Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Алексеева   Наталья Владимировна

Тема урока: Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Метапредметная тема: определение и понятие.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Основное содержание урока: Источники  происхождения фразеологизмов. Пометы в толковых и фразеологических словарях.

Виды деятельности: Чтение и анализ текста. Различение фразеологизмов, подбор к ним синонимов. Составление предложений с фразеологическими оборотами.

Предметные:  научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки  лингвистического анализа текста с фразеологизмами.

Метапредметные:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе;

 - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- объяснять языковые явления. Процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами.

- формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

УМК. учебник Т.А. Ладыженская и др. 5 класс в 2 частях.-М.: Просвещение, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Тема урока: Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Метапредметная тема: определение и понятие.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Основное содержание урока: Источники  происхождения фразеологизмов. Пометы в толковых и фразеологических словарях.

Виды деятельности: Чтение и анализ текста. Различение фразеологизмов, подбор к ним синонимов. Составление предложений с фразеологическими оборотами.

Предметные:  научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки  лингвистического анализа текста с фразеологизмами.

Метапредметные:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе;

 - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- объяснять языковые явления. Процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами.

- формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

УМК. учебник Т.А. Ладыженская и др. 5 класс в 2 частях.-М.: Просвещение, 2014.

Технологическая карта.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Формируемые УУД.

Мотивация

к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Обсуждение выполнения домашнего задания.

Актуализация знаний.

Формулировка целей урока.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Выявление места и причины затруднений.

Цель: Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Построение проекта выхода из затруднения.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.

Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умения его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так при решении задач такого класса или типа вообще.

Здравствуйте! Присаживайтесь на места!

 Проверьте свою готовность к уроку.  Порядок на парте, порядок в голове.

Сегодня нам понадобятся знания прошлых уроков, ваше внимание и сосредоточенность, для того чтобы двигаться дальше и развиваться.

Итак, начнем!

Друзья, я очень рада.

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

Проверка дом задания.

Упр 140

Ребята, насколько качественно вы выполнили домашнее задание?

Какова же основная мысль текста?

 Какие орфографические задачи вам пришлось решать, выполняя задание?   Ответ.

Кто может смело поставить себе пять?

 Оценка 4. Почему? Что ты не доделал?

Кто испытывал трудности при выполнении заданий? Как вы думаете, почему?

Поставьте себе оценку и сдайте тетради на проверку.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Что б не кружилась голова.

Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие, и не одно. А для этого нам необходимо провести лингвистическую разминку – разгадать кроссворд.

 Результатом – первое открытие  - тема урока.

Желаю вам удачи.

Работаете в парах.

                  Слово по вертикали Фразеология.

«Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений», - говорил академик Виноградов.

 Откройте тетради.

Запишите    Четырнадцатое октября.

                      Классная  работа

Тема урока

«Фразеология».

Формулировка целей урока.

  1. Прочитайте внимательно формулировку темы.
  2. Давайте проверим, все ли понятно в названии темы.
  3. Какие слово вы встретили впервые?
  1. Может ли кто-нибудь сказать, что такое фразеологизмы, дать точное определение?

Значит, какие же новые знания нам нужно освоить?

Признаки фразеологизмов

  1. А знаете ли вы, как отличить фразеологизм  от других слов и словосочетаний?

Следовательно, какое еще знание необходимо?

  1. А если такие знания у вас появятся, какое умение сможем  выработать в связи с этим знанием?

Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Уметь употреблять в речи с целью обогащения.

А теперь давайте  единое целое цели нашего урока.

Какие знания и умения вы сможете приобрести?

Если мы все это узнаем, то будем уметь.

Ребята, а как вы сможете проверить, какие знания и умения вы приобрели.

1. сможем найти фразеологизм в тексте.

2. определить его значение.

Если вы его найдете в тексте.

 Будете знать значение, то тогда вы сможете употреблять фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее ярче, образней.

Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он сво

Внимательно послушайте текст постарайтесь выписать фразеологизмы и ответьте на вопрос: «В чем заключается особенность данного текста?»

Чтение текста.

Мой самый лучший друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.  Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается,  был, и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши  с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

- Нет, мать, - заключил однажды отец.

- Я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку, в конце концов, показать, где раки зимуют.

Итак, в чем заключается  особенность текста?

Особенность текста составляет наличие в нем фразеологизмов.

Назовите их.

«Считать ворон, бить баклуши, гонять лодыря, палец о палец не ударял).

Что в нём необычного, всё ли вам понятно?  Какие-то, может быть, незнакомые слова или выражения вы увидели в этом тексте? Вы можете сказать, что это збаклуши, которые надо бить?

Ребята, в основе этого забавного рассказа лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельным значением, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, а смысл несет все выражение в целом. Например «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение.

Давайте обратимся  к учебнику Упр 145

Здесь фразеологизмы изображены в прямом значении.

Запишите их – попробуйте заменить одним словом.

