложения

Находить инверсию в тек сте. Определять стилисти ческую роль

58

5

3.Место второстепенных членов в предложении

Исследовать место определе ния в предложении ,зависимость от стиля речи Исследовать место дополнения  в предложении , зависимость от стиля речи. Формы выражения обсто ятельственных слов

Обособленное согласо ванное определение, не согласованные определе ния. Управляющее слово в словосочетании.

Смысловое выделение обстоятельств

Выделять на письме обо собленные определения. выявлять их роль в тексте

Препозиция дополнения в безличных предложениях

Использовать значение места обстоятельственных слов при создании текста

Упр.78,79

Согласование сказуемого с подлежащим ( 6 часов)

6

1.Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное

Проследить синонимичность использования множествен ного и единственного числа глагола- сказуемого

Грамматическое согла сование и согласование по смыслу

Исправлять стилистичес кие тексты. Согласовы вать сказуемое с подлежа щим

63

Упр.80

7

2.Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием

Проследить синонимичность использования множествен ного и единственного числа глагола- сказуемого

Собирательные сущест вительные с количест венным значением

Исправлять стилистичес кие тексты. Согласовы вать сказуемое с подлежа щим

64

Упр.81,82

8

3.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение

Правило согласования сказу емого с приложением, нахо дящимся при подлежащем

Согласование по смыс лу. Сложносоставные сущест вительные. Ведущее слово при согласовании

Правильно согласовывать сказуемое с подлежащим

Упр.83

9

4.Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределённым местоимением

Сопоставительный анализ предложений. Различные формы согласования

Разряды местоимений. Союзные слова. Обратное согласование

Правильно согласовывать сказуемое с подлежащим

67

Упр.85

10

5.Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращённым словом, нерасчленимой конструкцией

Научить согласовывать сказуемое с подлежащим

Субстантивированные не изменяемые части речи, сложносокращённые сло ва, нерасчленимая группа слов

Выбирать форму согласо вания подлежащего со сказуемым

68

Упр.86

11

6.Согласование сказуемого с однородными подлежащими.

Проанализировать условия согласования сказуемого с однородными подлежащими

Прямой порядок слов, ха рактер отношения между однородными подлежащи ми. Союзы между однород ными членами

Объяснять форму согласо вания сказуемого с однородными подлежа щими. Мотивировать выбор

70

Упр.87

Согласование определений и приложений(2 часа)

12

1.Согласование определения с существительными общего рода

Закрепить правила согласова ния  определения с существи тельными общего рода

Смысловое согласование. Синонимичные конструкции

Объяснять форму согласо вания определения с суще ствительными общего рода. Мотивировать выбор

71

Упр.92

13

2.Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение

3.Согласование приложений

Усвоить правила согласова ния определения с существи тельными , имеющими при себе приложения .

Сочетание родового понятия с видовым.

Объяснять форму согласо вания. Мотивировать выбор

71

76

Упр.93

Варианты форм, связанных с управлением (4 часа)

14

1.Синонимия беспредложных и предложных конструкций

Сопоставить синонимичные конструкции с непосредстве нным и посредственным уп равлением

Различия между беспред ложными и предложными конструкциями. Морфоло гическая омонимия

Исправлять нарушенные синтаксические связи при оборотах с предлогами

78

Упр.94

15

2.Синоминия предлогов

Находить различия в смысло вых или стилистических от тенках между синонимичны ми предлогами

Связь предлогов с устойчи выми выражениями. Пред логи с изъяснительным значением. Предлоги, вы ражающие пространствен ные, причинные  отноше ния

Определять стилистичес кий характер использова ния предлогов.Возмож ность использования синонимических замен

79

Уро.95

16

3.Управление при синонимичных словах

Сопоставление конструкций.

Управление при синони мичных глаголах, однокоренных словах

Стилистическая правка текстов

82

Упр.99

17

4.Управление при однородных членах предложения

Исправление грамматичес ких (синтаксических ) оши бок

Зависимое слово при сло вах, требующих разного управления

Употребление общего до полнения при двух или не скольких управляющих словах

тест

Стилистические особенности предложений с однородными членами (2 часа)

18

1.Стилистические функции однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения

Проанализировать стилисти ческие функции однородных членов предложения

Незамкнутый  и замкну тый синонимичный ряд.

Стилистическая окраска союзов при однородных членах предложения.

