Открытый урок "Письма бывают разные..."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 Гаврикова Елена Викторовна

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_uchitel_goda.docx140 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Письма бывают разные»

Цель урока:

Сформировать  умение писать письма

Задачи :

образовательные: развивать творческое мышление при написании писем разных видов вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую культуру в процессе общения;

развивающие: развивать коммуникативные навыки, умение создавать

творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную деятельность;

воспитательные:  уважительное отношение к родному языку

Цель деятельности учителя

Совершенствовать умение выделять  обращения в тексте; развивать умение  использовать  различные типы речи

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые  образовательные результаты

Предметные ( объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили  речи; уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращение в письме.

Метапредеметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; умение находить грамматические и орфографические ошибки, , исправлять их;  редактировать собственные тексты.

Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому  самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуация, использование элементов дифференцированного обучения; групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстративный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Текст, идея текста

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения
УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

Целеполагание

Анализ текста письма

Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Ванька» ( со слов «Милый дедушка Константин Макарыч»)

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»

Беседа по вопросам:

- О чем  этот текст?

- Как бы вы сформулировали его тему?

Слушают , отвечают на вопрос

Индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания

Актуализация знаний

Воспроизведение ранее изученного,  установление  преемственных  связей прежних и новых знаний. Анализ содержания текстов учебника. беседа

  1. Сообщение об истории появления письма. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. 
    Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять  лошадей.
    Пергамент имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в 
    чрезвычайной  прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц.
    Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.

  2. Работа со словарем  Ожегова. Дать определение: что такое письмо? ПИСЬМО-ЭТО НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ, ДЛЯ СООБЩЕНИЯ ЧЕО-НИБУДЬ, КОМУ-НИБУДЬ. (СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА С.И. Ожегова)
  3. Знакомство со статьей учебника, с. 101.
  4. Беседа по вопросам параграфа 43 в учебнике «Зачем нужны письма»

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся

Чтение и обсуждение обучающихся образцов писем, представленных в упр. 222, 223, 224

-Перечислите обязательные компоненты письма. (обращение к адресату, подпись автора письма, дата)

Этот вывод учитель записывает на доске, а ученики- в тетрадях

  1. Составление  алгоритма письма.

Алгоритм написания письма.

1.     Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.     Подпись. Дата

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки

Целеполагание и построение  проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоения новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Анализ образной системы  текста.

  1. Примеры писем различного тематического содержания (определить вид письма)

( деловое письмо)

Уважаемый Олег Сергеевич!

От всей души поздравляем Вас с юбилеем, желаем счастья, здоровья.

С уважение, Алена Васильевна.(Поздравительное письмо)

12.09.2013г.

 Я к вам пишу- чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы ,к моей несчастной доле…

Хоть каплю жалости храня

Вы не оставите меня.( Личное письмо)

7. Беседа о стилях  речи, которые использованы при написании письма.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы

Творческая  практическая деятельность

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу  изучаемого языкового явления

- Главный редактор хотел бы проверить вашу профессиональную пригодность и приготовил задания.

1.Читаем текст №1(низкий уровень)

Здравствуйте, многоуважаемый Михаил Илларионович Кутузов! 

Для Вас я была бы девочкой из  будущего, из 2014 года. В первых строках св_его пис_ма х_чу ск_зать, что я  благодарна Вам за то,  что Вы (не)дали (Н,н)аполеону и его армии завоевать нашу страну. За умелое руководство русской армии в 1812 Вы  получили награду – Орден Святого Георгия 1-й степени, став первым полным к_валером российского воен_ого ордена.      Хотелось,  чтобы в наше время были такие же великие  люди, как Вы: смелые, благородные и мужествен_ые! До  (свидания), уважаемый Михаил Илларионович!

Левина Лиза, 5а класс

1.     О чем это письмо?

3.     Каким стилем написано это письмо?

5. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Задание№2.

Здравствуйте, многоуважаемый Михаил Илларионович Кутузов! 

Для Вас я была бы девочкой из  будущего, из 2014 года. В первых строках сваего писъма хачу скозать, что я  благодарна Вам за то,  что Вы недали наполеону и его армии завоевать нашу страну. За умелое руководство русской армии в 1812 Вы  получили награду – Орден Святого Георгия 1-й степени, став первым полным ковалером российского военого ордена.      Хотелось,  чтобы в наше время были такие же великие  люди, как Вы: смелые, благородные и мужественые! Досвидания, уважаемый Михаил Илларионович! (средний уровень)

Левина Лиза, 5а класс

  1. Прочитайте текст.
  2. Исправьте ошибке, допущенными в тексте.

3.     Каким стилем написано это письмо?

Необходимо написать письмо бабушке, пользуясь алгоритмом написания сочинения (высокий уровень).

Чтение и обсуждение содержания писем, проверка текстов сочинений.

Работают над письмом. Формулируют  собственные мысли.

Читают свои работы и слушают сочинения одноклассников, отвечают на вопросы

Групповая, диффренцированные задания по карточкам

Регулятивные:  действуют по плану и оценивают работу.

Коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебных задач

Письменная работа

Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравился ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку вашей работе.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно  организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие  монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."

обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»

Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...

Методическая разработка урока риторики по теме «Побеседуем? Беседы бывают разными»

Предмет: риторика.Класс: 6а «Школа – 2100».Тема: «Побеседуем? Беседы бывают разными»....

Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)

Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих...