Рабочая программа по литературе, 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование  по литературе  для 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ_lit_11_klass.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

«Рассмотрено»                                                    «Согласовано»                                                              «Утверждаю»                                                                                  

Руководитель ШМО                                           Заместитель руководителя по УВР                              Директор МБОУ «Сулеевская СОШ

______ /Газизова Л.Р./                                        МБОУ  «Сулеевская СОШ  им.Р.Г. Галеева»             им.Р.Г. Галеева»

                                                                                  ________/ Гарифуллина Г.Г.                                     _________/_Заляева Г.А.

Протокол № 1                                                        «31» августа 2016г                                                       «31» августа    2016г.                                

«31»  августа 2016г.

                                                                                     РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    

по русской литературе  для 11 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

                                                                           « Сулеевская СОШ им.Р.Г. Галеева»

Альметьевского муниципального района

Республики Татарстан

                                                                        Гарифуллиной Гульнур Газимовны

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной  категории

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                 педагогического совета

                                                                                                                                                                                 Протокол №1 от  «31»  августа 2016г.


                                                                                                 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской литературе в 11 классе  разработана на основе

   - Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ

         - Закона «Об образовании» Республики Татарстан от 22.07.2013 года № 68-ЗРТ

        - федерального компонента государственного стандарта (2004 г.);

- примерной программы  по русской литературе

 -Инструктивно-методического письма МОН РТ от 07.06.06 №1255/6 «Особенности  преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях перехода на федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного  общего и среднего (полного) образования»

          - Инструктивно-методическое письмо о методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях от 4 сентября 2008 года №03-1905

         - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

        -Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Сулеевская средняя общеобразовательная школа им. Р.Г.Галеева», введенной в действие приказом  № 26 от 31.08.2013 года

   - Учебного плана МБОУ «Сулеевская средняя общеобразовательная школа им. Р.Г.Галеева», введенного в действие приказом  № 43  от 31.08.2016 года

  -Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ учебных предметов, элективных курсов, кружков МБОУ «Сулеевская СОШ  им. Р.Г.Галеева» по предметам, утверждённого 01.09.2013г.

  - Годового календарного учебного графика МБОУ «Сулеевская СОШ им. Р.Г.Галеева», утвержденного приказом № 42  от 312016г.

        Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями  выдающихся писателей, воспитать  у школьников интерес  к русской литературе  и культуре, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, высокую человеческую культуру.

Общими показателями достижения цели  литературного образования являются:

- начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

- складывающиеся читательские интересы;

-глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений;

-уровень овладения знаниями о литературе (умение применить  их при анализе и оценке художественных произведений)

-качество речевых навыков и умений, формируемых  в процессе  преподавания русской литературы

Учащиеся 11 класса должны владеть критериями оценки художественных произведений; уметь характеризовать главных героев произведений; знать их основные проблемы, и художественные особенности;  самостоятельно оценивать непреходящее, общечеловеческое значение произведений.  Программа предполагает, что выпускники средней школы должны уметь  выразительно читать художественные произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать на диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Программа «Русская литература 5-11» под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, изд. «Магариф», 2009 г.
  2. Учебник «Русская литература 11 в 2-х частях». М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Ж.Ф.Хакимова, Т.О.Скиргайло. Казань, «Магариф», 2006.
  3. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2004 г.
  4. Приказ МОиН РТ от 07.06.06 г. № 1255/6 «Об особенностях преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях перехода на федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования».
  5. Письмо МоиН РТ от 04.09.2008 г. № 03-1905 «О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях».

Учебно-методическая литература:

  1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Москва, «ВАКО», 2004.
  2. Доклады по литературе. Учебно-методическое пособие. Москва, «Экзамен», 2005.
  3. Литература. ЕГЭ. Учебное пособие. Москва, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2004.
  4. Е.Л.Ерохина, М.А.Аристова, Е.В.Зуева, Е.М.Крамчаткина. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Москва, «ЭКЗАМЕН», 2011.
  5. В.Пименова. Сочинение как творческий вид работы. Москва, «Чистые пруды», 2007.
  6. Литература в схемах и таблицах. С.Петербург, «Тригон», 2008.  

Контрольные измерительные материалы:

  1. Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. Тесты по литературе. Москва, «Айрис-пресс», 2004.
  2. Е.Л.Ерохина. Литература. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь. 2010.
  3. Е.Л.Ерохина.  Литература. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. 2011.
  4. В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах.2010.
  5. В.Т.Смирнова, Е.А.Коваленко. Литература. Интенсивный курс подготовки к единому государственному экзамену. Москва, «Айрис-пресс», 2005
  6. Л.А.Скубачевская, Т.В.Надозирная, Н.В.Слаутина. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник. Москва, «Эксмо», 2011.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. http://www.fipi.ru
  4. http://www.prosa.ru

        5)    http://www.pritchi.ru

                                                                           Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен:

знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Содержание программы

№ п/п

Тема

Количество часов

Из них

на развитие речи

на внеклассное чтение

1

Традиции и новаторство в русской литературе начала 20-го века

3

2

И.А.Бунин.

4

1

3

А.И.Куприн

2

4

М.Горький

5

1

5

Зарубежная литература первой половины XX века.Б.Шоу, Г.Аполинер

4

6

Серебряный век» русской поэзии. Символизм.

2

7

Поэты «серебряного века»

3

8

А.А.Блок.

6

1

9

В.В.Маяковский

6

10

С.А.Есенин

4

1

11

М.И.Цветаева

3

12

О.Мандельштам

3

13

А.А.Ахматова

3

1

14

Пастернак

3

15

 М.А.Булгаков

5

1

16

А. П.Платонов

2

1

17

М.А.Шолохов

5

1

18

Э.Хемингуэй.

