Памятка для написания части С ОГЭ 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Горячева Светлана Владимировна

Данная памятка поможет написать сочинение С1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chast_s1.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Горячева Светлана Владимировна

Учитель русского языка и литературы филиала МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба в с.Ключи

Значение

лингвистических терминов и языковых явлений в тексте

1

Запятая

1.Помогает разделить синтаксические конструкции разных видов.

2.Повышает внимание читателя и интерес к содержанию текста.

3.Нацеливает на соблюдение правильной интонации и понимание смысла письменной речи.

2

Тире

1.Позволяет не допустить речевых повторов и оформить мысль кратко и понятно.

2.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.

3

Двоеточие

1.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.

2.Помогает правильно оформить предложения с однородными членами и прямой речью

4

Точка

1.Употребляется в качестве главного знака, обозначающего конец предложения, мысли.

2.Используется в качестве знака для сокращения слов.

Скобки

1. Отделяют слова и предложения , приводимые в качестве каких-либо замечаний.

2. Выделяют различные пояснения или дополнения высказываемой мысли.

5

Восклицательный знак

1.Выражает значение восклицания либо восхищения авторской мысли.

2.Указывает на восклицательную интонацию и часто основную мысль в отдельной части или абзаце текста.

6

Вопроситель-ный знак

1. Является главным знаком при постановке вопроса.

2. Выполняет функцию отличия от повествования и восклицания.

3. Нацеливает читателя на создание правильной интонации.

7

Кавычки

1.Служат для обозначения в тексте предложения с прямой речью.

2.Помогают выделить имена собственные, цитаты, просторечные и стилистически не подходящие тексту слова.

8

Многоточие

1. Обозначает незаконченную мысль в конце предложения.

2. Способствует передать переживания и волнения автора или героя в середине текста.

9

Антонимы

1. Выражают значение противоположности качественного признака.

2. Используются как художественное средство создания контраста.

10

Синонимы

1.Выражают одно и то же понятие , но разное написание

2.Используются в качестве взаимозаменяемых элементов высказывания с целью сохранения речевой грамотности.

3. Помогают избежать повторов и расширить свой словарный запас.

11

Устаревшие слова

1.Позволяют более достоверно создать историческую картину чего-либо.

2.Употребляются для речевой характеристики образа, героя, человека другой эпохи.

3.Способствует внести в текст исторический колорит времени.

12

Диалектные слова

1.Раскрывают особенности говора конкретной местности, традиции и обычаи людей.

2.Придают тексту или отдельной мысли индивидуальность и неповторимость.

13

Фразеологиз-мы

1.Употребляются как неделимое и устойчивое сочетание слов для выражения отношения говорящего к кому или чему-либо.

2.Играют роль нравоучения в краткой и выразительной форме.

14

Разговорныеи просторечные  слова

1.Употребляются в разговорно-бытовых ситуациях и придают речи непринуждённый характер общения.

2. Допускают нарушение норм литературного языка, что позволяет автору текста создать более достоверный образ героя, его подлинный характер общения.

15

Лексический повтор

1.Используется в качестве намеренного повтора важного слова или словосочетания.

2. Помогает придать художественному тексту экспрессивность.

16

Новые слова (неологизмы)

1.Служат для обозначения новых предметов, явлений, отношений, открытий.

2.Вносят новый эмоциональный оттенок в уже существующие предметы и явления.

17

Метафора

1.Помогает свойства одного предмета перенести на другой, чем-то похожий, благодаря чему образное выражение превращается в реальную картину.

2.Привлекает внимание читателя и заставляет его вдумчивее и внимательнее относиться к тексту.

18

Антитеза

1. Способствует усилению выразительности речи в тексте

2. Употребляется в качестве резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

19

Гипербола

1.Усиливает нужное впечатление о чем-либо

2. Содержит непомерное преувеличение

20

Олицетворе-ние

1.Позволяет наделить неодушевленный предмет качествами человека.

2. Способствует усилению выразительность и образности речи.

21

Эпитет

1.Помогает зримо представить предмет.

2.Используется для образного определения с целью создания выразительности мысли.

22

Сравнения

1.Помогает точнее определить качество конкретного предмета.

2. Делает зримым отвлечённое понятие.

3. Используется для сравнения одного предмета или явления с другим.

23

Выразитель-ные средства

1.Способствуют  восприятию художественной образности текста.

2.Делают речь ярче, богаче.

3.Позволяют передать самые тонкие чувства высказывания.

24

Цитата

1.Является разновидностью прямой речи с целью подтверждения  мысли текста.

2.Представляет собой дословную выдержку из высказывания или сочинения, делая речь яркой и выразительной.

3.Помогает познакомить читателя с чьим-либо авторитетным мнением.

25

Графические средства

1.Выполняют функцию зрительного вспомогательного средства выделения слова в тексте с тем, чтобы подчеркнуть его значимость.

2.Способствуют правильному прочтению авторской мысли.

26

Союзы

1.Служат для соединения однородных членов предложения.

2. Помогают связать простые предложения в составе сложного.

3. Разграничивает сочинительные и подчинительные связи.

27

Предлоги

1.Служат для выражения зависимости одних слов от других в словосочетании и предложении.

2.Выражают различные отношения по значению(временные, причинные, пространственные, целевые...)

28

Междометие

1.Является характерной принадлежностью устной речи и в тексте используется в диалогах.

2.Выражает разнообразные авторские чувства, настроения и побуждения.

29

Прилагатель-ное

1.Помогает обозначить в речи признак предмета.

2.Способствует более точно описать свойства и значения предмета или явления.

30

Существите-льное

1.Служит для обозначения предмета.

