Урок русского языка в 6 классе "Наклонение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Валитова Оксана Дмитриевна

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_naklonenie_glagolov_1.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка. 6класс.

Тема урока: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Цель: познакомить с понятием «наклонение глагола».

Задачи урока: 

  • Образовательная: учить определять типы наклонений, учить распознавать глаглы трёх наклонений в речи. 
  • Развивающая: углублять знания о глаголе, его морфологических признаках, поддерживать интерес к получению новых знаний; продолжать развитие навыков логического и образного мышления, умения анализировать, сопоставлять языковые явления, вычленять главное в контексте, творческого уровня;
  • Воспитательная: воспитание умения работать аккуратно, внимательности на уроке.

Опорные понятия: глагол, спряжение, лицо, число, наклонение, время, переходность, вид.

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:

  • Понимать/знать: морфологические признаки глагола.
  • Уметь: определять время, спряжение, лицо, число, наклонение, вид глагола;

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы, используемые на уроке: частично - поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютерная презентация, таблица «Наклонение глагола» для каждого учащегося.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин;
  2. Тема и цель урока – 2 мин;
  3. Словарная работа–5 мин;
  4. Новая тема – 10 мин.
  5. Физминутка – 2 мин;
  6. Работа с учебником– 4 мин;
  7. Закрепление–10мин;
  8. Итог урока – 3 мин;
  9. Домашнее задание – 1 мин;
  10. Оценка за урок – 2 мин.

Ход урока.

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный момент

1 слайд.

Ребята, сегодня у нас гости на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов! Проверьте, готовы ли вы к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш и справочная тетрадь – всё ли на месте? Отлично!

 Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Тема и цели урока

2 слайд.

-Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о какой части речи в нём говорится.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.      

-Ребята, о какой части речи  говорится?

2 слайд (по щелчку).

 

Как вы догадались? Дайте определение глагола.

3 слайд.

Какие морфологические категории есть у глагола? (…) Давайте проверим, всё ли мы назвали.

3 слайд (по щелчку).

-Итак, нам  понятно, что продолжаем работать с глаголом. Сегодня мы изучаем новую тему. Мы поговорим о морфологической категории глагола, о которой раньше не знали.

-Откройте тетради и запишите число, тему запишем чуть позднее, потому что вы сами её сформулируете.

Отвечают на вопросы.

Дают определение глагола.

  • Время
  • Вид
  • Переходность
  • Лицо
  • Число
  • Спряжение
  • Род (только в прошедшем времени)
  • Переходность
  • Возвратность

Открывают тетради, записывают число. Оставляют строчку для темы.

III. Словарная работа.

4-7 слайды.

Вначале познакомимся с новыми словами.

-Запишите в словарик словарные слова. Итак, первое слово, кто знает его лексическое значение?

(работа со словарными словами)

-Выделите корень в словах: штукатур, штукатурка, штукатурить.

-Как называются  такие слова?

-Устно составьте предложения с этими словами.

Слайд 8.

-Обратите внимание, как они пишутся. Что объединяет эти слова?

-Среди этих слов есть слово той части речи, о которой сказано в стихотворении. Назовите его.

Слайд 9.

Давайте запишем глагол из словарной работы в тетрадь, определим его морфологические признаки, которые нам уже известны:

а)вид

б)переходность

в) спряжение

Записывают новые слова в словарик. Объясняют лексическое значение слов.

Выделяют корень слов. Дают определение однокоренных слов.

Составляют с ними предложения.

Вспоминают название рабочих специальностей.

Находят и называют глагол.

Начинают работу в тетради.

IV. Новая тема.

10 слайд.

  1. Молодцы, хорошо знаете эту часть речи.

-Сегодня на уроке мы узнаем, что у глаголов есть ещё один постоянный признак.

  1. Запишите предложение «Умение сказать то, что нужно- великое умение, дающееся немногим», найдите глагол.

- В какой он стоит форме?

А теперь задание по рядам: измените этот глагол и составьте с ним предложения, но по-разному.

1 ряд – так, чтобы  этот глагол обозначал, что действие произошло на самом деле;

2 ряд - так, чтобы  этот глагол обозначал, что действие могло бы произойти при каких-либо условиях;

3 ряд - так, чтобы  этот глагол призывал кого-то к действию, приказывал или убеждал действовать.

Проверяем.

-Мы изменили один глагол «сказать» так, что он стал выражать три разных значения. Какие это значения?

-Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для вас глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности.

Слайд 11.

-Предположите, сколько видов наклонения существует в русском языке?

-Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения-Вот теперь мы готовы сформулировать и записать тему урока.