1

19

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

2

20

Кондратьев

1

21

А.Твардовский

2

22

М.Джалиль

1

23

В.Т.Шаламов

2

1

24

А.И.Солженицын

3

25

Б.Л.Пастернак.  

3

26

Ф.А.Абрамов

1

27

В.П.Астафьев

1

28

В.Г.Распутин  

1

29

В.М.Шукшин

1

30

Лирика Н.М.Рубцова

1

31

Лирика Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,  Б.А.Ахмадуллиной.

1

35

Авторская песня.  Арбатский мир Булата Окуджавы

1

36

Жизнь и творчество В.Высоцкого. «Сорванный голос» поколения.

1

37

А.В.Вампилов

2

38

«Городская проза» в русской литературе 70-80-х годов. Ю.В.Трифонов».

1

39

И.А.Бродский

1

40

Р.Гамзатов

1

41

Литература последнего десятилетия.

2

42

Зарубежная литература.

2

43

Проблемы и нравственные уроки литературы ХХ века. Систематизация и обобщение изученного.

1

                                                                                                                                                                                                                                           Всего

91

9

2

Тематическое распределение учебного материала

№ урока

Тема урока

Кол

час

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Вид контроля, измерители

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Русская  литература  ХХ  в.  в  контексте  мировой  культуры.

Основные  темы и проблемы

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Знать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимосвязь.

Прочитать вводные статьи учебника, составить тезисы

2

  Взаимодействие  зарубежной,  рус-

ской литературы и литературы других народов России, отражение в

них “вечных” проблем бытия

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Знать Взаимодействие  зарубежной,  рус-

ской литературы и литературы других народов России,

Прочитать вводные статьи учебника, составить тезисы,конспектировать

3

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже 19-20 веков. Новые литературные течения. Модернизм..

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Выборочная проверка записей тезисов. Фронтальный опрос.

Знать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимосвязь.

Прочитать вводные статьи учебника, составить тезисы; подготовить небольшие сообщения о театре, музыке, живописи этого периода.

3.09

4

Проза начала 20-го века. И.А.Бунин. Рассказ «Поздней ночью».

1

Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся

Рассказ о жизни и творчестве Бунина,  беседа по содержанию прочитанного рассказа

Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка рецензии на ответ одноклассника.

Знать стилевые особенности произведений Бунина.  

Прочитать рассказ Бунина «Ворон», подумать над его проблематикой, языковыми и образными особенностями

5.09

5

И.А.Бунин. Рассказ  «Антоновские яблоки»

1

Совершенствование знаний, умений и навыков

Представление рассказов, выразительное чтение, беседа, работа в группах

Оценка анализа прочитанного рассказа «Ворон».

Уметь выделять художественные детали, формирование навыков анализа текста

Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско», подготовить устный рассказ «Моё впечатление от прочитанного».

6.09

6

Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско».

1

Совершенствование знаний, умений и навыков.

Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа.

Ответы на вопросы, оценка индивидуальных домашних заданий, фронтальная беседа

Уметь раскрывать философское содержание рассказов Бунина

Ответить на вопросы учебника. Прочитать 3 стих-ия поэта, проанализировать.

10.09

7

Философичность и тонкий лиризм лирики И.А.Бунина. «Крещенская ночь», «Ночь», «Листья падают в саду...», «Одиночество», «Забытый фонтан», «Песня»,  «Последний шмель»

1

Изучение нового

Выразительное чтение, анализ стихотворений «Крещенская ночь», «Ночь», «Листья падают в саду...», «Одиночество», «Забытый фонтан», «Песня»,  «Последний шмель»

индивидуальный

Уметь раскрывать живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

Выучить одно из стихотворений наизусть (по выбору)

12.09

8

Р.Р. Сочинение.Стилевое своеобразие произведений И. А.Бунина.

1

Ответы на проблемные вопросы, исследование поэтического изображения родной природы

Фронтальный, индивидуальный

Уметь определять своеобразие стиля в поэтических и прозаических произведениях Бунина

Читать повесть «Олеся», ответить на вопросы учебника

13.09

9

Жизнь и творчество А.И.Куприна. «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести.

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа

Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции

Фронтальный

Знать особенности творчества Куприна, уметь сравнивать его с творчеством Бунина.

Подумать над проблематикой повести «Олеся»

17.09

10

Столкновение «естественного»  человека  с  современной  цивилизацией.

1

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа

Работа с текстом, беседа по содержанию, сопоставительный анализ

Ответы учеников на вопросы, характеристика героев, фронтальный опрос, запись в тетради наиболее значимых моментов при анализе произведения

Уметь понимать глубину человеческих чувств, красоту природы

Прочитать «Гранатовый браслет»

19.09

11

Ранние романтические произведения Максима Горького.

1

Изучение нового материала

Лекция. Беседа по содержанию рассказов «Челкаш», «Макар Чудра», реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос

Индивидуальный, фронтальный

Знать важнейшие биографические сведения о писателе и  его произведения, содержание прочитанных ранних романтических рассказов Горького, уметь находить романтические приемы в них.

Читать рассказ «Старуха Изергиль»

26.09

12

Проблематика и особенности композиции рассказа  «Старуха Изергиль»

1

Изучение нового материала

Выборочное и комментированное чтение отрывков, беседа

фронтальный

Знать о композиционных особенностях рассказа. Уметь сопоставлять и оценивать поступки героев.

Выучить наизусть отрывок из «Легенда о Данко»

27.09

13

 «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы.

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть. Сообщения учащихся об обитателях ночлежки (по выбору). Лекция с элементами беседы

индивдуальный

Знать текст пьесы; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь определять проблематику,  объяснить  смысл названия произведения

Выписать мысли Луки о жизни, вере, правде

01.10

14

Три правды в пьесе  «На дне». Споры о назначении человека в пьесе.

1

Семинар-практикум

Семинар.