2.Выполняет центральную функцию, называя одушевленные и неодушевленные предметы, о которых говорится в тексте.

31

Глагол

1.Служит для обозначения действия и состояния предмета.

2.Образует грамматическую основу предложения в сочетании с подлежащим.

3.Указывает на вид, время, наклонение, лицо, число, род.

32

Частицы

1.Служат для образования повелительного и сослагательного наклонения глагола.

2.Вносит в предложение различные оттенки значения(отрицание, вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение, усиление)

33

Местоимение

1.Указывают на предметы, признаки, количество, но не называя их.

2.Позволяют избежать повторов и не допустить речевых ошибок.

Наречие

1.Помогают обозначить в речи признак предмета по действию.

2.Способствуют выразить различные оттенки значений (образ действия, время, место, причину, цель, меру, степень)

34

 Обратный порядок слов

1.Позволяет выделить важные члены предложения путем их перестановки.

2.Приводит к грамматической ошибке в языковом выражении.

35

Вводные слова

1.Имеют характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли.

2.Выражают различное отношение говорящего к тому, о чем он сообщает(уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовательность явлений и связь между ними)

3.Могут указывать на способ выражения и оформления мыслей.

4.Придают тексту авторскую индивидуальность.

36

Обращение

1. Называет лицо, к которому обращаются с речью.

2. Вносит в содержание текста значимость авторских высказываний, обращенных к конкретному лицу.

3.Выражает отношение автора к лицу,  которое он называет.

37

Однородные члены

1.Используются для перечисления действий, явлений,признаков...

2.Помогают создать мысль более точной, выразительной  и эмоциональной.

38

Бессоюзная связь

1. Усиливает выразительность и значимость мысли в тексте.

2. Демонстрирует  динамику и одновременность событий.

39

Основа предложения

1.Указывает главный предмет, явление или лицо предложения и его действие.

2.Является центральной частью, без которой не может существовать предложение.

40

Неполные предложения

1.Допускают отсутствие некоторых членов предложения в соответствии с контекстом или обстановкой.

2.Находят свое применение чаще всего в диалоге.

41

Прямая речь

1. Используется в качестве точной передачи чужой речи с целью сохранения её индивидуальности и особенностей.

2.Вносит в содержание текста достоверность и значимость высказывания другого лица.

3. Придает тексту выразительность и эмоциональность.

42

Обособленные члены предложения

1.Второстепенные члены, которые выделяются на письме запятыми и служат для уточнения, дополнения, определения и распространения чего-либо.

2.Увеличивают смысловую нагрузку предложения.

43

Словосочета-ние

1.Употребляется в качестве сочетания слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

2.Служит  основным  звеном для построения предложения.

44

Сложные предложения

1.Состоят из нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу, союзной и бессоюзной связью.

2.Позволяют выразить несколько событий в сложной синтаксической конструкции.

45

Диалог

1.Помогает точно оформить разговор двух или более лиц, сохраняя  его индивидуальность и достоверность.

2.Придает тексту выразительность и эмоциональность.

46

Орфография

1.Служит для единообразия написания слов и грамматических форм речи на письме.

2.Определяет принципы правописания орфограмм в слове (морфологический, фонетический, традиционный)

47

Пунктуация

1.Помогает изучить систему знаков препинания в частях письменной речи.

2. Создает правила постановки знаков препинания на письме.

48

Лексика

1.Помогает пополнить словарный запас человека.

2.Способствует правильно определить значение слова, его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением.

49

Фонетика

1. Изучает звуковую сторону речи.

2. Способствует познать тайну звуков речи, их произношение и правописание.

Морфология

1.Помогает изучить слово как часть речи.

2.Позволяет правильно выделять смысловое значение конкретной части речи, её морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте.

50

Публицистиче-ский стиль

1.Помогает сделать речь убедительной и доходчивой благодаря  использованию образных выражений, обращений и вопросов к читателям.

2.Выполняет функцию воздействия на читателя, вовлечения в полемику, побуждения его к поступкам, действиям.

3.Информирует читателя, передает значимую информацию.

51

Художествен-

ный стиль

1.Отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

2.Выполняет функцию эмоционально-эстетического воздействия, создания художественных и поэтических образов.

3. Является "ключом" к душе человека, позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.

52

Слова с уменьшитель-ными суффиксами

1. Способствуют создать образ  с уменьшительно-ласкательным значением с целью подчеркнуть его качества в большей или меньшей степени.

2. Позволяют выразить эмоциональные чувства и отношение автора к тому, о чем идет речь.

53

Многосоюзие

1. Позволяет подчёркнуть однородность высказывания.

2. Придаёт выразительность и значимость мысли.

54

Умолчание

1.Побуждает  к самостоятельным размышлениям и творчеству совместно с автором.

2. Употребляется с целью сознательной недосказанности, чтобы читатель дорисовал картину событий.

55

Абзац

1. Служит для выделения основной микротемы и перехода  к другой.

2.Отражает тот или иной этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или характеристике героя, мысль в рассуждении, доказательстве.

3.Помогает правильно понять текст, отделять одну  его часть от другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....

Памятка по написанию части С ЕГЭ по русскому языку

В Памятке содержатся рекоендации по написанию сочинения в формате ЕГЭ: перечислены обязательные элементы содержания, представлены языковые конструкции, которые можно использовать в разных частях сочин...

Памятка для написания сочинения в 11 классе

Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ....

памятка по написанию сжатого изложения. 9 класс

Основные приемы компрессии текста. Памятка для девятиклассников, сдающих ОГЭ....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)

Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...

Памятка для написания части С

Собственная разработка для учащихся 11 класса...