Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Терещенко Оксана Юрьевна

Урок разработан в соответствии с учебником  Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012   На данном уроке ставятся  следующие цели: развивать умение находить фразеологизмы в тексте, объяснять их значение, подбирать синононимы и антонимы-фразеологизмы к данным;  работать в парах и группах, уместно употреблять фразеологизмы в речи.Разработка урока  будет полезна учителям русского языка, работающим в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Предмет: русский язык

Класс:  5а

Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

Тема урока: Фразеология

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная цель: развивать умение находить фразеологизмы в тексте, объяснять их значение, подбирать синононимы и антонимы-фразеологизмы к данным;  работать в парах и группах, уместно употреблять фразеологизмы в речи

Личностные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.

Метапредметные:  развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи; продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности учащихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов;  развивать творческие способности и образное мышление;

Предметные:  познакомить учащихся с особенностями фразеологизмов; научить уобъяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары;

Содержательные: получить знания по теме «Фразеологизмы»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Звучит музыка «Зима». Слайд 2

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить на прогулку в  зимний лес.  Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями!  

- Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку. Давайте представим, что вы идете по волшебному зимнему лесу. Морозно. На ваши куртки и пальто падают снежинки…

Посмотрите, на ваши парты тоже опустились снежинки и звездочки разных цветов.



- Какое у вас настроение, ребята?

Покажите снежинку соответствующего цвета.


Дети приветствуют учителя

Поднимают руки

(снежинки на столах учащихся двух цветов: синие– прекрасное настроение; белые– настроения нет

Развитие «Я - концепции» (Л6)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Попробуем разобраться, о чем идет речь.

- Ребята, какие слова привлекли ваше внимание?
- Как вы думаете, могут ли они употребляться сами по себе?
- Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- А чему мы должны будем научиться?

- Запишите тему урока. Слайд 9

Обратимся к материалу параграфа 51. Запишите определение в справочник

Учащиеся знакомятся с картой успеха

О фразеологизмах

- Находить их в тексте
- Объяснять их значение
- употреблять в речи

Ученики знакомятся с материалом параграфа, в тетрадь для правил записывают значение определений «фразеология», «фразеологизмы»

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)

Формулирование проблемы (П18)

Принятие и сохранение учебной задачи  (Р1)

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Упражнение 1 (слайд № 9, презентация)

Учитель: Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.

Не бросать слов на ветер

легкомысленный

Заячья душа

зазнаваться

Мухи не обидит

приуныл

Ветер в голове

добрый

Вылетело из головы

не говорить впустую

Повесил нос

трусливый

Задирать нос

забыл

(Самопроверка, слайд № 10, презентация)

Учитель: В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)


Структурирование знаний (П5)

Использование речи для регуляции своего действия (К10)

4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа в группам (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 группа: в тексте «Глупые Сороки» найти и подчеркнуть все фразеологизмы
2  группа: в группе фразеологизмов пропущено одно и то же слово – угадать, какое (ПРИЛОЖ.3)

3 группа: Отгадать слово, загаданное с помощью фразеологизмов

4 группа: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА, УШИ, НОС


После выполнения задания участники групп передвигаются по часовой стрелке и проверяют работу другой группы, выступая теперь в роли экспертов

(тексты заданий напечатаны на карточках)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)

Структурирование знаний (П5)

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)

5) этап включения в систему знаний и повторения

- слова, близкие по значению
- слова с противоположным значением
Учащиеся по одному выходят к доске и находят пары фразеологизмов, близких по значению или противоположных по смыслу.
(
Работа выполняется индивидуально в карточках. После выполнения задания у доски производится проверка: ученики выходят по одному и соединяют стрелочками пары фразеологизмов) 

Развитие «Я концепции» (Л6)
Владение диалогической формой речи (К 13)
Писк разнообразных способов решения задач (П4)
Структурирование знания (П 5)

6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Вот и подходит к концу наша прогулка. И нам пора возвращаться.

После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции.  Так и  в учебе. Ваше желание получить новые знания  открывает для вас новые горизонты. А теперь настало  время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет.

- У нас получилось ясное морозное небо (учитель выбирает несколько звездочек и зачитывает.

- ребята, а де можно применить ваши знания?

Домашнее задание

Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета и  затем прикрепляют  их над теремком.

(На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне понравилось, что…)
Желтые (Я узнал, что…

Красные  (Было скучно, неинтересно)

Ответы могут быть такими:
- при работе с текстом
- при написании сочинения и т.д.
- в устной речи

Записывают домашнее задание

Развитие «Я -  концепции» (Л6)

Самооценка личности (Л7)

Упражнение 3 (слайд № 11, презентация)

Учитель: Образуйте антонимические пары фразеологизмов.