Проблемные вопросы

Знать правила общения (спора). Уметь критически оценивать поступки и слова героев пр-ия, использовать критическую литературу при изучении пр-ия, интерпретировать: толковать финальную сцену пьесы (свое досказывание).

Выучить наизусть монолог Сатина о Человеке (по желанию)

03.10

15

М.Горький  и МХТ. Влияние творчества Горького на родную литературу.

1

Изучение нового материала

Чтение и комментирование основных моментов статьи. Аналитическая беседа

фронтальный

Уметь выделять главное  в тексте; составлять тезисы и находить аргументы.

Подготовить материалы к сочинению по творчеству Горького.

04.10

16

Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького.  

1

Урок обобщения

ЗУН  и контроля

знаний уч-ся.

Фрагментарное обсуждение, взаимное рецензирование, саморедактирование.

Самостоятельная письменная работа

Знать важнейшие биографические сведения о писателе и  его произведения, уметь рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме

Написать сочинение на 1 из предложенных тем.

08.10

17

Зарубежная литература первой половины XX века. Основные  тенденции  и  направления  в  литературе  первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Выборочная проверка записей тезисов. Фронтальный опрос.

Знать основные  тенденции  и  направления  в  литературе  первой половины ХХ в.

Прочитать вводные статьи учебника, составить тезисы; подготовить небольшие сообщения

18

Б. Шоу. «Пигмалион» Своеобразие конфликта  в пьесе.

1

Изучение нового

Выразительное чтение отрывков, анализ. Беседа.

Словарная работа.

Фронтальный опрос

Читать указанные стих-ия Рильке. Вспомнить особенности творчества С.Есенина.

19

Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей  и  мнимых  ценностей  Чеховские  традиции  в  творчестве писателя

1

Изучение нового

Беседа,анализ

Словарная работа.

Фронтальный опрос

20

Г.Аполиннер. Жизнь и творчество.Стихотворение «Мост  Мирабо»Непосредственность  чувств,  характер  лирического  переживаний

1

Изучение нового

Выразительное чтение отрывков, анализ. Беседа.

Словарная работа.

Фронтальный опрос

21

«Серебряный век» русской поэзии. Литературные  течения  поэзии  русского  модернизма:  символизм,  акмеизм, футуризм. Поэты, творившие  вне  литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

1

Урок-лекция

Лекция учителя с элементами беседы, Составление конспекта. Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, работа с критической литературой, совершенствование навыков выразительного чтения

Проследить за составлением конспектов

Знать понятия «символизм», «серебряный век»,  «акмеизм», «футуризм»,  о судьбе поэтов серебряного века, уметь  кратко охарактеризовать   основные направления.

Прочитать о «Сер. веке» по учебнику В.А.Чалмаева, С.А.Зинина стр. 126-127, ответить на вопросы.

10.10

22

Истоки  русского  символизма.  Влияние  западноевропейской философии  и  поэзии  на творчество  русских  символистов.  Связь  с романтизмом.

1

Урок-лекция

Лекция учителя с элементами беседы, Составление конспекта. Составление опорных схем, совершенствование навыков выразительного чтения

Проследить за составлением конспектов

Знать понятия «символизм», «серебряный век»,  «акмеизм», «футуризм»,  о судьбе поэтов серебряного века, уметь  кратко охарактеризовать   основные направления.

Сообщение по биографии и творчеству В.Брюсова, создание презентации (индивидуально).

23

 Проблематика и стиль произведений основоположника символизма.В.Я.Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»

1

Изучение нового материала

Выступления уч-ся о жизни поэта, выраз. чтение стихотворений «Грядущие гунны», «Мне грустно оттого…» и др.

Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока

Знать о значении творчества Брюсова для русской  поэзии, разобраться  в особенностях поэтики Брюсова.  уметь анализировать лирическое произведение

Читать стихотворения Н.Гумилева.

11.10

24

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

1

Изучение нового материала,

Выступления уч-ся о жизни и творчестве поэта, выраз. чтение стихотворений с анализом.

Вопросы по анализу стихотворения

(Вопросы ЕГЭ по литер)

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, о его творчестве. Уметь определять идейно-художественную роль  ИВС языка; решать тестовые задания.

Выписать из литературоведческого словаря значения слов «импровизация», «лексические повторы».

15.10

25

К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество. Основные  темы  и  мотивы  поэзии  Бальмонта.Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

1

Изучение нового материала,

Выступления уч-ся о жизни и творчестве поэта, выраз. чтение стихотворений с анализом.

Вопросы по анализу стихотворения

(Вопросы ЕГЭ по литер)

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, о его творчестве. Уметь определять идейно-художественную роль  ИВС языка; решать тестовые задания.

26

А.А.Блок и символизм.  Лирический герой ранней лирики поэта

1

Изучение нового материала,

Выступления уч-ся о жизни и творчестве поэта, выразительное чтение стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

.

индивидуальный

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности   лирики. Уметь наизусть выразительно читать  стихотворения Блока  

Подготовить выразительное чтение «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика», ответить на вопросы учебника с.   222-223, 229

17.10

27

Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока.  Стихотворения «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика».

1

Изучение нового материала

Анализ стихотворений «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика».

индивидуальный

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их;  рассмотреть композицию стих. «Незнакомка»

Вспомнить стих-ия других поэтов на данную тему. Выучить наизусть «Незнакомка»

18.10

28

  Тема  родины  в  цикле «На поле Куликовом» «Россия», «Река раскинулась…»,  «На железной дороге», «Русь»  

1

Совершенствование  ЗУН; Практикум

Анализ стихотворений. «Россия», «Река раскинулась…»,  «На железной дороге», «Русь» и др. Письменный ответ на вопросы по анализу стихотворений

индивидуальный

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Выучить наизусть «Вхожу я в темные храмы».