Сесть в калошу –

Водить за нос –

Вставлять палки в колеса-

Изучением таких выражение занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово Ф происходит от двух слов «фразис» - выражение, «логос» - учение. Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.

Прочитайте определение на стр 81.

что такое фразеология?

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: определите отношение к человеку во фразеологизме «на все руки мастер» - одобрение трудолюбивого и умелого человека,

«работать спустя рукава»- осуждение недобросовестного отношения к труду

«семи пядей во лбу» - очень умный.

«ни то ни се» - ничем не выделяющийся.

Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Новместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны.

Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.

6) Краткие выступления заранее подготовленных учеников с включением слова учителя: 1) « Слово впросак произошло от слов в и просак; так назывался стан для кручения веревок. Отсюда и смысл выражения: попасть волосами в такой стан было очень неприятно. Слово стрекач означало «бегство».

2) « Слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить.

 Итак, Окунемся в мир фразеологизмов 

Будем делать открытия и попробуем себя в роли юных лингвистов.

Поэтапно будем заполнять таблицу- помощника.

Открытие 1

Что же такое фразеологизм? Прочитайте определение на стр 81

Давайте разберемся с понятием «устойчивое сочетание»

Что такое сочетание? (соединение нескольких слов друг с другом).

А устойчивый, это какой?  

Устойчивый, имеющий опору, умеющий твердо стоять, неменяющийся, неразложимый (словарная статья)

Если мы говорим про словосочетания, то такие словосочетания будут называться несвободными, т.е. «неразложимыми».

Учебник стр 80 прочитайте сделайте вывод.

 Вывод 1: Нельзя менять слова.  фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова, объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.

Выполним задание.

Попробуем составить словосочетания с данными в скобках словамивыясним, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами.

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

 Среди этих словосочетаний есть устойчивые (зачитывают, объясняют, что означают) Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде.

Открытие 2

Запишите фразеологизм

Работать спустя рукава-

Обвести вокруг пальца

Попробуйте заменить их одним словом

Плохо.

Обмануть

Вывод 2: устойчивые сочетания можно заменить одним словом.

Физминутка.  «Устаревшие слова».

А теперь немного поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо,  не  ловите ворон и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. (шею)

         Расправьте рамена.(плечи)

                                 Поднимите десницу и шуйцу (десница- правая рука, шуйца- левая рука).

                                      Укажите перстами (палец) на чело. (Лоб). Очи, бры, уста, лианиты).

Ударьте дланью о долонь ( ладонь)

Погрозите перстом соседу ( палец).

К какому виду устаревших слов относятся эти слова? Обоснуйте ответ? Подберите синонимы?

Продолжаем работу.

Открытие 3

Слова и словосочетания являются членами предложения. Назовите грамматическую основу ( подлежащие и сказуемое) второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство.

Давайте, исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов и попробуем выяснить, какими членами предложения они могут быть.

Запишем предложение.

  1. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

Весь урок Иванов бил баклуши. ( сказуемое).

Упр 146  устно объясняем орфограммы.

Вывод 3:  могут выступать в роли любого члена предложения, но чаще всего бывают сказуемым и обстоятельством, весь фразеологизм в целом является одним  членом предложения.

А для того чтобы нам сделать следующее открытие,

Открытие 4.

 давайте запишем следующие фразеологизмы

Жить душа в душу -

Пруд пруди - …

За тридевять земель - …

Засучив рукава - …

Слова для справок: с гулькин нос, рукой подать, как кошка с собакой, спустя рукава.

Составьте пары слов и сделайте вывод.

Вывод: фразеологизмы имеют антонимы? Что такое антонимы?

Открытие 5:

А как выдумаете, могут ли фразеологизмы иметь синонимы?

Тертый калач - стреляный воробей. Про какого человека так можно сказать прошел огонь, воду и медные трубы

Ни зги не видно - тьма кромешная – хоть глаз коли.

Вывод: фразеологизмы имеют синонимы.

 Между фразеологизмами русского языка, как и между словами, бывают отношения синонимии и антонимии.

Открытие 6:

 А теперь, давайте вспомним, какие слова называются омонимами? (одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

Ребята, в русском языке есть фразеологизмы – омонимы.

Например: свести с ума (довести до сумасшествия)

Свести с ума - очень понравился.

 Вывод 6: в русском языке есть фразеологизмы – омонимы.

 Придумайте и запишите предложения с этими фразеологизмами

Вкус торта сводит с ума

Итак, завершающее открытие: 7

Совершив которое, вы сможете ответить на вопрос, с какой целью используются фразеологизмы в речи?

Предложения перед вами.

Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения?

Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал. (Пропустил мимо ушей)

Кирилл целый день бездельничал. (Бил баклуши)

Мы догадывались, что он нас обманывает. (Вешает лапшу на уши)

Первого сентября Ира проснулась очень рано. (Ни свет ни заря)

Вывод: Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли.

Проще сказать "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" нежели описывать это в нескольких предложениях.

Так же можно отметить, что фразеологизм - это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка.