Засучив рукава -

Душа в душу -

Рукой подать -

Душа нараспашку -

Зарубить на носу -

(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).

(Выполнение упражнения, взаимопроверка, (слайд № 12, презентация)

7. Домашнее задание (слайд № 20, презентация).

Учитель: Говоря об устойчивых сочетаниях, нельзя не обратиться к образцам художественной литературы - одному из источников появления фразеологизмов в нашей речи. Вам предлагается вернуться к страницам басен И.А. Крылова, выписать 5 фразеологизмов и объяснить их значение.

8. Итоги урока (слайд № 21, презентация) 

Учитель: Подведём итоги уроки. Что вы узнали нового? Чему научились? Так зачем же нужно изучать фразеологизмы? (Оценивание всех участвовавших в уроке

П Р И Л О Ж Е Н И Е    К   У Р О К У

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1
Задание: найдите и выпишите фразеологизмы
                                                                                               Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Видно, нюхом почуяли находку, вот одна летает, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Задание 2
Задание: даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах.
1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждлая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говоритьт; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими.
3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карта успеха __________________

                     (ФИ  ученика)

Устные ответы (дал правильный ответ)

                                   Работа в группе

Не допустил ошибок в выполнении работы у доски

Моя самооценка

(по 5-бальной  шкале)

Принимал активное участие в поиске решения

Моя группа (ряд) справилась с заданием, не получив замечаний

Моя группа (ряд) активно работала весь урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое февраля. Кла сс ная р а бота.

Слайд 2

Ц . рк, ц . плёнок , ц . ркуль , лисиц . н , ц . фра , огурц . , ц . стерна , таблиц . , делегац . я,ц . новка , ц . ц

Слайд 3

Проверка индивидуальной карточки Ц и рк, ц ы плёнок, ц и ркуль, лисиц ы н , ц и фра, огурц ы , ц и стерна, таблиц ы , делегац и я,ц и новка, ц ы ц «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки

Слайд 4

Готовимся к ГИА (А5) 1) зарастал 2) циркуль 3) подарил 4) коридор Укажите слово с непроверяемой гласной в корне

Слайд 5

Зачем я сегодня пришёл (пришла) на урок?

Слайд 6

Отгадайте загадки Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … . Фальшивят, путают слова. Поют кто в лес, … . Ребята слушать их не станут: От этой песни уши ... .

Слайд 7

….. – это устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. ….. можно заменить одним словом-синонимом Сравните: на краю света – далеко; намылить шею – проучить ; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть .

Слайд 8

Фраз ео логизмы (фразеологические обороты)

Слайд 9

Сравним ?

Слайд 10

Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя Фразеологическая единица (фразеологизм, фразеологический оборот). Лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. С точки зрения семантической слитности различаются: 1) Фразеологические сращения (идиомы). Бить баклуши (бездельничать) 2) Фразеологические единства. Первый блин комом 3) Фразеологические сочетания. Строить воздушные замки (мечтать)

Слайд 11

Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике

Слайд 12

На заметку Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы . Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); Фразеологизмы - антонимы : засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём .

Слайд 13

Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными

Слайд 14

гна ться за двумя зайцами

Слайд 15

Не бросать слов на ветер легкомысленный Заячья душа зазнаваться Мухи не обидит приуныл Ветер в голове добрый Вылетело из головы не говорить впустую Повесил нос трусливый Задирать нос забыл Упражнение 1. Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца

Слайд 16

Упражнение 2. Образуйте антонимические пары фразеологизмов Душа в душу - Рукой подать - как кошка с собакой за тридевять земель

Слайд 17

Сравним Задание на слайде Задание в учебнике упр. № 507

Слайд 18

Упр. № 508 Ряд 1, 2, 3, 5

Слайд 19

Так бы подумал иностранец… Происхождение: ударить в грязь лицом первоначально означало «упасть на грязную землю». Такое падение считалось в народе особенно позорным в кулачных боях — состязаниях борцов, когда слабого противника опрокидывали ничком на землю. Узнаём историю слова

Слайд 20

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Слайд 21

Задание: найдите фразеологизмы, объясните их значение Глупые сороки Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Как говорят в народе вороны известные любители сыра об этом еще дедушка Крылов писал. Видно, нюхом почуяли находку, вот одна летает, другая, третья… Вот-вот утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Слайд 22

Проверяем Задание : даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах, восстановите фразеологизмы. 1 . Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего . 2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими . 3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. ЯЗЫК ВОДА КАША

Слайд 23

Подведём итоги упр. № 512

Слайд 24

Лесенка успеха

Слайд 25

Домашнее задание (обязательное для всех) 1) справочник + стр.49 + (1 задание по выбору) 1) Сочинить сказку, стихотворение или рассказ, используя фразеологизмы. 2) Нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы 3) упр. 506


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...