22.10

29

Р.Р. Слова-образы в лирике А. Блока.  «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»

1

Практикум.

Лингвистический анализ стихотворений «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…» и др.

Проблемные вопросы

Уметь производить лингвистический анализ лирических  произведений Блока, определять в них значение слов-символов.

Перечитать поэму «Двенадцать»

24.10

30

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.  

1

Изучение нового материала

Аналитическое чтение поэмы и беседа. Какие  интонации звучат в поэме?

Самостоятельно найти слова-символы.

Знать историческую основу создания и художественные особенности поэмы,  её тематику, проблематику, уметь раскрывать композиционные, языковые особенности

Вспомнить размеры стиха : хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий. Читать произведения А.Ахматовой.

25.10

31

Авторская позиция и способы ее выражения в поэме «Двенадцать».

1

Исследовательский

Чтение вслед за автором.

Проблемные вопросы.

Уметь видеть авторское отношение к происходящему в стране и способы отражения данного мнения.

Домашнее сочинение по творчеству А.Блока.

29.10

32

Сочинение по творчеству А. А. Блока

1

Совершенствование  ЗУН; развитие речи

Самостоятельная письменная работа над проблемными вопросами.

самостоятельная индивидуальная работа

Знать важнейшие биографические сведения о поэта  и  их произведения, уметь рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме.

33

Жизнь и творчество В.Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта» А вы  могли бы?», «Послушайте!»,   

1

Изучение нового материала,

Лекция с элементами беседы. Анализ стихотворений, комментированное чтение «А вы  могли бы?», «Послушайте!»,  Объяснение значений слов «гипербола», «метафора»,  «литота».

индивидуальный

Знать важнейшие биографические сведения о поэте;  особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Рассказать о футуризме. Читать «Нате!», «Скрипка и немножко нервно».

31.10

34

Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лирике. «Скрипка и немножко нервно»

1

Совершенствование  

ЗУН;

Ответы на вопросы  по анализу стих. «Нате!», «Скрипка и немножко нервно».

Анализ стихотворений

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Юбилейное»

01.10

35

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»

1

Изучение нового материала

Чтение отрывок из поэм Маяковского, анализ «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», беседа по содержанию.

Чтение наизусть из «Юбилейное»

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Проанализировать стих-ия «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой».

12.11

36

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

1

Совершенствование  ЗУН;

Выступления уч-ся о поэте. Аналитическая беседа, анализ стихотворений «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Проследить, как  уч-ся  определили размер стих. и поэм Маяковского.

Знать об особенностях  лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Сравнить стих. Маяковского о любви со стихотв. других поэтов.

Подготовить сообщение о новаторстве в поэзии Маяковского

14.11

37

Бунт «тринадцатого апостола»  в поэме «Облако в штанах»

1

Изучение нового материала

Запись за учителем лекции учителя. Анализ глав поэмы. Словарная работа.

Проблемные вопросы

Знать о дореволюционном творчестве, проблематике. Уметь самостоятельно мыслить.

Подготовить сообщение: Маяковский и творчество татарских поэтов.

15.11

38

Традиции и новаторство в поэзии  Маяковского. «Прозаседавшиеся»

1

Урок обобщения ЗУН

Диспут. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся»

Тест «Жизнь и творчество Маяковского.

Знать о новаторстве  творчества поэта.  

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Есенина.

19.11

39

 Жизнь  и творчество С.Есенина. Серебряное окружение поэта.

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы,  конспектирование,  аналитическое чтение

Тест по ранее изученным стихотворениям поэта

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь конспектировать лекцию учителя; анализировать лирические произведения.

Вспомнить изученные стихотворения поэта. Выучить стих-ие  «Русь советская»

21.11

40

Тема  любви к Родине  в лирике С.А.Есенина. «Гой ты Русь, моя родная»,  «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину», «Заметался пожар голубой…

1

Совершенствование  ЗУН;

Анализ стихотворений.   «Гой ты Русь, моя родная»,  «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину», «Заметался пожар голубой…

Чтение наизусть стихотворения  «Русь советская»

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Тема Родины в лирике других поэтов

22.11

41

Искренность, любовь и сострадание  «ко всему живому» в лирике С.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери»

1

Совершенствование  

ЗУН;

Анализ стихотворений «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери»

Письменный анализ  стих. Есенина  (вопросы КИМ)  

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Собрать материал для сочинения по лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского. выучить наизусть «Письмо матери»

26.11

42

Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Влияние  поэзии  Есенина  на  развитие родной литературы.  

1

Изучение нового материала

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

43

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

1

Совершенствование  ЗУН; развитие речи

Самостоятельная письменная работа над проблемными вопросами.

самостоятельная индивидуальная работа

Знать важнейшие биографические сведения о поэтах  и  их произведения, уметь рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме.

Инд. сообщение: «М.Цветаева в Елабуге»

28.11

44

Марина  Цветаева. Основные  мотивы  лирики.

1

Изучение нового материала

Чтение и анализ стихотворений «Моим стихам, написанным…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня…», «Тоска по родине!..», « «Бабушке», «Молитва» и др.

Практическая работа. Чтение наизусть

Знать основные мотивы лирики Цветаевой. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте, опр-ять их роль.

Читать стихотворения М.Цветаевой по учебнику, подготовить презентацию о жизни и тв-ве поэта (индив). Выучить наизусть «Стихи о Москве»

29.11

45

Стихотворения  «Моим стихам, написанным…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня…», «Тоска по родине!..», « «Бабушке», «Молитва» и др.

1

Изучение нового материала

Чтение и анализ стихотворений «Моим стихам, написанным…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня…», «Тоска по родине!..», « «Бабушке», «Молитва» и др.

Практическая работа. Чтение наизусть

Знать основные мотивы лирики Цветаевой. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте, опр-ять их роль.