Записывают предложение, над глаголом -  его морфологические признаки.

Выполняют письменно задание учителя по рядам.

Зачитывают получившиеся предложения, словосочетания.

Делают предположение, сколько видов наклонения существует в языке.

Формулируют и записывают тему урока.

Слайд 12.

- А чтобы узнать, какие это наклонения, посмотрите на таблицу. Прочитайте. Правильно, это изъявительное, условное, повелительное наклонения.

-Зачитайте данные  таблицы. У каждого из вас есть её уменьшенные копии, их вы дома вклеите в справочные тетради. Эта таблица поможет вам первое время в определении наклонений глаголов.

-Итак, давайте ещё раз назовём три наклонения глагола, а потом немного отдохнём.

Рассматривают таблицу. Читают определения наклонений.

V. Физминутка

Это не просто физкультминутка, а минутка с заданием. Будьте внимательны: сколько глаголов  прозвучит?  

Руки кверху поднимите,
А потом их отпустите.
А потом их разверните
И к себе скорей прижмите.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

-Кто заметил, глаголы какого наклонения звучали в стихотворении? (повелительного)

 Дети выполняют упражнения, затем отвечают на вопрос, (5 глаголов)

VI. Работа с учебником.

  1. Работа с учебником.
  2. -Мы с вами изучили новую тему, давайте посмотрим, как о наклонениях глагола рассказывается в учебнике.

-Откройте учебник на странице 201. Давайте прочитаем материал учебника.

-Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт?

-Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?

-Какое наклонение выражает побуждение к действию?

-Какая информация, данная в учебнике, ещё не прозвучала на сегодняшнем уроке?

Зачитывают материал учебника. Делают вывод.

Говорят, что глаголы в изъявительном наклонении имеют категорию времени.

VII. Закрепление.

Слайд 13-21.

-Давайте потренируемся в определении наклонений глагола.

1. -Я буду читать предложения, а вы мысленно разделите тетрадь на три колоночки, подпишите их и выписывайте только глаголы в нужный столбик (по цепочке к доске).

1) Достаётся недёшево счастье трудных дорог…

             Что ты сделал хорошего?

             Чем ты людям помог?

2) Не трудился бы, так и хлеба не добился бы.

3) Прилетит  вдруг  волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино.

4) Не за своё дело не берись, но за своим делом не ленись.

5) Людей слушай, а свой ум имей.

6) Если мыло приходило бы по утрам ко мне в кровать.

7) Если был бы я девчонкой -

 Я бы время не терял!

 Я б на улице не прыгал,

 Я б рубашки постирал…

8) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

9) Береги землю любимую, как мать родную.

-Посмотрите на получившиеся записи. Давайте ещё раз скажем, что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? В условном? В повелительном?

-ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ  ГЛАГОЛА. В каком столбике будем определять? То есть только глаголы изъявительного наклонения имеют категорию времени.

Выписывают глаголы в три столбика.

К доске выходят по цепочке, записывают в нужный столбик.

Вспоминают материал учебника.

22 слайд.

  1. Выборочный диктант.

Из текста, который вы видите на экране, выписывайте только глаголы, определите их наклонение.

23 слайд.

  1. Прочитайте слова. Все ли слова здесь одной части речи? (нет, бег и падение – существительные (они зачёркиваются по щелчку).

Задание: выберите 1 глагол и УСТНО составьте с ним 3 словосочетания или предложения, употребив его в разных наклонениях.

Проверка (3-4 ученика зачитывают свои варианты).

24 слайд.

  1. -Потренируемся в образовании трёх форм наклонений. Измените глаголы думать, участвовать, извиняться, извиниться  по наклонениям, запишите их в таблицу.

  1. Фронтальная работа с записью в тетради (если останется время).

От данных глаголов образуйте все формы наклонений.

Жить – живу – жил бы - живи

Мазать – мажу – мазал бы - мажь

Бросать – брошу – бросил бы - брось

Бороться - борюсь – боролся бы - борись

Стричь – стригу – стриг бы – стриги

Один работает у доски, остальные – в тетради.

Записываем наиболее удачные предложения.

Думал- думал бы -думай

Участвую -участвовал бы- участвуй

Извинялся -извинялся бы- извиняйся

Извинился- извинился бы- извинись

(по одному человеку на глагол к доске)

VIII. Итог урока.

25 слайд.

-О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?

-Чем они отличаются друг от друга?

-В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

 Подводят итог урока.

IX. Домашнее задание

Читать материал параграфа 83, упр. 483, словарные слова.

Тренировочное упражнение.

X. Оценка за урок

Выставление оценок.

Оценивают вместе с учителем свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"

Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....

Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино,  позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...