87

Упр.102

19

2.Предлоги при однородных членах предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов

Отметить варианты сочета ний однородных членов предложения

Повторяющиеся предлоги перед группами однород ных членов

Логический и граммати ко-стилистический анализ ошибок

Упр.103

Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций ( 2 часа)

20

1.Стилистические функции обращений

Функции обращений в разных стилях речи

Обращения- метафоры, обращения-метонимии, обращения- перифразы, риторические обращения

Указывать стилистичес кие функции обращений

90

Упр.104

21

2.Стилистические функции вводных слов и вставных конструкций.

Сопоставление  отдельных разрядов вводных конструк ций

Разнообразие значений вводных слов

Указывать стилистические функции вводных конст рукций

91

Упр.106

Стилистика сложных предложений(2 часа)

22

1.Стилистические функции союзов и союзных слов

 Смысловая и стилистичес кая роль союзов в сложном предложении

Сочинительные  и подчи нительные союзы. Союз ные слова. Синонимия союзных слов

Стилистические особен ности сложных предложе ний. Стилистические функции союзов

95

Упр.107

23

2.Стилистические ошибки в сложных предложениях

Выявить разнообразие струк турных типов сложного пред ложения, многосоставность сложных предложений

Разнотипность частей сло жного преложения. Сме щение конструкций. Не -правильное употребление союзов и союзных  слов

Исправлять стилистичес кие ошибки. Указывать характер ошибки

96

Упр.108

    Параллельные синтаксические конструкции(2 часа)

24

1.Причастные обороты

Общая характеристика синтаксических конструк ций. Стилистические осо бенности причастных оборотов

Грамматические и стилистические  особен ности причастий при ис пользовании причастных оборотов

Исправлять стилистичес кие ошибки. Указывать характер ошибки

Упр.109

25

2.Деепричастные обороты

Общая характеристика син таксических конструкций

Стилистические особеннос ти деепричастных оборотов

Грамматические и стили стические  особен ности деепричастий при исполь зовании деепричастных оборотов

Исправлять стилистичес кие ошибки. Указывать характер ошибки

99

Упр.111,

112

Стилистическое использование периода( 1 час)

26

1.Стилистические функции периода

Дать определение периода, проанализировать стилисти ческие функции периода

Смысловые отношения частей в периоде

Определять стилистичес кую функцию периодов

Упр.114

Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи ( 1часа)

27

1.Стилистические функции прямой и несобственно-прямой речи

 Стилистические  функции прямой речи

Средства выражения и сти листическая функция прям ой и несобственно- пря мой речи

Определять лексический состав и стилистические функции предложений, вводящих прямую речь

103

105

Упр.116

Стилистические фигуры

28

Анафора и эпифора

Стилистический выбор языковых средств

Образно- выразительная функция речи

Составлять текст, используя одну из фигур повторения. Находить случаи параллелизм. Определять их функцию в речи

116

Упр.127

29

Синтаксический параллелизм

Рассмотреть стилистические функции синтаксического параллелизма

Синтаксический паралле лизм как средство логического выделения

117

30

Антитеза и оксюморон

Рассмотреть стилистические функции антитезы и оксюмо рона

 Антонимы общеязыковые и контекстуальные. Оксю морон как средство усиле ния выразительности текста

Построение по принципу антитезы для усиления выразительности речи

упр.128

31

Градация

Рассмотреть стилистические функции градации. Измене ние признака по абстрактной

Возрастающая градация, нисходящая градация

Определять выразитель ную роль градации

119 упр.129

32

Инверсия

Рассмотреть стилистические функции инверсии

Инверсионные сочетания в русском языке

Использование инверсии в сочинении-рассуждении

120

Упр.132

33

Элипсис

Рассмотреть стилистические функции элипсиса

Элипсис как стилистический приём

Определять роль элипсиса в тексте

121 упр.134

34

Риторический вопрос

Рассмотреть стилистические функции риторического вопроса

Риторический вопрос как стилистическая фигура

Использование  ритори ческого вопроса  в текстах разных стилей

 упр.135

                                                                                Литература

 

Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М..1980

Колесников Н.П. Синтаксическая омонимия в простом предложении. Ростов-на-Дону.,1981

Розенталь Д.Э.Справочник по русскому языку «Практическая стилистика» М.: Оникс 21 век.»Мир и образование», 2001                                                  

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. Сложное синтаксическое целое.М.,1983  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)

Программа элективного учебного предмета    по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче  единого  государственного  экзамена по мат...

Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"

Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Авторская программа элективного учебного предмета Практикум по математике

Авторская программа элективного учебного предмета Практикум по математике...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...