46

Фольклорные и литературные образы и  мотивы  в  лирике Цветаевой.  Своеобразие  цветаевского  поэтиче-ского стиля.

1

Изучение нового материала

Практическая работа

Знать основные мотивы лирики Цветаевой. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте, опр-ять их роль.

47

О.Э.Мандельштам.  Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Ленинград» («Я вернулся в мой город…») .

2

Изучение нового материала

Прослушивание песни «Ленинград» («Я вернулся в мой город…»)

Фронтальная, индивидуальная. Чтение наизусть

Знать основные этапы жизненного пути поэта; особенности стиля. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте, опр-ять их роль.

Повторить о понятии «символизм» и  творчестве поэтов-символистов.

05.12

06.12

48

Историзм,  философичность  и  ассоциативность  поэтических образов Мандельштама

1

Изучение нового материала

Фронтальная, индивидуальная

Знать основные этапы жизненного пути поэта; особенности стиля. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте, опр-ять их роль.

49

Стихотворения «Бессонница. Гомер…», «Notre Dame»,  «Петербургские строфы», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Петербургские строфы»

1

Изучение нового материала

.Анализ стихотворений «Бессонница. Гомер…», «Notre Dame»,  «Петербургские строфы», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Петербургские строфы»

Фронтальная, индивидуальная

Знать особенности лирики поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

50

Анна  Ахматова. Основные  мотивы  лирики. «Не с теми я…», "«Перед весной бывают дни такие…», «Стихи о Петербурге», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был…», «Родная земля»

1

Совершенствование  ЗУН;

Чтение и анализ стих-ий «Не с теми я…», "«Перед весной бывают дни такие…», «Стихи о Петербурге», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был…», «Родная земля»

Рассказать об образах поэмы

Знать об акмеизме как об авангардном течении. Знать композиционные способности  поэмы,  уметь выразительно читать и  анализировать  лексические особенности поэмы.

Выучить наизусть «Не с теми я…»

Анализировать стихотворения, представленные в учебнике.

10.1212.12

51

Анна Ахматова «Реквием» История  создания  и  публикации.  Поэма  как  свидетельство гражданского  мужества  Ахматовой

1

Совершенствование  ЗУН

Аналитическое чтение поэмы и беседа.

Самостоятельный анализ стихотворений

Знать  о судьбе  писателей в годы революции, уметь рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме

Читать роман «Разгром».

52

Анна Ахматова «Реквием» Своеобразие композиции. Сочетание интонации скорби и суровой торжественности.

1

Совершенствование  ЗУН

Аналитическое чтение поэмы и беседа.

Самостоятельный анализ стихотворений

Знать  о судьбе  писателей в годы революции, уметь рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме

Читать роман «Разгром».

13.12

53

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

1

Совершенствование  ЗУН; развитие речи

Самостоятельная письменная работа над проблемными вопросами.

самостоятельная индивидуальная работа

Знать важнейшие биографические сведения о поэтах  и  их произведения, уметь рассуждать,  составлять  письменные   высказывания  по заданной теме.

54

Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии.

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Лекция с элементами беседы,  доклады уч-ся,  анализ  и чтение стихотворений

Анализ стихотворения «Годами когда-нибудь в зале концертной…»

Перечитать по учебнику главы из романа «Доктор Живаго». Выучить наизусть «Февраль. Достать чернила…»

28.02

55

Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и своеобразие. Тема интеллигенции и революции.

1

Изучение нового материала

Знать историю создания пр-ия, жанровое своеобразие.  Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.

Чтение наизусть выученного стих-ия. Запись основных положений лекции. Беседа, проблемные вопросы.

Проблемные вопросы. Анализ стихотворений Юрия Живаго «Гамлет», «Зимняя ночь».

Читать стихи, указанные учителем.

04.03

56

Лирика  Б.Л.Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!,,», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,«Определение поэзии»,»Гамлет», «Зимняя ночь» «Любить иных – тяжелый крест», «Сосны»,

1

Изучение нового материала

Знать тематику и особенности лирики П., основные мотивы. Уметь анализировать поэтическое произведение.

Лекция с элементами беседы,  доклады уч-ся,  анализ  и чтение стихотворений«Никого не будет в доме», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест», «Сосны», «Иней», «Июль»,  «Определение поэзии». Словарная работа.

Анализ стихотворений

Сообщение и презентация о Заболоцком.

57

М.А.Булгаков. Очерк жизни и творчества.

1

Изучение нового

Знать текст произведения, уметь определять авторскую позицию в раскрытии исторических событий, идею, тему произведения

Беседа по содержанию романа, работа над текстом, анализ эпизода

Ответы на вопросы по анализу эпизода

Перечитать главы из романа «Белая гвардия», знать содержание.

14.01

58

59

Трагизм смутного времени в романе «Белая гвардия».

События гражданской войны и семья Турбиных.

2

Изучение нового, совершенствование  ЗУН

Знать текст произведения, уметь определять авторскую позицию в раскрытии исторических событий, идею, тему произведения.

Беседа по содержанию романа, работа над текстом, анализ эпизода

Проблемные задания

Ответить на вопрос «В чем своеобразие булгаковской концепции Гражданской войны?»

Перечит.  «Мастер и Маргарита». Чит. гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Сопоставить «ершалаимские » главы с библейским первоисточником,  найти расхождения. – 1 гр. Охар-ть Пилата и Иешуа – 2 гр.

16.01

17.01

60

Роман «Мастер и Маргарита». Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

1

Совершенствование  

ЗУН;

Уметь делать обобщение на основе сравнительной хар-ки героев Понтия Пилата и Иешуы Га-Ноцри

Беседа. Комментированное и выборочное чтение.

Проблемные задания.

Подготовить образную хар-ку Мастера и Маргариты.