        Красивая правильная речь — несомненное достоинство, как взрослых, так и детей. Меткие образные выражения, такие как фразеологизмы, особенно обогащают её.

Ребята, у каждого из вас на парте лежит карточка-тест. Отметьте галочкой верный вариант ответа.

КАРТОЧКА - ТЕСТ (с самопроверкой)

О каком человеке так говорят:

  1. Он выйдет сухим из воды:
  • ловкий
  • робкий
  1. Он звёзд с неба не хватает:
  • умный
  • глупый
  1. У него денег куры не клюют:
  • богатый
  • бедный
  1. У него семь пятниц на неделе:
  • надёжный
  • рассеянный
  1. У него зимой снега не выпросишь:
  • щедрый
  • жадный
  1. У него душа нараспашку:
  • наивный
  • скрытный
  1. Он водит всех за нос:
  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей

Все справились с заданием? Сложно было его выполнять?

А если возникает затруднение в определении значения фразеологизма? Как найти выход ? Обратиться к словарю?.

Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю (дети читают толкование в словаре и делают ВЫВОД, где можно узнать, значение фразеологизма)

В толковых словарях слово надо искать по ключевому слову.

Пример из словарной статьи    распечать

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: 

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак …

ВАРИАНТ 1.

1. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы.

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег.

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам.

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули.

2. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин

Б) мутить воду

В) выносить сор из избы

Г) пускать пыль в глаза.

3. Из данного предложения выпишите фразеологизм.

Пугачев привел меня в себя своим вопросом: «Говори, по какому же делу выехал ты из Оренбурга»?

Объясните, в чем комизм фразы.

Подковкин спал без сновидений, без подушки, без задних ног.

                                                                                    (В. Коклюшкин)

ВАРИАНТ 2.

1. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) коля легок на подъем, вскоре мы уже встретились на остановке.

Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.

В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала  аккуратный узелок.

Г) Я набрал в рот воды и начал поласкать зубы.

2. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

А) поставить на место

Б) внести лепту

В) подложить свинью

Г) втирать очки

3. Из данного предложения выпишите фразеологизм.

Даже если тебе трудно, не надо опускать руки.

Объясните, в чем комизм фразы.

Подковкин спал без сновидений.без подушки, без задних ног.

                                                                                    (В. Коклюшки)

Подведение итогов исследования. Рефлексия.

Учитель. -Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).

-Какова была цель урока? (как найти словосочетание в переносном значении).

-Достигли ее? (Да).

-В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).

-Что помогло вам в работе? (Групповая работа, работа в парах, алгоритм).

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-обучающихся

Работал в поте лица –   обучающихся

Поломал голову-    обучающийся

Знаю как дважды два –   обучающихся

Учитель: -Ребята, где можно применять новые  знания?  (Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились).

А как вы думаете, всё ли мы уже знаем о фразеологизмах? Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок? (Исследовать источники фразеологизмов и ответить на вопрос, почему их называют самородками).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь

Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи.

Русские фразеологизмы – наши бесценное культурное и национальное достоинство.

Учитель. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

 И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Ученики готовят себя к занятию.

Ученики отвечают, комментируют свои оценки.

Ученики разгадывают кроссворд. Работают в парах

Записывают, читают.

Знаем, дают определение.

Слышал, но не знаю, что это такое?

Не знаю, не слышал.

Нет, не можем, затрудняемся.

Что такое фразеологизмы

Нет?

Как отличить фразеологизм от других слов и сочетаний.

Умение отличать фразеологизм от других слов и сочетаний.

Знания:

  1. Усвоить , расширить, углубить знание о том, что такое фразеологизм.

 О том, как отличать фразеологизм от других слов и

Умения:

1 Умение отличать фразеологизм от других слов.

Смогу назвать отличительные признаки фразеологизмов.

Слушают текст.

Высказывают свое мнение.

Выполняют задание.  Выявляют закономерность.

Чтение материала учебника.

Выводы.

Мотивация учеников на работу.

УУД личностные.

Познавательные (строить логическую цепь рассуждений).

Коммуникативные 

(соблюдать в процессе ответа норму устной и письменной речи)

УУД. Познавательные, регулятивные, личностные.

УУД. Познавательные, регулятивные, личностные.

Регулятивные

Ставить и адекватно формулировать цель деятельность.

Познавательные:

Находить доказательства, строить логическую цепь рассуждений.

Познавательные:

Выдвигают аргументы.

Познавательные:

Находят доказательства, подтверждающие их точку зрения.

Личностные:

Стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные

Осуществлять самоконтроль, самооценку, коррекцию

Личностные:

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Развитие интеллектуальных, творческих  способностей и моральных  качеств личности.

Регулятивные

Осуществление контроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

«Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» Авдеева Л.И.

В работе представлены методические принципы формирования основ коммуникативной компетенции школьников  на уроках русского языка и литературы....

Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Выступление на II зональных педагогических чтениях в г. Рославле «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС второго поколения» на тему «Преподаван...