21.01

61

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

Комбинированный

Знать о времени, о котором говорится в романе, и судьбе художника в мире, в котором гибнут таланты. Уметь составлять развернутую хар-ку героя; опр-ять роль худ детали.

Беседа. Характеристика героев.

Проблемные задания.

Прочит. статью из учебника Чалмаева «Карнавальный смех сатаны». Чем продиктованы все чудеса, совершаемые Воландом и его подручными? Хар-ка сатирических персонажей.

23.01

62

Р.Р. Сочинение по творчеству М.Булгакова.

1

Поисковая.

Уметь писать сочинения различных жанров.

Письменная работа над раскрытием выбранной темы.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Дописать сочинение.  Повторить о ИВС в тексте.

24.01

63

Размышления о смысле жизни в рассказе «Усомнившийся Макар» А.П.Платонова

1

Изучение нового

Знать важнейшие биографические сведения о писателе.  Знать содержание рассказа, особенности композиции,  уметь  объяснять значение  метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла писателя

Конспектирование.

Аналитическая беседа, комментированное чтение

Индивидуальные карточки по ранее изученным произведениям писателя

Повторить о жанре литературного произведения. Провести наблюдение над языком рассказа.

24.12

64

Р.Р. Язык и жанр рассказа А.П.Платонова «Усомнившийся Макар»

1

Совершенствование  

ЗУН;

Знать жанровые и языковые  особенности   рассказа, смысл названия пр-ия, центральные образы, проблематику. Уметь постигать сод-ие пр-ия на аналитическом уровне.

Аналитическая беседа, комментированное чтение. Вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев.

Тест по содержанию.

Читать  «Пещера» Е.И.Замятина

26.12

65

Жизнь и творчество М.А.Шолохова.

1

Изучение нового матери-ала

  Знать биографические сведения о писателе, значение его произведений. Уметь  выступать перед аудиторией, вызывать интерес слушателей

Сообщения уч-ся о жизни писателя и творчестве

Оценка выступлений уч-ся

Читать главы из романа «Тихий Дон».

30.01

66

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Замысел и история создания

1

Изучение нового матери-ала

Знать ист. создания, содержание пр-ия, сюжет,   особенности композиции и систему образов, уметь анализировать эпизоды, характеризовать героев

Беседа по содержанию романа, работа над текстом, анализ эпизода

Анализ эпизодов

Вспомнить произведения татарских и русских писателей о гр. войне. Подготовить к анализу эпизоды, связанные с  рев-ей и гр. войной.

31.01

67

Революция и гражданская война в изображении  М.Шолохова. «Тихий Дон»

1

Совершенствование  ЗУН;

Знать о гражданском и писательском  мужестве  Шолохова,  Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода.

Беседа по содержанию романа, работа над текстом, анализ эпизода.

Анализ эпизодов

Дать характеристику Григорию Мелехову.

04.02

68

Трагедия Григория Мелехова в  романе «Тихий Дон»

1

Изучение нового материала.

Знать особенности языка, стиля писателя. Уметь доказывать трагичность судьбы героя, связь этой  трагедии с судьбой  общества.

Характеристика героя, корректировка плана характеристики

 Ответы на вопросы по содержанию романа. Записи обобщений.

Характеристика Аксиньи и Натальи.

06.02

69

Р.Р Женские образы в романе «Тихий Дон».

1

Изучение нового материала

Знать содержание,  систему  образов произведения, уметь объяснять, как утверждаются Шолоховым вечные  ценности жизни, характеризовать героев

Анализ эпизодов, выявление авторской позиции

Тест по содержанию романа

Сравнить, чем отличается любовь двух женщин. Прочитать рассказы из цикла «Донские рассказы» (по выбору учащихся), «Судьба человека»

07.02

70

Р.Р. Сочинение по роману «Тихий Дон» А.Шолохова.

1

Обзорный урок с сообщениями уч-ся

Знать тексты  произведений  Шолохова,  своеобразие рассказов,   уметь анализировать рассказы, обсуждать прочитанное

Сообщения уч-ся о жизни писателя, проблематике произв.

Фронтальный опрос по содержанию текста

Дописать сочинение.

11.02

72

Э. Хемингуэй.Жизнь и творчество Повесть «Старик и море» Проблематика  повести.  Раздумья  писателя  о  человеке,  его жизненном  пути.  Образ  рыбака  Сантьяго.  

1

Изучение нового материала

Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений

Лекция с элементами беседы,

Фронтальный опрос

73

Великая Отечественная  война  и  ее  художественное  осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие  литературы.

1

Изучение нового материала

Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений. Уметь определять принадлежность  одному из литературных родов.

Лекция с элементами беседы, конспектирование обобщения.

Тест

Вспомнить изученные ранее произв. о ВОВ.

13.02

74

«Лагерная»  тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем Развитие  традиционных  тем  русской лирики Основные  тенденции  современного  литературного  процесса

1

Изучение нового материала

Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; тексты произведений; сюжет, композицию, систему образов; типическое значение характеров главных героев произведений. Уметь определять принадлежность  одному из литературных родов.

Знать представление о тенденциях послевоенной литературы,

Лекция учителя, выступления уч-ся, ответы на вопросы, выполнение заданий . введение понятия «лейтенантская литература».

Фронтальный опрос по содержанию произв.

 «Лейтенантская проза»  - дать определение

14.02

75

В.Л.Кондратьев «Сашка»

1

Изучение нового материала

Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; текст произведения.  Уметь охарактеризовать героя, анализировать прозаическое произведение

Анализ текста, беседа

Тест по содержанию анализу текста

Сюжет, композиция прозаического   произв.

18.02

76

Жизнь и творчество  А.Т.Твардовского Стихотворения: «Вся  суть  в  одном-единственном  завете…», «Памяти матери», «Я  знаю,  никакой моей  вины…».

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе;  особенности его лирических произведений. Уметь анализировать лирические произведения

Лекция с элементами беседы, выступления уч-ся, чтение стих. Анализ «Вся суть в одном-единственном завете…». «Памяти матери»,

Выступления уч-ся о жизни поэта, чтение наизусть стих. «Я знаю , никакой моей вины».

Презентация о жизни и творчестве Твардовского. Тема Родины в русской литературе 20 века, вспомнить ранее изученные стихотв. поэта.

Выучить наизусть «Я знаю, никакой моей вины»

20.02

21.02

77

Размышление о настоящем и будущем Родины,  осмысление темы войны. Стихотворения: «Дробится  рваный  цоколь монумента...», «О сущем» Исповедальный характер лирики Твардовского.  Тема  памяти  в  лирике Твардовского.

1

Изучение нового материала

Знать  особенности его лирических произведений. Уметь анализировать лирические произведения

Лекция с элементами беседы, выступления уч-ся, чтение стих. Анализ  «Дробится  рваный  цоколь монумента...», «О сущем»

Выступления уч-ся о жизни поэта, чтение наизусть стих. «Я знаю , никакой моей вины».

78

В.Ч.  Военная лирика Мусы Джалиля.

1

Обобщение изученного

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы

Беседа, ответы на вопросы, анализ стихотворений «Пташка», «Палачу», “О героизме”, “Варварство”, «Волки» и  др.

Проблемные вопросы

Подготовить материал к сочинению по произведениям о ВОВ.

25.02

79

Р.Р. Письменная работа по произведениям о ВОВ.

1

Систематизация ЗУН

Уметь оформлять свои мысли на письме.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Самостоятельная работа.

Подготовить презентацию о жизни и творчестве Б.Пастернака

27.02

80

   В.Т.Шаламов                  История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.. 

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Презентация о жизни  и творчестве писателя.

Лекция учителя,  комментированное чтение, анализ эпизодов. Словарная работа.

Проверить ответы на вопросы домашнего задания

Сопоставить с другими произв.  на данную тему

22.04

81

Рассказы: «Последний  замер», «Шоковая терапия»

1

82

Жизнь и творчество А.И.Солженицына.

1

Изучение нового материала

Знать сведения о жизни писателя, его произведения, значение творчества писателя в литературе и развитии общественной мысли  страны.  Уметь размышлять о значении литературы в современном мире

Презентация о жизни  и творчестве писателя. Анализ фрагментов «Нобелевской лекции по литературе 1972» .

Индивидуальные сообщения.

Читать указанные учителем главы романа "Архипелаг ГУЛАГ"

11.04

83

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны (по страницам романа "Архпелаг ГУЛАГ").

1

Изучение нового материала

Знать о трагических событиях в тоталитарном гос-ве, о причинах первого витка репрессий в 30-е годы 20  века и после Великой Отечественной войны. Уметь  работать с дополнительными источниками, выбирать из обширного материала только необходимые факты и события.

Запись за лекцией учителя, анализ эпизодов, выборочное чтение. Словарная работа.

Тест «Жизнь и творчество Солженицына».

Пересказать содержание  рассказа «Один день Ивана Денисовича»

15.04

84

Тема праведничества в творчестве А.И. «Матренин двор» Значение  рассказа для развития «деревенской» прозы в литературе второй половины ХХ в.  

1

Урок совершенствования ЗУН

Знать о «типе героя-праведника», путях решения темы праведничества в русской лит-ре 20 века. Уметь сопоставлять образы Шухова, Матрены и Юшки (А.Платонова).

Аналитическая беседа, анализ эпизодов, ответы на проблемные вопросы.

Индивидуальный, фронтальный.

Читать «Колымские рассказы» В.Шаламова. подготовить презентацию о жизни и тв-ве Шаламова.

85

Судьба северной  русской деревни  в годы войны и послевоенные годы в романе Ф.А.Абрамова   «Две зимы и  три  лета»

1

Изучение нового материала

Знать произведения о деревни, творчество русских писателей  50-80-х годов, уметь рассуждать, обсуждать прочитанное, сопоставлять произведения, творчества писателей

Презентация о творчестве писателей-деревенщиков , краткое содержание произв., анализ эпизодов

Судьба моей семьи, деревни в годы войны. Записи в тетрадях

Вспомнить произв. татарских писателей о жизни послевоенной деревни

07.03

86

Психологизм  в повести  В.П.Астафьева «Царь-рыба»

1

Изучение нового материала

Знать о жизни и творчестве Астафьева. Уметь показывать нравственные идеалы писателя, раскрывать  философский  смысл цикла  «Царь-рыба»

Лекция, аналитическая беседа,  анализ эпизодов

Тест.

Вспомнить биографию и творчество Астафьева, презентация.

11.03

87

Проблема гражданской ответственности в повести В.Г.Распутина  «Прощание с Матёрой»

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать прозаические произведения

Презентация о жизни и творчестве писателя, аналитическая беседа, анализ эпизодов

Карточки, работа в группах.

Проблематика произведений писателя

13.03

88

Своеобразие прозы В.М.Шукшина. Рассказ . «Ванька Тепляшин».

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать прозаические произведения, охарактеризовать  героев

Презентация о судьбе и творчестве писателя, выступления уч-ся, краткое содержание текста, анализ рассказа . «Ванька Тепляшин».

Проблемные вопросы.

Вспомнить ранее изученные произв. писателя.

14.03

89

Лирика Н.М.Рубцова. «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение к другу», «Во время грозы»

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать лирические произведения

Презентация о жизни и творчестве поэта, выразительное чтение стих., анализ стихотворений «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение к другу», «Во время грозы»

Чтение наизусть стих. «Журавли»

Повторить о средствах выразительности . Выучить наизусть «Журавли». Сообщения и презентацию о творчестве Е.Евтушенко. Вознесенского, Ахмадуллиной.  Выучить наизусть «Влечет меня»

18.03

90

Лирика Е.А.Евтушенко, «Свадьбы», «Со мною вот что происходит…», «Идут белые снеги»  А.А.Вознесенского, «Гойя», «Сага»«тишины»   Б.А.Ахмадуллиной. «По улице моей…»

 

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о поэтах; об их эпохе; их стихотворения. Уметь анализировать лирические произведения

Презентация о жизни и творчестве поэтов, выразительное чтение стих., анализ «Свадьбы», «Со мною вот что происходит…», «Идут белые снеги» Евтушенко; «По улице моей…» Ахмадуллиной; «Гойя», «сага», «тишины» Вознесенского

Анализ стихотворений. Чтение наизусть «Влечет меня…». Прослушивание песен на стихи Ахмадуллиной.

Сообщение о Б.Окуджаве, презентация. Выучить наизусть «Полночный трамвай».

20.03

91

Авторская песня.  Арбатский мир Булата Окуджавы. «Полночный трамвай»

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, стихотворения. Уметь анализировать лирические произведения

Презентация о жизни и творчестве поэта, выразительное чтение стих., анализ.

Чтение наизусть «Полночный трамвай». Прослушивание песен барда.

Сообщение о В.Высоцком. презентация. Выучить наизусть  «Здесь лапы у елей…».

21.03

92

Жизнь и творчество В.Высоцкого. «Сорванный голос» поколения.

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, стихотворения , особенности лирики. Уметь анализировать лирические произведения

Презентация о жизни и творчестве поэта, выразительное чтение стих., анализ стихотворений «Песня о звёздах», «Здесь лапы у елей дрожат на весу», «Охота на волков». Прослушивание песен В.Высоцкого.

Чтение наизусть  «Здесь лапы у елей…».

Подготовить сообщение о Вампилове.

01.04

93

Темы и проблемы современной драматургии.  Осуждение пошлости и обывательского  сознания в пьесе А.В.Вампилова «Утиная охота».

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе,  особенности  его творчества. Уметь анализировать  драматургические  произведения

Выступления уч-ся о судьбе писателя, краткий рассказ содержания, анализ эпизодов.

Анализ эпизода

Вспомнить ранее изученные произв. писателя, раскрыть их проблематику

03.04

94

Проблематика  и конфликт, система образов, композиция пьесы  А.В.Вампилова «Утиная охота»

1

Урок совершенствования ЗУН

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы

Анализ эпизодов, аналитическая беседа, обобщения по теме, записи в тетрадях.

Анализ эпизодов.

Конфликт драматургического произв. (рассказать с примерами)

04.04

95

«Городская проза» в русской литературе 70-80-х годов. Столкновение духовных и материальных ценностей в повести Ю.В.Трифонова «Обмен».

1

Изучение нового материала

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы

Лекция учителя, выступления уч-ся, аналитическая беседа, анализ эпизодов. Словарная работа.

Работа в группах

Вспомнить произведения других писателей на данную тему. Подготовить реферат по творчеству И.Бродского

24.04

96

Человек и Время в лирике И.А.Бродского.

1

Изучение нового материала

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать стих-ия Бродского.

Презентация о жизни и творчестве Бродского, чтение стихотворений, аналитическая беседа

Анализ стих. "Маятник о двух ногах"

Сообщение о творчестве Р.Гамзатова

29.04

97

В.Ч. Р. Гамзатов — хранитель национальной традиции, открытый русскому миру и ветрам времени.

1

Изучение нового

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; уметь видеть стиль поэта.

Анализ стих-ия «Мне жаль…» и др. Словарная работа.

Анализ стихотворения.

Подготовить презентацию о В.Цое.

02.05

98

Литература последнего десятилетия. 

Образ пустоты в повести В.Пелевина «Омон Ра»

1

Изучение нового

Знать о постмодернизме и основных его худ. принципах. Уметь определять особенности постмодернистской поэтики, главные особенности творчества Пелевина.

Конспектирование лекции учителя. Анализ эпизодов. Словарная работа.

Ответы на проблемные вопросы.

Читать “Чеченский блюз” А. Проханова.

06.05

99

Темы и мотивы лирики современного поэта. Светланы Кекова

1

Изучение нового

Знать о творчестве современного поэта Светланы Кековой. Уметь определять особенности ее творчества.

Конспектирование лекции учителя. Исследование особенностей творчества Кековой. Словарная работа.

Анализ стихотворений.

Читать рассказ «Пышка» Мопассана.

10.05

100

Зарубежная литература. Ги де Мопассан. Пышка.

1

Изучение нового

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции.  Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера.

Аналитическая беседа,  анализ эпизодов. Словарная работа.

Работа в группах, карточки с заданиями

Прочитать «Старик и море» Э.Хемингуэя.

13.05

101

Связи австрийского поэта Р.М.Рильке с русской и мировой литературой.

1

Изучение нового

Знать о творчестве Рильке, его связи с русской литературой. Уметь сравнивать стихотворения С.Есенина и Рильке.

Переписка с русскими писателями, анализ  «Орфей. Эвридика. Гермес»

Сравнительный анализ стихотворений двух поэтов.

Вспомнить произведения русских писателей ХХ века

20.05

102

Итоговый урок. Проблемы и нравственные уроки литературы ХХ века.

1

Повторение и систематизация, обобщение  изученного

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Знать теорию литературы. Уметь рассуждать, кратко и точно отвечать на вопросы.

Рассуждения уч-ся по заданным вопросам, обобщения по школьному курсу литературы.

Ответы на вопросы

Подготовить сообщение о прочитанном по1 произведению русской литературы 21 века.

23.05

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 11 классе — 5—7 стр.

Любое сочинение проверяется не позднее 10 дней в 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Приложение№ 1  

Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

11

 

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....